Мученица анфиса римская. Молитва святой анфисе

21 (8) декабря - День Памяти Мученицы Анфисы Римской

Мученица Анфиса пострадала за Христа в Риме в V веке. Была женой римского сановника, крещена святителем Амвросием Медиоланским . Святая мученица была сожжена, после того как отказалась от предложения жены градоначальника Сунильды принять арианское крещение.



Святая мученица Анфиса жила в четвертом веке. По-гречески ее имя означает «цветущая». На всех иконах ее изображают как красивую молодую женщину. Ведь Анфиса была супругой видного римского сановника. Она уверовала в Христа и приняла крещение благодаря проповеди святителя Амвросия Медиоланского. В это время по империи широко распространилась арианская ересь. Основатель этой ереси, пресвитер Арий, считал, что Иисус Христос - лишь посредник между Богом и тварным миром, а не Сын Божий. Эта ересь была осуждена Первым Вселенским собором, но тем не менее, приобрела и своих покровителей, и последователей. Жена градоначальника Сунильда была сторонницей Ария. Она предложила Анфисе принять крещение в этой ереси. Женщина воспротивилась этому, а ее муж, боясь последствий отказа, переменил веру. Святую Анфису казнили. Но небесная кара обрушилась и на неверного мужа и на Сунильду.

Тропарь святой мученице Анфисе:

Агница Твоя, Иисусе, Анфиса зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю, и Тебе ищущи страдальчествую и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, да и живу с Тобою; но яко жертву непорочную приими мя, с любовию пожершуюся Тебе. Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

Народный календарь

21 декабря - Анфиса Рукодельница

Самая длинная ночь в году.

Именины святой были особым днем для девиц, которым полагалось рукодельничать, кто в чем больше способен - вышивать, шить, ткать или сидеть за прялкой. И, чтобы не сглазили, рукодельничать нужно было вдали от чужих глаз, но разве это возможно в крестьянском доме?

Жила она в 8 веке в Малой Азии, а точнее в Мантинее Пафлагонской, в горах, где поблизости не было не одной души. Только она и молитва. Монашество святая дева приняла от Сисиния иеромонаха. Со временем рядом с преподобной Анфисой стали селиться другие сестры, которые также, как и она, искали уединения и молитвы. Потихоньку, образовалась община, а затем и была построена обитель. В этот период в стране правил император Константин Копроним. Он заставлял святую Анфису поменять веру, отречься от Христа, не почитать иконы. За то, что она не стала выполнять его приказания, преподобную долго мучили. За этим наблюдали властьимущие вельможи, среди которых оказалась супруга императора. Святая Анфиса, когда увидела ее, предрекла ей рождение двух деток (девочки и мальчика). В скором времени пророчество исполнилось, и тогда преподобную Анфису отпустили на свободу. Она вернулась обратно к себе в обитель и отошла ко Господу уже будучи старицей.

Рождественский пост.

Сегодня память: апп. от 70-ти Сосфе́на, Аполло́са (Апеллия), Ки́фы, Ти́хика, Епафроди́та, Ке́саря и Онисифо́ра; мц. Анфисы Римской, мчч. 62-х иереев и 300 мирян, в Африке от ариан пострадавших в V веке; прп. Пата́пия Фивского VII века; прп. Кирилла Челмогорского XIV века;

Сщмч. Сергия Орлова, пресвитера убиенного в 1937 году.

Именинников поздравляем с днем ангела.

Братья и сестры, сегодня мы вспомним целый ряд святых. Во-первых, мученицу Анфису. Она пострадала за Христа в Риме в V веке. Мученица Анфиса, жена римского сановника, была крещена святителем Амвросием Медиоланским. Святая мученица была сожжена, после того как отказалась от предложения жены градоначальника Суни́льды принять арианское крещение. Во-вторых, многих мучеников пострадавших при правителе Вандальского королевства в Северной Африке Гунери́хе с 474 по 491 год (в это время в Византии правил император Зенон). Гунерих при пособничестве арианских епископов воздвиг жестокое гонение на православных. Когда верующие собрались в одном из храмов и тайно совершали Божественную литургию, войска варваров ворвались в церковь. Часть молившихся бежала, а 300 человек, наиболее твердых в истинной вере, предали себя добровольно на мучения и были обезглавлены. Из 62 иереев двух сожгли, остальным отрезали языки.

Братья и сестры, века идут, но между верующими христианами периодически происходят расколы и войны, когда христиане начинают предавать друг друга смерти. Так было и во времена арианской смуты, и во времена монофизитской ереси, и иконоборчества. Так было во время крестовых походов, когда был разграблен Константинополь. В Европе воевали протестанты и католики. На Руси воевали не только католики и православные, но и православные князья шли войной на своих же православных братьев.

В XX веке тоже множество примеров подобных кровопролитий. Так из-за обновленческого раскола в начале XX века было репрессировано огромное количество православного духовенства. То же самое показали совсем недавние политические события, примеры можно приводить до бесконечности. Апостол Павел уже в первом веке беспокоился обо всем этом:

Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: “я Павлов”; “я Аполлосов”; “я Кифин”; “а я Христов”. Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? (1 Кор. 1,10-13).

Почему же все это происходит? Ответ прост. Все это происходит потому, что название «христианин» не делает таковым человека само по себе. И если даже между двумя христианами происходит ссора, значит по меньшей мере один из них отошел от Христа и нуждается в покаянии. Но чаще всего обе стороны далеки от идеала, и начавшаяся распря растет и разжигается сильнее. Господь сказал: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими». Но отчего их так мало? Потому что гордыня стоит на своем и всегда норовит испортить благие начинания. Каждая сторона конфликта уверена, что, отстаивая свою позицию, идет к благим целям. Как же понять, какую сторону занять? И есть ли эта правая сторона? Архимандрит Софроний (Сахаров), поясняя учение преподобного Силуана, писал, что при отличии добра и зла верным признаком является не столько святая и высокая по своей формулировке цель, сколько средства, избираемые для достижения этой цели.

По словам отца Софрония, в практической жизни человека абсолютное добро недостижимо; во всяком человеческом начинании присутствует некоторая доля несовершенства. Из-за этого различение добра от зла является очень трудным. Нас сбивает с толку неизбежное наличие благих намерений и предлогов во зле и при этом несовершенство человеческого добра. Но для настоящих святых все было очень просто. Например, преподобный Силуан так просто объяснял все наши беды:

«Люди не учатся смирению, и за гордость свою не могут принять благодать Святого Духа, и потому страдает весь мир. А если бы люди познали Господа, какой Он милостивый, смиренный и кроткий, то “за один час” изменилось бы лицо всего мира, и у всех была бы великая радость и любовь. Господь Милостивый дал нам покаяние, и покаянием все исправляется. Покаянием мы получаем прощение грехов; за покаяние приходит благодать Святого Духа, и так познаем Бога. Если кто потерял мир и страдает, то пусть покается, и Господь даст ему Свой мир. Если какой народ или государство страдает, то надо всем покаяться, и тогда все исправится от Бога». Братья и сестры, давайте будем молиться и искренне каяться. И да помогут нам в этом наши небесные заступники.

Святии мученицы, молите Бога о нас.

Диакон Михаил Кудрявцев

Святая мученица Анфиса Римская! 21 декабря. Святая мученица Анфиса Римская жила в конце IV – начале V века. Имя Анфиса – греческое и переводится как «цветущая», «красочная», «цветочная». Еще в ранней молодости она сочеталась браком со знатным римским вельможей. Это было время, когда Константин Великий положил конец гонениям на христиан, но на смену этому в христианской среде возникли искажения в вере – ереси. Самой крупной из первых ересей была арианская, названная так по имени ее родоначальника, священника Ария из Александрии. Суть еретического учения арианства состояла в том, что исповедовавшие ее считали, что Христос не есть Сын Божий, что он тварен, как и все прочие. Таким образом, лишая Христа Сыновнего сана, они всех христиан лишали главнейшего значения христианства для человечества, которое с Рождеством Христовым – приходом в мир Спасителя, с событием боговоплощения получило возможность обожения – единения с Богом-Отцом, со Святым Духом, со Всей Святой Троицей через Бога-Сына. Мы стали – дети Божии, братья и сестры во Христе. Для того чтобы положить конец этой ереси, в 325 году Константин Великий созвал I Вселенский собор, на котором святители Спиридон Тримифунтский и Николай Мирликийский посрамили ариан, и было принято учение о «Троице Единосущней и Нераздельней», как теперь мы поем на богослужениях. Однако распространение арианства на том не прекратилось и закончилось лишь в 381 году, когда император Феодосий I, убежденный противник арианства, обратился к Церкви с требованием созыва нового Вселенского собора в Константинополе, где арианство было осуждено окончательно. Арий же из Церкви был изгнан. В 340 году в Галлии, в семье римского наместника родился сын Амвросий, который в истории христианства остался как святитель Амвросий, епископ Медиоланский. По преданию, еще в младенчестве святитель был особенно отмечен Божией волей: однажды на лицо спящего ребенка сели внезапно налетевшие пчелы, потом взлетели, не причинив ему никакого вреда, но оставили на его языке капли меда. Это было как бы Божие указание, что ему предстоит стать не только верным Господним служителем в сане епископа, но и блестящим проповедником. Когда отец ушел из жизни, семья вернулась в Рим, где Амвросий и его брат Сатир получили прекрасное образование по римскому праву. Примерно в 370 году Амвросий был назначен наместником провинций Лигурии и Эмилии, однако местом жительства избрал Медиолан, епископом которого был некоторое время спустя избран. Епископом он стал при весьма любопытных обстоятельствах. Когда в 374 году умер прежний епископ Медиолана Авксентий, то между истинными христианами и арианскими еретиками в церквах начались серьезные раздоры, доходившие до массовых беспорядков. Основание понятно – каждая из сторон хотела видеть в качестве епископа своего избранника. На одно из таких «пылких» собраний отправился и префект Амвросий. Призывая всех спорящих к порядку, он говорил горячо и убедительно, как проповедовал, и вдруг из толпы раздался детский голос: «Амвросий – епископ!» Народ подхватил этот возглас. Так устами младенца была высказана Божия воля. Амвросий не соглашался, пытался всеми способами отказаться от этого избрания, даже пытался бежать из города. Но приказу императора Валентиниана Старшего ему пришлось подчиниться. Он принял Святое крещение у христианского священника, за семь дней прошел все ступени церковной иерархии и вступил в епископский сан. Сразу после этого все свое богатство, дом и имущество он роздал на устроение и украшение храмов, на содержание и пропитание вдов и сирот и начал суровую жизнь христианского подвижника, о котором было известно, что он обладал даром чудотворения – известны случаи исцеления и даже воскрешения им людей. Ведя суровый образ жизни в постах и молитвах, святитель Амвросий отдавал много сил на объединение церкви и борьбу с ересями, в том числе самой крупной – арианской. Его ученики становились его последователями, и одной такой воспитанницей и стала святая Анфиса Римская. Потому, будучи знатной римлянкой, но воспитанной в духе истинной веры и принявшей крещение, она противилась арианской ереси, которую всячески пытались внедрить сторонники ариан. Некая Сунильда, жена одного из римских градоначальников, ярая сторонница арианства, пыталась всячески принудить Анфису принять эту ересь. Но духовно укрепленная святителем Амвросием святая Анфиса оставалась непреклонна, говоря, что она была крещена «святой водою и Святым Духом». Тогда Сунильда оклеветала святую, и по ее доносу святую сожгли. Жизнь святой мученицы Анфисы - это свидетельство незыблемости веры и преданности своему духовному наставнику. Молитва, обращенная к ней, поможет Вам обрести твердость в защите нравственных идеалов, стойкость во время искушений и испытаний, решительность. Тропарь святой мученице Анфисе: Агница Твоя, Иисусе, Анфиса зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю, и Тебе ищущи страдальчествую и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, да и живу с Тобою; но яко жертву непорочную приими мя, с любовию пожершуюся Тебе. Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша. Величание: Величаем тя, страстотерпице Христова Анфисе, и чтем честное страдание твое, еже за Христа претерпела еси.

Икона Святой мученицы Анфисы Римской - именная икона женщин по имени Анфиса. День памяти установлен Православной Церковью 21 декабря.

Икона Святой Анфисы защищает крепость сердечных отношений, семейных уз, а семью и близких - от недоброжелательных помыслов и дурных намерений со стороны.

Предание о житии святой Анфисы Римской связано со стихией огня, поэтому перед иконой Святой Анфисы Римской принято просить о защите от пожаров и других стихийных бедствий.

Икона Святой Анфисы Римской, когда перед ней молятся родители о дочери, особенно если она наречена этим именем при Святом крещении, помогает привить в детском возрасте любовь к учению, уважение к старшим - то есть развить те черты, которыми обладала сама святая Анфиса. Девушки, взрослые женщины обращаются к ней за помощью в удачном выборе спутника жизни, в достижении успеха в профессиональной сфере и так далее.

На «Анфису» всем девушкам на Руси полагалось заниматься рукоделием: прясть, ткать, шить, вышивать. Делать это желательно было в одиночестве, а если не получалось или не хотелось уединяться - проводить специальные обряды от порчи. «На «Анфису» девка шьет, но лишний глаз при том шитье - на сглаз» , - говорили наши предки и советовали молодым рукодельницам обвить вокруг запястья шелковую нить, чтобы не уколоть пальцев иглой. Этот же обряд защищал от зевоты и икоты.

Когда образ святой Анфисы стал известен на Руси, принявшей христианство, то, как случилось в русском православии, где многие праздники наследуют национальные черты дохристианского периода, например, Масленица, Медовый и Яблочный Спасы и пр., декабрьская «Анфиса» стала «Анфисой-Рукодельницей». Она считалась помощницей девушкам в рукоделии собственной судьбы, и на «Анфису» все незамужние девушки пряли, ткали, шили, вышивали, но делать это полагалось после молитвы святой и в полном одиночестве.

Имя Анфиса - греческое и переводится как «цветущая», «красочная», «цветочная». Есть ошибочное мнение, что такого имени нет в православных святцах, однако в году мы празднуем дни памяти четырех святых с этим именем.

Святая мученица Анфиса Римская жила в конце IV - начале V века. Еще в ранней молодости она сочеталась брак ом со знатным римским вельможей. Это было время, когда Константин Великий положил конец гонениям на христиан, но на смену этому в христианской среде возникли искажения в вере - ереси. Самой крупной из первых ересей была арианская, названная так по имени ее родоначальника, священника Ария из Александрии. Суть еретического учения арианства состояла в том, что исповедовавшие ее считали, что Христос не есть Сын Божий, что он тварен, как и все прочие. Таким образом, лишая Христа Сыновнего сана, они всех христиан лишали главнейшего значения христианства для человечества, которое с Рождеством Христовым - приходом в мир Спасителя, с событием боговоплощения получило возможность обожения - единения с Богом-Отцом, со Святым Духом, со Всей Святой Троицей через Бога-Сына. Мы стали - дети Божии, братья и сестры во Христе.

Для того чтобы положить конец этой ереси, в 325 году Константин Великий созвал I Вселенский собор, на котором святители Спиридон Тримифунтский и Николай Мирликийский посрамили ариан, и было принято учение о «Троице Единосущней и Нераздельней», как теперь мы поем на богослужениях. Однако распространение арианства на том не прекратилось и закончилось лишь в 381 году, когда император Феодосий I, убежденный противник арианства, обратился к Церкви с требованием созыва нового Вселенского собора в Константинополе, где арианство было осуждено окончательно. Арий же из Церкви был изгнан.

В 340 году в Галлии, в семье римского наместника родился сын Амвросий, который в истории христианства остался как святитель Амвросий, епископ Медиоланский. По преданию, еще в младенчестве святитель был особенно отмечен Божией волей: однажды на лицо спящего ребенка сели внезапно налетевшие пчелы, потом взлетели, не причинив ему никакого вреда, но оставили на его языке капли меда. Это было как бы Божие указание, что ему предстоит стать не только верным Господним служителем в сане епископа, но и блестящим проповедником. Когда отец ушел из жизни, семья вернулась в Рим, где Амвросий и его брат Сатир получили прекрасное образование по римскому праву. Примерно в 370 году Амвросий был назначен наместником провинций Лигурии и Эмилии, однако местом жительства избрал Медиолан, епископом которого был некоторое время спустя избран.

Епископом он стал при весьма любопытных обстоятельствах. Когда в 374 году умер прежний епископ Медиолана Авксентий, то между истинными христианами и арианскими еретиками в церквах начались серьезные раздоры, доходившие до массовых беспорядков. Основание понятно - каждая из сторон хотела видеть в качестве епископа своего избранника. На одно из таких «пылких» собраний отправился и префект Амвросий. Призывая всех спорящих к порядку, он говорил горячо и убедительно, как проповедовал, и вдруг из толпы раздался детский голос: «Амвросий - епископ!» Народ подхватил этот возглас. Так устами младенца была высказана Божия воля. Амвросий не соглашался, пытался всеми способами отказаться от этого избрания, даже пытался бежать из города. Но приказу императора Валентиниана Старшего ему пришлось подчиниться. Он принял Святое крещение у христианского священника, за семь дней прошел все ступени церковной иерархии и вступил в епископский сан.

Сразу после этого все свое богатство, дом и имущество он роздал на устроение и украшение храмов, на содержание и пропитание вдов и сирот и начал суровую жизнь христианского подвижника, о котором было известно, что он обладал даром чудотворения - известны случаи исцеления и даже воскрешения им людей. Ведя суровый образ жизни в постах и молитвах, святитель Амвросий отдавал много сил на объединение церкви и борьбу с ересями, в том числе самой крупной - арианской. Его ученики становились его последователями, и одной такой воспитанницей и стала святая Анфиса Римская. Потому, будучи знатной римлянкой, но воспитанной в духе истинной веры и принявшей крещение, она противилась арианской ереси, которую всячески пытались внедрить сторонники ариан.

Некая Сунильда, жена одного из римских градоначальников, ярая сторонница арианства, пыталась всячески принудить Анфису принять эту ересь. Но духовно укрепленная святителем Амвросием святая Анфиса оставалась непреклонна, говоря, что она была крещена «святой водою и Святым Духом». Тогда Сунильда оклеветала святую, и по ее доносу святую сожгли.

Тропарь святой мученице Анфисе:

Агница Твоя, Иисусе, Анфиса зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю, и Тебе ищущи страдальчествую и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, да и живу с Тобою; но яко жертву непорочную приими мя, с любовию пожершуюся Тебе. Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.