Мотивационное письмо на русском. "Мотивационное письмо школьника"

Мотивационное (или сопроводительное) письмо – это дополнительное сообщение, которое сопровождает отправку резюме работодателю. В названии документа содержится его смысл: данным сообщением кандидат сообщает о собственных мотивах, побудивших его обратить внимание именно на этого работодателя и конкретно на данную вакансию.

Правильно составленное письмо должно содержать аргументы, почему именно этот кандидат будет интересен работодателю.

Подготовка к составлению мотивационного письма

Чтобы готовый документ дал ожидаемый результат, следует внимательно изучить вакансию, найти информацию о компании, ее перспективных планах. Далее соотнести добытую информацию с развитием вакантной должности и оценить себя на этой должности в этой компании. Составьте набросок текста по предлагаемому плану:

  1. Выделите, какие ваши знания, навыки, опыт будут особенно интересны представителю работодателя. Выберите для текста не более 3 характеристик. Запишите их.
  2. Сформулируйте одним предложением, почему вас заинтересовала данная позиция. Составьте несколько вариантов для дальнейшего выбора.
  3. В одном предложении убедите работодателя в том, что он именно вам должен отдать эту вакансию.

Составление документа

Любое письмо начинается с приветствия. Хорошо, если это будет не безликое обращение «господин / госпожа рекрутер», а с указанием фамилии, имени. Имя специалиста, ответственного за работу с кандидатами, можно узнать из текста вакансии (обычно указывается контактное лицо, его адрес и телефоны).

В следующем предложении необходимо представиться и описать предмет сообщения.

В следующем абзаце изложить информацию о своих приоритетных характеристиках.

Следующий абзац – предложение из третьего блока подготовительного плана.

Завершить письмо необходимо также лаконично и емко. Поблагодарите получателя письма за внимание и выразите надежду на заинтересованность в вашей кандидатуре. Нелишним будет указать контактный мобильный телефон. Составленный документ прочтите внимательно. Исключите наличие грамматических, синтаксических и стилистических ошибок. Оставьте документ на 30–40 минут, затем перечитайте его еще раз. Если захотелось что-то исправить, внесите корректировки. Опять оставьте текст на полчаса и затем прочтите еще раз. Нравится? Отправляйте адресату вместе с резюме.

Пример мотивационного письма

данном разделе рассмотрены варианты мотивационных писем, написанные учениками 10 класса ГБОУ СОШ №197 Центрального района Санкт-Петербурга, которые учатся в специализированном классе (медицинский). Классный руководитель дала ученикам задание обосновать свой выбор, мотивируя их тем, что в следующем году они будут писать мотивационные письма в вуз и это хорошая возможность отточить мастерство написания подобного рода документов и показать свою личную заинтересованность в учебе в специализированном классе.
Подавляющее большинство учеников – новички в данной школе, пришли целенаправленно в специализированный класс и в первом полугодии показали ухудшение результатов успеваемости по основным предметам. Классный руководитель (первый опыт классного руководства) попросил зам. директора по УВР помочь в подборе и проведении методики, которая поможет выявить проблемы учеников. Кроме того, результаты данной методики позволили классному руководителю ближе познакомиться с детьми, узнать их интересы, увлечения, семейные ценности и познакомиться ближе с семьями учеников.
Имена авторов удалены для защиты персональных данных. В остальном текст писем приведен без коррекции.

МОТИВАЦИОННОЕ ПИСЬМО. Пример №1

Здравствуйте!
Меня зовут _________. Я родилась ________ в Пермском крае, городе Перми. В настоящее время я живу с родителями в Санкт-Петербурге. В семье я единственный ребенок.
С детства я занимаюсь музыкой, и имею большие достижения в хоровом искусстве. Мой хор является победителем многих международных конкурсов и обладателем семи премий гран-при.
В младших классах я любила в основном гуманитарные предметы, но с возрастом поняла, что предметы естественно-научного цикла мне ближе.
В старших классах я пришла к мысли, что хочу связать свою жизнь с медициной. Стать врачом. Тогда я поняла, что нужно будет поступать в медицинский вуз. А для этого, конечно же, необходима успешная сдача экзаменов. Я не знала, как начать подготовку, и поэтому решила спросить у девочки, которая уже прошла через все это, и поступила в Первый Медицинский Университет им. Павлова. Она и была тем человеком, который посоветовал сменить учебное заведение и поступить в 197 школу. И я бесконечно благодарна ей за это. По сравнению с прошлой школой, теперь имею большее количество часов биологии, химии и физики, чему рада. Вначале учиться было достаточно сложно, потому что профиль предыдущей школы резко отличался от школы 197. Но я постепенно справляюсь с этими трудностями. Прилагаю все усилия, чтобы добиться хорошего результата.
Я считаю, что целеустремленность - это главная черта моего характера. Надеюсь, что она поможет мне в жизни. Также, могу сказать, что обладаю хорошей усидчивостью и внимательностью, что очень важно в работе врача.
В моей семье, к сожалению, нет врачей, но абсолютно все поддерживают мой выбор.
После окончания 11 класса я планирую подать документы в несколько университетов Санкт-Петербурга и Москвы, в их числе: Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И. П. Павлова, Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова, Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова.

МОТИВАЦИОННОЕ ПИСЬМО. Пример №2

Меня зовут _________. Родилась ______ в Санкт-Петербурге. До второго полугодия 10-го класса я училась в гимназии №278 имени Б.Б. Голицына, но перевелась в школу №197 в 10-В класс. Что касательно моей семьи: папа работает в «_________» на значимой должности, мама – домохозяйка, также с нами живёт бабушка, она пережила два микроинсульта и теперь почти не ходит, мы с мамой за ней ухаживаем. _______, мой брат, сейчас работает спасателем на ледоколе рядом с полуостровом Ямал.
Свободное время я провожу с семьёй или же играю в компьютерные игры. Хобби – изучение комплектующих компьютера и зависимости между ними.
В старой школе я старалась участвовать во всех олимпиадах, которые были связаны с моими любимыми предметами, но я, увы, никогда не побеждала.
Я предполагаю, что если Вы знаете моё хобби, то уже можете понять меня. Что поможет выделить меня среди других СОИСКАТЕЛЕЙ? Хм, без понятия.
У меня любимыми предметами всегда были алгебра и геометрия (5-7 класс – математика), немецкий(изучала с 5-го класса), биология (изучала с 5-го, но полюбила с 6-го) и химия. Математика меня всегда привлекала тем, что она точная наука, там всё просто понять. Немецкий в нашей школе преподавали очень даже прилично, и понравился он мне только из-за учительницы, которая была всегда очень добра и одновременно строга с нами. Биология же понравилась из-за того, что мы изучаем живые организмы, мир, окружающий нас и прочее.
Я заинтересовалась медициной два года назад, когда стала болеть почти постоянно, пропуская школу. Также, болезнь моей бабушки, за которой я официально ухаживаю, стимулирует меня на такой выбор.
Узнала я об этой школе в детской поликлинике №24, когда я в очередной раз ходила к ЛОРу (Терещук Ольге Альбертовне). Она услышала о моей мечте и рассказала, что сама училась в школе №197 с 10 по 11 класс, где получила качественные знания, которые помогли ей поступить в институт и в будущем стать хорошим специалистом.
Я только перешла в эту школу, поэтому, пока что, с трудностями не столкнулась.
Я считаю, что я всегда была ответственной, мне часто поручали в старой школе специальные задания, доклады, чтобы я их сделала и рассказала классу. Я могу это качество продемонстрировать в подготовке домашнего задания и прочего..
По-моему, я обладаю такими навыками, как обучаемость и усидчивость.
Я считаю себя наиболее подходящим кандидатом, чтобы остаться учиться на период всего обучения потому, что это детская мечта, от которой я не отступлюсь, то есть буду стараться: учить, делать, «шпрехать».
Меня все поддерживают в выборе этого профиля. В семье больше никаких вариантов не обсуждалось.
У меня появилось желание продолжать учёбу в этом классе – трудности не пугают!
Я точно ещё не решила, по какой специальности, но рассматриваю только МЕД1.

Я, ________________, родилась в Санкт-Петербурге _______года. На данный момент учусь в школе 197 в 10"В". В моей семье нет людей, работающих в медицинской сфере, за исключением дальних родственников. Я же решила выбрать эту сферу, с помощью родителей и их поддержки, поступила в медицинский класс.
Так почему же я решила пойти именно в эту школу, в этот класс? Предлагаю начать с самого начала. На протяжении моего обучения в другой школе, мне всегда нравилась биология, так как это интересный предмет, к тому же о нас самих. В 8 классе я поняла, что сфера медицины меня привлекает больше остальных, именно тогда стала углубленно изучать эту тему. Конечно, с химией было все намного сложнее, мне не давался этот предмет первый год, но потом я стала больше заниматься и это оказалось легко. По сей день биология и химия-мои любимые предметы. Мне кажется, что к этой сфере я очень подхожу. Почему же? Потому что, на мой взгляд, я общительный человек, внимательный и всегда готова идти на помощь, а именно эти качества требует сфера медицины. После школы я планирую поступать в медицинский вуз на факультет "лечебное дело", в приоритете первый медицинский и ВМА. Я понимаю, как сложно поступить и какой сложный экзамен по биологии. Именно поэтому пошла в школу 197, опираясь на хорошие отзывы выпускников. Об этой школе я узнала от знакомого, который мне её посоветовал, так как в ней хорошая подготовка к егэ. Я очень рада, что мне удалось (смогла) попасть в эту школу и продержаться полгода. Я считаю, что справляюсь с программой и темпом обучения в школе. Конечно, сначала было очень тяжело, но зато будет легче потом. Надеюсь, что мне удастся продолжить свое обучение здесь, так как я очень мотивированна на то, чтобы хорошо учиться.

МОТИВАЦИОННОЕ ПИСЬМО. Пример №3

Я ученица 10 класса _______________, учусь в школе №197. Родилась в Санкт-Петербурге ___ году. У меня маленькая семья - я и мама. Свободное от учебы время люблю проводить за чтением книг. Также увлекаюсь театральным искусством, хожу на вокал. А еще учу французский и английский, дополнительно занимаюсь биологией и химией.
В младших классах мне нравилась биология. Мне казалась удивительной способность человека познавать себя. Позже я полюбила уроки химии, хотелось проводить как можно больше лабораторных работ. А вот интерес к физике мне привили совсем недавно. Находясь на этих уроках, я поняла, что мне нравится учиться, то моя стихия, и я готова бороться за честь нашей школы, о которой я узнала совершенно случайно.
Хочу заметить, что в нашем классе нет ребят, не стремящихся быть первыми, но я уверенна, что смогу проявить лидерские качество в полной мере. Также я инициативна, внимательна, трудолюбива и, несомненно, обучаема.
В моей семье все хотели бы в будущем видеть меня врачом. Моя мама – врач-невролог. С детства я слышала множество медицинских терминов, названий болезней и лекарств. Однажды, когда одна из пациенток, наблюдавшихся у мамы, пришла на консультацию к нам домой, я, будучи чрезвычайно любопытным ребенком решила подслушать их разговор, и, подумав несколько секунд и опередив маму, дала совет.

У меня много родственников, профессия которых связана с медициной. Таким образом, я могла бы сказать, что на мне лежит в некоторой мере ответственность за продолжение семейной традиции. Мне очень нравится учиться в нашей школе, и я хотела бы продолжить учебу в ней. После школы мне бы хотелось поступить в первый государственный медицинский университет имени Павлова.

SHARES

Добрый день, друзья.

В предыдущей статье я писала о том, . В этой — вы найдете примеры сопроводительных писем. А если вам будет не достаточно — вот еще

Если вы еще не убедились в важности и полезности написания сопроводительных писем, расскажу одну историю из моей жизни. Однажды я нашла в интернете вакансию, которая меня очень заинтересовала. В ней говорилось о том, что ищут девушку, которая имеет опыт работы, знает английский язык, и еще много другого. Вакансия была действительно стоящая и я рискнула написать им письмо, особо не ожидая ответа. В письме я написала, что очень хочу работать у них, начинаю учить английский язык и готова учиться, пока не стану хорошим достойным специалистом.
Представьте себе мое удивление, когда спустя пару дней я была приглашена на интервью. Они сказали, что несмотря на отсутствие опыта и знаний английского, не удержались, чтобы не познакомиться с человеком. который ТАК хочет работать.

С помощью сопроводительного письма я не раз попадала на интервью. Уже больше 4 лет я помогаю людям «продавать» себя на рынке труда с помощью сопроводительных писем.

«Почему это работает?» — спросите вы. А я отвечу — потому что резюме не говорит о человеке все, что человек сам хотел бы сказать. Резюме не отразит ваши ценности, не покажет вашу мотивацию, не скажет, почему вам интересна именно эта компания.
Менеджеры по персоналу получают сотни резюме и единицы сопроводительных писем.

Приступаем к примерам сопроводительных писем!

Пример первый (для специалиста без опыта работы)

Одно из первых сопроводительных писем, которые я написала.
Оно выигрышное за счет искренности и этим «цепляет» работодателя.

Уважаемая (имя)! Цель моего мотивационного письма – предложить Вам свою кандидатуру в качестве стажера в отдел Управления персоналом. В мае 2012 года я окончила магистратуру юридического факультета. Знания, полученные в процессе учебы и работы на юридическом предприятии, позволили мне сделать вывод о том, что лучшая специальность для меня – менеджер по персоналу (рекрутер). Освоение этой специальности является моей целью. Опыта работы в этой сфере у меня пока что нет, но я готова проявить высокий уровень самоорганизованности, чтобы стать хорошим сотрудником для компании «Название». У меня есть огромное желание развиваться, и я готова показать это на практике. Во время предстоящего обучения я хочу освоить все «азы» данной профессии и стать полноценным сотрудником вашей компании, работая для ее процветания. Любой опыт работы на данной должности, будет очень ценным для меня.
Более подробная информация о моём предыдущем опыте работы и профессиональных качествах находится в приложенном резюме. В работе для меня наиболее ценно саморазвитие – карьерный рост и осознание себя профессионалом. В личной жизни я интересуюсь спортом, здоровым образом жизни, творчеством и благотворительностью. Социальные проекты, которые Вы реализуете очень перекликаются с моей идеологией – «получать радость от того, что помогаешь людям». Это главная причина, почему я хочу проходить практику на вашем предприятии.
Буду очень рада предоставленной мне возможности стать профессионалом в области управления персоналом и приложу все усилия, чтобы оправдать Ваше доверие!
С уважением, Волошина Татьяна.

Пример второй (на украинском)

В этом образце не зватает инфомации о том, почему я хочу работать именно в этой компании. Не забывайте, что работодатель ждет кандидатов, которые хотят работать именно у него. И даже, если это не совсем так — об этом должны знать только вы 😉

Шановна (Ім`я)

Ціль мого мотиваційного листа — запропонувати Вам свою кандидатуру в якості стажера у відділ управління персоналу. У травні 2012 року я закінчила магістратуру юридичного факультету. Знання, отримані в процесі навчання та роботи дозволили мені зробити висновок, що найкраща профессія для мене — менеджер з персоналу. Однак, досвіду роботи в цій галузі я ще не маю.
Прагнення стати хорошим спеціалістом з персоналу підштовхує мене до постійного саморозвитку та самовдосконалення, тому я готова викладатися на 101 %, щоб отримати необхідні знання та навики.
Знання англійської мови на сьогодняшній день дуже обмежені, однак я готова працювати над собою.
Буду дуже рада можливості стати членом Вашої команди та обіцяю не підвести Вашої довіри!

З повагою, Волошина Тетяна

Пример третий (спустя время практики).

Не забывайте, что сопроводительное письмо, это не только реклама вас, но и возможность сказать работодателю что-то важное и ценное.
Например: человек, который передвигается на инвалидной коляске напишет об этом и отсеет работодателей, у которых нет для него условий труда; человек, который может работать только по выходным — избавится от звонков тех, кому нужен сотрудник на полную занятость; Список можно продолжать до бесконечности. Если вы не хотите отбиваться от сотен звонков рекрутеров — напишите о том что для вас важно в сопроводительном письме.

Здравствуйте (имя, фамилия)! Меня зовут Татьяна Волошина. По образованию я – юрист, а по состоянию души — менеджер по персоналу. Эта работа очень интересна мне, потому что она предполагает работу с людьми и возможность неограниченного развития! Вакансия вашей компании заинтересовала меня, поскольку вы готовы брать на работу человека, не имеющего опыта, но имеющего сильное желание развиваться в сфере управления персоналом. Это характеризует вашу компанию с хорошей стороны.
Я бы хотела работать у Вас. Во-первых — это профессия моей мечты и я уверена, что могу стать хорошим специалистом благодаря Вам. Во-вторых, я обладаю необходимыми качествами — умею находить общий язык с людьми и нравиться людям, я коммуникабельна, ответственна, инициативна (что касается предложений, каких-либо улучшений). Я загорелась этой профессией, поэтому я работаю над собой — хожу на курсы английского, читаю профильную литературу и статьи на сайтах, прохожу онлайн-курс по подбору персонала.
Буду очень рада, если Вы рассмотрите во мне потенциального кандидата на эту должность. Готова работать полный рабочий день.
Спасибо за внимание к моему сопроводительному письму и резюме!
С уважением, Волошина Татьяна!
Примеры сопроводительных писем Часть 2- читайте . Задавайте свои вопросы в комментариях, чтобы я могла давать вам именно те примеры, которые нужны.) И не стесняйтесь подписываться на мою

Именно мотивационное письмо (Statement of purpose) станет одним из важнейших документов при вашем поступлении в зарубежный университет – вот почему так важно уделить его написанию максимум прилежности, внимания и труда. Правильная структура, отсутствие ошибок, правильный посыл и подача себя как успешного и перспективного студента – все это для неподготовленного студента может оказаться более чем трудно. Специально для вас мы составили подробное руководство, основанное на советах и рекомендациях Винса Готтера (профессор, Университет Северной Айовы).

Смотрите видео: как написать крутое мотивационное письмо быстро

Чего ждет комиссия от абитуриента?

Приемная комиссия хочет видеть живую, динамичную, интересную и в то же время краткую историю перспективного молодого человека. Что представляет собой их будущий студент? Чего он хочет добиться, каковы его цели? Что он может дать вузу и чему университет может его научить?

Обычно приемная комиссия благосклонна к студенту:

  • Увлеченного и заинтересованного (помните про “крючки”)
  • Образованного (стиль и корректность, грамотность письма, выдержанность, логичность повествования)
  • Академически подготовленному (например, вы можете уместно использовать узкоспециальные термины, упомянуть профильные достижения и успехи, стажировку или рабочую практику)
  • Способного справляться с трудными задачами и сложностями (помните, что если в вашей истории были моменты преодоления – они смогут стать вашими главными козырями)
  • Коммуникабельного, идущего на контакт с другими студентами и преподавателями
  • С сильным потенциалом – комиссия в идеале всегда ищет студентов, способных прославить свой университет.

Конечно, все это в 300 слов вместить очень сложно – поэтому сосредоточьтесь на тех моментах, которые вы сможете раскрыть лучше всего (и, конечно, данный порядок качеств соблюдать совсем необязательно). Постарайтесь быть собой, но выражаться чуть более ярко и кратко, чем в обычной жизни: письменная речь лишена невербальных знаков, поэтому ваше личное обаяние, увы, здесь будет бессильно.

Основные форматы мотивационного письма

Можно выделить не структурированное письмо и эссе-интервью, представляющее собой ответы на конкретные вопросы приемной комиссии. Первое – не структурированное эссе – позволяет вам презентовать свои лучшие качества, достижения и перспективы, интересы и цели в свободной форме, тогда как во втором случае (он очень распространен для отбора кандидатов на MBA) вы ограничены краткими вопросами точно по существу. Поэтому мы считаем нужным более подробно остановиться на формате и структуре первого варианта эссе – можно условно выделить три варианта написания:

1) Вчера-сегодня-завтра

  • “вчера”: я имею опыт, таланты и навыки, чтобы учиться в вашем вузе на выбранной специальности
  • “сегодня”: сейчас я хочу получить следующие знания для своего персонального и профессионального развития
  • “завтра”: в будущем программа вашего вуза поможет достичь следующих целей и карьерных, личных высот.
  • “я”: обладаю следующими качествами, талантами, способностями, интересами, возможностями
  • “вы”: предлагаете программу, полностью соответствующую моим требованиям, желаниям, способностям, целям и амбициям
  • “мы”: мой потенциал на программе вашего факультета и университета раскроется следующим образом, принесет следующие плоды.

3) Что-почему-с какой целью

  • Что я хочу изучать и узнавать?
  • Почему я хочу изучать именно это, какие цели я преследую? Почему я выбрал именно эту специальность, чем она так важна для меня?
  • Какие цели я смогу достигнуть, обучаясь на этой программе, что я ожидаю от нее получить?

Как правильно оформить письмо и выдержать формат?

  • Обязательно учитывайте требования выбранного вами вуза и программы – особенно если вы претендуете на место в магистратуре или MBA! Университет может затребовать разные письма для каждого направления, просить прислать исключительно рукописные варианты (регламентируя даже цвет чернил!) и.т.д. – обязательно изучите официальный сайт вуза и досконально проверьте все требования
  • Наиболее интересные и выигрышные факты, представляющие вас в лучшем свете, постарайтесь расположить в начале, первой части вашего письма – это поможет сразу же заинтересовать приемную комиссию и гарантирует, что ваше заявление прочитают до конца
  • Попробуйте начать письмо с оригинальной цитаты, собственного выражения или факта из вашей жизни – это отлично “цепляет” экзаменатора и вызывает живой интерес
  • Следите за логичностью и последовательностью вашего письма – вы должны постепенно развиваться как личность в вашем тексте
  • Применяйте деление на параграфы, небольшие абзацы: каждый должен обладать завязкой, кульминацией и развязкой и представлять собой небольшую логичную историю. Избегайте витиеватых выражений, архаизмов и канцеляризмов, сложных причастных/деепричастных оборотов – ваша письменная речь должна быть простой, доступной и понятной. Конечно, это не относится к употреблению узкоспециализированных терминов: уместное и корректное их использование подчеркнет ваш уровень знаний и осведомленность, заинтересованность в профессии
  • Нужно ли говорить об отсутствии грамматических, пунктуационных, синтаксических и логических ошибок? Внимательно выверяйте ваш текст – несколько раз с достаточными перерывами по времени, дайте прочитать его вашему другу или преподавателю
  • В конце письма, в его заключении не забудьте подвести краткие итоге и резюмировать поданную информацию, выразите надежу на положительное решение и дальнейшее продуктивное сотрудничество. Ваше письмо должно вызывать приятное “послевкусие” и оставлять хорошее, позитивное впечатление о вас как о потенциальном студенте.

Основные требования к текстовому оформлению письма вы сможете прочитать ниже – но помните, что это только примерный стандарт, и конкретные требования могут отличаться в зависимости от выбранного вуза!

  • Объем = 2500-6000 знаков без пробелов
  • Шрифт = Times New Roman
  • Размер шрифта = 14
  • Цвет шрифта = черный чистый
  • Междустрочный интервал = 1,5
  • Размеры отступов = 2см (и справа, и слева).

Важные детали в написании мотивационного письма

Не опускайте руки – практически 100% абитуриентов, в первый раз составляющие Statement of purpose, делают это неправильно. Разберем часто встречающиеся ошибки и напротив, яркие и хорошие примеры верной подачи абитуриента.

1. Вот яркий пример из реального письма:

"Я бы хотел поступить на программу магистра изящных искусств, потому что уверен, что мое писательское мастерство расцветет во всей красе на вашей программе, так как я буду регулярно принимать вызовы от преподавателей и оттачивать свои навыки".

С одной стороны, все требования соблюдены и написано все грамотно – но фраза абсолютно неинтересна и только занимает лишнее место в документе. Специалисты приемной комиссии направления изящных искусств читают нечто подобное постоянно, и вы для них сольетесь в единый невнятный поток писем. Учитывая, что в среднем объем МП составляет 300 слов, более 15% студенты обычно тратят на ненужные, слабые и блеклые слова, которые ничего не скажут приемной комиссии. Будьте точны и индивидуальны!

2. Не забудьте вставить в МП так называемый “крючок” – то есть факт, который служил ключевым для выбора вашей профессии и специальности. Вот отличный пример правильного “крючка”:

"Когда мне было 11 лет, моя бабушка Гретчен скончалась и оставила мне то, что изменило мою жизнь - библиотеку величиной в 5000 томов. Одни из моих лучших дней были проведены в чтении и упорядочивании её книг. С тех пор я захотела стать библиотекарем" (претендентка на магистерское место по программе библиотечного искусства).

Все предельно четко и понятно: откуда взялась страсть к книгам, когда она стала основной частью жизни, почему проявилось желание заботиться о книгах и.т.д. Члены комиссии, как образованные интеллектуалы, наверняка подумают, что и они бы обрадовались такому щедрому подарку в свои 11 лет – а значит, прекрасно запомнят это письмо и его автора. А ведь “крючок” бы мог звучать и по-другому, абсолютно никого не заинтересовав:

"Я имею честь подавать заявку на программу магистра библиотечного искусства, потому что всю свою сознательную жизнь я любила читать книги. С 11 лет я знала, что хочу стать библиотекарем".

3. Вспомните и расскажите, что именно вас подтолкнуло к выбору направления, специальности, профессии и карьеры. Что вы сможете сделать для себя и для окружающих, овладев выбранной профессией?

Большим плюсом будет наличие у вас хобби (внеклассного занятия), прямо или косвенно связанного с вашей специальностью. Например, вы поступаете на инженерное отделение - а в свободное время увлекаетесь авиамоделированием, ездите в картинг-клубе, самостоятельно обслуживая свой карт, и вообще с детства помогали отцу в гараже. Подобные заметки нужны университету для того, чтобы убедиться в серьезности ваших намерений, правильности выбора учебного направления и карьеры, уточнения прочности вашей мотивации.

Ну а если вы успели пройти стажировку или рабочую практику, имеете практический опыт по специальности – об этом точно молчать не стоит! Кратко расскажите о деталях вашего трудоустройства и обязанностях, достигнутых результатах, приобретенных навыках и впечатлении вашего начальника.

4. Оригинальность определенно будет вашим плюсом – но и здесь нужно тонко чувствовать границы. Да, если ваше письмо будет безукоризненно составлено и безошибочно написано, но состоять из шаблонных, безликих фраз – вы, увы, не запомнитесь приемной комиссии и не будете стоять в приоритете на зачисление.

Однако часто ставка на оригинальность – это либо все, либо ничего. Известен любопытный пример абитуриента Стэнфордского университета, чье эссе уложилось в 22 слова:

"Я хочу изучать английский язык на уровне магистра. Для этого мне нужен бакалаврский диплом. По этой причине я подаю заявку на поступление".

Разумеется, данный студент запомнился всем и каждому! В первую очередь как рисковый, деловой и достаточно резкий молодой человек. Однако учтите, что какому-либо члену приемной комиссии такая дерзость может показаться оскорбительной, и вы достигнете прямо противоположного результата. Будьте осторожны и правильно взвешивайте свои шансы и право на риск.

Но оригинальным можно сделать и “безопасные” заявления. Сравните:

"Я работал на конвейере завода телевизоров и однажды решил пойти в колледж, чтобы не прожить жизнь зря и окончательно пропасть" => " Однажды во вторник я запаял 112-й зеленый провод на 112-м пульте от телевизора и осознал, что эта однообразная работа не дает мне возможностей для развития и реализации моего потенциала. Я решил, что колледж будет моим спасением".

И там, и там – всего 25 слов. Но какая из фраз зацепит приемную комиссию? Комментарии, думаем, излишни.

5. Если в вашей академической истории были сложные, спорные и неоднозначные моменты – лучше их объяснить: рано или поздно они все равно выйдут наружу. Например, если в одном из триместров вы получали только тройки, постарайтесь честно, беспристрастно, доверительно (но без лжи и лишней слезливости) объяснить причину такой низкой успеваемости. Возможно, у вас были проблемы в семье или трудности со здоровьем, эмоциональный упадок, жизненные или финансовые трудности. Если вы будете честны и объективны – в первую очередь, к себе - то сможете создать образ волевого, сильного и самостоятельного человека, который умеет преодолевать трудности и выходить победителем из любых сложных ситуаций.

6. Обязательно подтвердите всевозможные ваши достижения: таланты и способности, спортивные кубки, победы в олимпиадах и конкурсах любого уровня, получение стипендий или грантов, участие в образовательных обменах и.т.д. Причем необязательно, чтобы эти достижения были Олимпийского уровня – любая победа характеризует вас как целеустремленного и в меру амбициозного человека, готового побеждать. Если подобных примеров очень много – опишите те, которые вызывают особую теплоту в вашем сердце: это сделает письмо более человечным, выделит его среди сотен шаблонных вариантов.

7. Если вы внимательно ознакомились с вашим будущим университетом, факультетом и специальностью, то наверняка в курсе нескольких профессоров, которые будут у вас преподавать. Напишите, у кого и чему вы бы хотели научиться, чем вас привлекают особенности программы у конкретного преподавателя – это дополнительно покажет вашу заинтересованность и осведомленность. Причем конкретных имен можно даже и не называть – поверьте, представители комиссии знакомы со всем преподавательским составом! Постарайтесь также не “мошенничать”, указывая самого известного профессора с мировой славой – наверняка его упомянут и другие ученики, что нивелирует ваши труды и нисколько не отметит ваше МП.

Список полезных фраз и выражений

Конечно же, мы не настаиваем, чтобы вы строго обязательно использовали все данные фразы в вашем мотивационном письме! Но, возможно, вам пригодятся корректные, вежливые формулировки и вводные фразы для оформления вашего текста – пользуйтесь с удовольствием:

  • I am applying to the program… at the University of... because I am very interested in... (Я подаю заявку на программу…в университет…, поскольку…)
  • I’m a very active person in my free time… (Я очень активный человек и поэтому в свое свободное время…)
  • I would say that my only weakness / weaknesses are... But I am looking to improve in this / these area/s (Могу сказать, что моей единственной слабой стороной является... Но я работаю над этим)
  • I believe my knowledge and skills will serve to… (Я верю, что мои знания и навыки помогут в…)
  • I would be well suited to the position because… (Я считаю себя подходящим кандидатом на эту позицию, потому что...)
  • My strengths are… (Мои сильные стороны...)
  • Following the Master’s Degree I aspire to work in… (После получения магистерской степени я планирую работать в…)
  • Even under pressure I can maintain high standards (Даже под давлением я могу соответствовать высоким стандартам)
  • I am evidently keen to study at the University of... because of it excellent reputation in research / top ranking / employment rates (Я хочу учиться в университете…, поскольку он обладает прекрасной академической репутацией в международных рейтингах…).

Самые частые ошибки в написании мотивационного письма: ТОП-10

  • Дублирование информации из академического резюме

МП – ваш шанс сообщить новое, дать комиссии максимум информации о вас как о талантливом и перспективном студенте. Не упускайте его, не копируйте ваше резюме!

  • Унылое и вялое начало

Не представляйтесь в течение целого абзаца – начинайте “с места в карьер”: например, со второго же предложения опишите случай-“крючок”, повлиявший на ваше решение учиться именно в этом вузе.

  • Одно эссе для всех университетов

В корне неправильный подход, способный загубить все ваше поступление. Каждый вуз отличается собственными достоинствами, особенностями и преимуществами, и не отмечать эти уникальные факты в мотивационном письме – значит лишить университет его гордости и идентичности, что не сможет не задеть приемную комиссию.

  • Безличность

Обезличенность письма, шаблонные фразы, банальность и универсальность суждений не будут вам помощниками – комиссия решит, что вы ничем не отличаетесь от других, а значит, лучше поискать более яркого и самобытного кандидата на место.

  • Нелепые и неуместные шутки

Но и оригинальность, чувство юмора хороши в меру. Если вы не уверены в безобидности, точности вашей шутки – не вставляйте ее в письмо (для отсева отлично подойдут ваши друзья, знакомые профессоры и преподаватели). Обязательно учитывайте менталитет принимающей стороны, национальные особенности характера, темперамента и такта.

  • Неумение остановиться, чрезмерный объем текста

Логично, что вы стремитесь рассказать о себе как можно больше – но старайтесь каждый абзац посвящать отдельной единственной теме, которая будет детально раскрывать новую информацию о вас. Не частите, не пытайтесь вместись в письмо невместимое.

  • Отсутствие проверки и корректуры

Если вы сдали письмо без проверки, и оно пестрит ошибками, неточностями, опечатками, синтаксическими и пунктуационными ляпами – приемная комиссия, скорее всего, отложит его в сторону, каким бы талантливым оригиналом вы ни были.

  • Написание эссе за несколько дней до дедлайна

Мы еще не убедили вас, что письмо нужно писать заранее, оставляя достаточно времени для его проверки и редактуры?

  • Присвоение себе чужих успехов

Не стоит приписывать себе чужие достижения и дела, которых на самом деле за вами не числится. Как уже говорилось – будьте собой: ведь именно вы претендуете на место в вузе! Если обман раскроется в ходе личного интервью – вам будет как минимум неловко, а у приемной комиссии сложится очень неприятное впечатление.

Внимательно проверяйте свое письмо, и не один раз

Помните, что после отправки письма вы уже бессильны его редактировать и корректировать! Поэтому проверке стоит уделить максимум внимания. В целом чек-лист для проверки письма включает в себя следующие пункты –проверьте, что они присутствуют в вашем МП:

  • Первичная организация и структура повествования и документа
  • “Крючок” (почему вас так интересует выбранная специальность, что стало толчком к получению профессии)
  • Логическая связь между мотивацией, хобби, достижениями и выбранным направлением
  • Достижения и успехи в выбранной области, пройденные курсы (специальные, дополнительные, факультативные), тематическая профильная внеучебная деятельность
  • Публикации и профессиональные достижения – отчеты, доклады, презентации, выступления
  • Если были академические трудности в прошлом – описание их причин, путей решения, сделанных выводов
  • Причины выбора именно этого университета, факультета/школы/института, специальности
  • Особенности курса, которые максимально ценны и полезны для вас
  • Упоминание конкретных профессоров: их достижений, ключевых работ, интересных моментов программ (в которых вы заинтересованы).

Внимательно пересмотрите его содержание, проверьте, выдержали ли вы стиль и логичность, последовательность изложения, исправьте все виды ошибок – грамматику, стилистику, синтаксис, пунктуацию. Попросите проверить ваше письмо коллегу-студента, товарища по группе, а также устройте несколько самостоятельных проверок с перерывами в несколько дней (чтобы глаз не “замылился”).

Просто отлично, если вам удастся показать письмо знакомому преподавателю или профессору: у них гораздо больше опыта и знаний, поэтому их советы по оформлению и содержанию могут быть особенно ценными. Кроме того, профессионалы могут быть хорошо знакомы с особенностями МП для определенного вуза, факультета или случая, что также будет очень полезно для вас.

  1. Письмо должно быть индивидуальным для каждой отдельной ситуации
  2. Невозможно написать одно мотивационное письмо для нескольких учебных заведений. Акценты в нём должны меняться в зависимости от того, для поступления в какой университет и на какую программу вы его пишете.

  3. Выясните требования к мотивационному письму конкретного университета
  4. Стандартной формы мотивационного письма нет. Максимальный объём ограничивается 500 -1000 слов. Общепринятая структура: введение, основная часть, заключение. Но требования конкретного вуза к мотивационному письму нужно уточнять в приёмной комиссии или у консультанта по зарубежному образованию в России.

  5. Будьте нестандартным
  6. Не надо использовать шаблонные фразы. Можно пользоваться образцами мотивационных писем, но только для того, чтобы понять логику составления текста. Мотивационное письмо в вуз должно отражать ваш образовательный и профессиональный опыт, ваши убеждения и достижения.

  7. Не забывайте о логичности подачи информации
  8. Несмотря на то, что вам нужно уместить много информации в сравнительно небольшой текст, не забывайте о том, что он не должен представлять собой список фактов о вас. Это должно быть последовательное изложение.

  9. Попросите кого-нибудь прочитать ваше мотивационное письмо
  10. Как минимум – кому-то, кто владеет иностранным языком, чтобы он проверил, нет ли ошибок в тексте. Как бы хорошо вы ни владели языком, вы можете их пропустить, потому что автор свой текст обычно читает по памяти и ошибок-опечаток просто не видит. В идеале мотивационное письмо лучше показать профессиональному консультанту. Он подскажет, что изменить в структуре текста, где добавить конкретики, изменить описание и т.д. И, кроме того, специалист, который видел сотни мотивационных писем, легко находит в тексте стандартные, шаблонные и потому бессмысленные фразы.

Что включить в мотивационное письмо

Этот список – не структура письма, а перечень вопросов, которые помогут вам определиться, о чём писать.

Почему вы выбрали этот курс?

  • Почему вас интересует эта область?
  • Что повлияло на ваш выбор?
  • Есть ли конкретные люди, которые повлияли на ваш выбор?
  • Что вы сделали для того, чтобы узнать больше об этом курсе?

Как ваше образование соотносится с выбранной областью?

  • Есть ли у вас знания по предмету, полученные во время предыдущего обучения, подготовки научной работы или проекта?
  • Какой была ваша успеваемость в этой области?
  • Получали ли вы какие-либо стипендии?
  • Есть ли у вас навыки, которые понадобятся в обучении по выбранной программе?

Какой неакадемический опыт, соответствующий выбранной специальности, у вас есть?

  • Был ли у вас профессиональный опыт или опыт волонтёрства в этой области?
  • Есть ли у вас личный интерес к этому предмету, и как он возник?
  • Есть ли у вас увлечения, посещаете ли вы внеклассные занятия, которые связаны с выбранной специальностью? (например, работа в студенческой газете для поступающих на журналистику)

Какие личные качества вы хотели бы отметить?

Список качеств, которые нужно упомянуть, зависит от выбранной области. Важно не просто перечислять качества, а приводить доказательства. Подтверждайте их фактами: участие в исследовательских проектах, публикации в научной литературе, победы в профессиональных конкурсах, стартапы, волонтёрская деятельность.

Есть и универсальные качества, которые ценятся в студентах постдипломных программ. В их числе:

  • Умение работать самостоятельно
  • Навыки коммуникации – устной и письменной
  • Пунктуальность
  • Умение распоряжаться своим временем
  • Решительность и настойчивость

Почему вы выбрали именно этот вуз?

  • Есть ли конкретные преподаватели, с которыми вы хотели бы работать?
  • Специализируются ли они в тех областях, которые вас интересуют?
  • Чем вас привлекает структура курса?
  • Что, по вашему, отличает этот вуз от других? (выдающиеся исследования, качество преподавания, стажировки на базе международных компаний и т.д.)

Важно: не повторяйте здесь то, что вы прочитали на сайте вуза

Какие у вас карьерные цели?

Не обязательно иметь пошаговый план. Но важно показать, что у вас есть представление о будущей карьере, и вы понимаете, как обучение на курсе продвинет вас в достижении этих целей.

Основные проблемы мотивационных писем

Служба карьеры британского Cornell University опубликовала список типичных проблем слабых мотивационных писем:

  • Мелодраматические или самодовольные утверждения
  • Размытые, абстрактные фразы
  • Достижения, перечисленные списком
  • Использование жаргонизмов
  • Орфографические и грамматические ошибки
  • Сложные длинные предложения

Если вам нужна помощь по составлению мотивационного письма или консультация по образованию за рубежом, обратитесь в IQ Consultancy. Мы 15 лет работаем в этой сфере, наши специалисты детально знают требования учебных заведений, порядок поступления и особенности обучения в них.