Определение жития. Жития

что такое житие






  1. Житие#769; (биос (греч.), vita (лат.)) литературный жанр биографии, жизнеописания знаменитых епископов, патриархов, монахов-основателей монастырей, реже биографии светских лиц, которых церковь считала святыми. Житие создавалось после смерти святого, после канонизирования.
    ru.wikipedia.org/wiki/Житие

    жизнь; образ жизни, поведение; пропитание.
    sobor.vinchi.ru/pages/ostrov/chram_5.html

  2. жизнеописание
  3. Жизнеописание, часто о святых
  4. Описание существования рода людского со времен появления ИИсуса Христа
  5. Если Ж.-мое, то это то что вокруг, а если Ж.- их, то фантастика.
  6. ЖИТИЕ, в христианстве - жанр церковной литературы, в котором рассказывалось о жизни людей, причисленных Церковью к лику святых. Создавались жития по жестким канонам. Святой рождается в благочестивой семье, с детства избегает игр с детьми, отдает предпочтение молитве, идет в монастырь, проводит время в молитвах, совершает подвиги благочестия, добивается любви и признания братии и мирян. Его отмечает Дух Святой, он начинает творить чудеса, говорит с ангелами, затем рассказывается о его кончине и посмертных чудесах.
    Жития появились в Римской империи в первые века христианства. В многочисленных житиях рассказывалось о мученической смерти тех людей, которые во время преследования христиан признавали единого Бога - Иисуса Христа. Другие жития рассказывали о христианах, которые добровольно подвергли себя испытаниям.
    Появление оригинальных житий на Руси связано было с политической борьбой Руси за утверждение своей церковной самостоятельности. В 1051 князь Ярослав Мудрый стал настаивать на канонизации своих родных братьев Бориса и Глеба.
    Стали появляться жития, посвященные выдающимся деятелям Церкви например, "Житие Феодосия Печерского", в котором рассказал о монахе-подвижнике, ушедшем в монастырь против воли матери, обладающей сильным и непреклонным характером. Феодосий преодолевает все испытания и посвящает себя служению Богу.
    Выдающимся памятником является "Повесть о жизни и смерти Евфросинии". Неизвестный автор восславляет настойчивую подвижницу, ее стремление к достижению знаний и духовному совершенству.
    Период борьбы с монголо-татарами и шведско-немецкой интервенции ознаменован написанием житий Александра Невского, Дмитрия Донского и других. Книжник Владимирского Рождественского монастыря написал "Житие Александра Невского". Деяния князя осмысляются в сопоставлении с библейской историей, и это придает жизнеописанию особую величавость и монументальность. В житии создан образ мужественного князя-воина, доблестного полководца и мудрого политика, показаны наиболее значительные события из его жизни - битва со шведами на Неве, освобождение Пскова, Ледовое побоище. Александр Ярославич является средоточием лучших качеств прославленных героев ветхозаветной истории - Иосифа, Самсона, Соломона.
    Выдающимся русским агиографом первой четверти 15 в. был Епифаний Премудрый, написавший "Житие Стефана Пермского" и "Житие Сергия Радонежского". Писатель стремился показать величие и красоту нравственного идеала человека, превыше всего ставящего общее дело - дело укрепления Русского государства.
    Во второй половине 16 в. русский писатель Ермолай-Еразм создал "Повесть о Петре и Февронии Муромских", в которой рассказывает историю любви князя и крестьянской девушки. Автор сочувствует героине, восхищается ее умом и благородством в борьбе против бояр и вельмож. В произведении с необычайной силой прославляется сила и красота женской любви, которая способна преодолеть все жизненные невзгоды и одержать победу над смертью. В повести ореолом святости окружается идеальная супружеская жизнь и мудрое единодержавное управление своим княжеством.
    Следующий шаг сделал протопоп Аввакум, написавший сам свое житие. В 1640-е встал вопрос о проведении церковной реформы, которая вызвала мощное движение - раскол, или старообрядчество. Идеологом старообрядчества был протопоп Аввакум, который в 1672-1673 создал свое лучшее творение - "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное". Характер Аввакума раскрывается как в семейно-бытовом плане, так и в его общественно-политической жизни, воссоздается образ стойкого и мужественного русского человека.
  7. Житие-это жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых.

ЖИТИЕ , Жития - в христианстве - жанр церковной литературы, в котором рассказывалось о жизни духовных или светских деятелей, причисленных Церковью к лику святых. Церковно-служебным назначением Ж. обусловливалось строгое соблюдение основных канонов.

Герои Ж. идеализируются, описываются с соблюдением основных принципов жанра: святой рождается в благочестивой семье, с детства избегает игр с детьми, отдает предпочтение молитве и церковному пению, после смерти родителей все наследство отдает бедным, идет в монастырь, проводит время в молитвах и терпении, совершает подвиги благочестия, добивается любви и признания братии и мирян. Его отмечает Дух Святой (см. Святой Дух ), он начинает творить чудеса, говорит с ангелами и много пользы приносит тем, кто слушает и видит его, затем рассказывается о его кончине и посмертных чудесах.

Ж. появились в Римской империи в первые века христианства (200-209) - во время антихристианских репрессий Септимия Севера. В 3-4 вв. Ж. широко распространились на Востоке, в Византийской империи и католических странах Западной Европы. В многочисленных "пассионах" и мартириях рассказывалось о мученической смерти тех людей, которые во время преследования христиан признавали единого Бога - Иисуса Христа. Святыми были провозглашены и многие государственные деятели - цари, князья, императоры, деятели церкви (основатели и игумены [см. ] монастырей, епископы [см. ] и митрополиты [см. ]). Ж. были приурочены к определенной дате - дню смерти святого - и под этим числом входили в прологи, минеи, в сборники устойчивого состава. Обычно Ж. сопровождались посвященными святому церковными службами, похвальными словами в его честь, а иногда словами на обретение его мощей.

В истории христианства выделяются Ж. мучеников, Ж. святых отцов, в западной версии - мартирологи и др. В начале 11 в. византийские Ж. Алексея, Георгия Победоносца, Дмитрия Солунского, Евстафия Плакиды, Андрея Юродивого, Евфросинии Александрийской, Николая Мирликийского, Симеона Столпника, Федора Стратилата, Епифания Кипрского, Козмы и Дамиана, Марии Египетской и др. через посредничество Болгарии были перенесены на земли восточных славян. В Ж. - мартириях - подробно описываются мучения, которым подвергают святого перед смертью, пытаясь заставить его отречься от веры. Другие Ж. рассказывали о христианах, которые добровольно подвергли себя испытаниям: богатые молодые люди тайно покидали родительские дома, вели нищенский образ жизни, уходили в пустыни, жили в полном одиночестве, проводили дни в непрестанных молитвах. Особым видом христианского подвижничества было столпничество - долгие годы святой обитал в каменной башне (столпе).

Появление оригинальных Ж. связано было с политической борьбой Руси за утверждение своей церковной самостоятельности. В 1051 князь Ярослав Мудрый, последовательно добиваясь независимости Русской Церкви от опеки Константинопольского патриарха и византийского императора, поставил в Киеве митрополитом русина Илариона и стал настаивать на канонизации своих родных братьев Бориса и Глеба. Жизни и мученической кончине князей посвящен ряд памятников - рассказ в "Повести временных лет" (1015), "Чтение о житии и о погублении блаженную страстотерпцю Бориса и Глеба" (начало 12 в.) Нестора и анонимное "Сказание и страсть и похвала святую мученику Бориса и Глеба" (середина 11 в.). Именем младших сыновей князя Владимира Святославича - Бориса и Глеба - освящалась идея родового старшинства в системе княжеской иерархии и была основана традиция т. н. княжеского Ж. в древней восточнославянской литературе.

Наряду с княжескими Ж. стали появляться и Ж., посвященные выдающимся деятелям Церкви - основателям тех или иных монастырских общежитий. Около 1091 Нестор написал "Житие Феодосия Печерского", в котором рассказал о монахе-подвижнике, ушедшем в монастырь против воли матери, обладающей сильным и непреклонным характером. Феодосий преодолевает все испытания и посвящает себя служению Богу. В изображении Нестора Феодосий Печерский прежде всего суровый подвижник - аскет, деятельный хозяин вверенного ему монастыря, по инициативе Феодосия иноки из пещер окончательно переселились в Печерский монастырь.

"Житие Феодосия Печерского" послужило литературным источником Киево-Печерского патерика - сборника рассказов об иноках Киевского Печерского монастыря. В основе сборника - переписка Владимиро-Суздальского епископа Симона с киевским монахом Поликарпом, которые жили в конце 12-13 в. Авторы изобразили печерских святых людьми особого склада, стремившихся в неустанной борьбе достигнуть того аскетического идеала, который в древности выработали греческие и восточные монашеские общины. Путь духовного совершенства иноков показан на фоне исторической действительности, сообщается немало фактов, характеризующих монастырский быт той эпохи, утверждается идея славного прошлого Киева и общерусского значения Печерского монастыря и его святынь.

Выдающимися памятниками белорусской агиографии 12 в. является "Повесть о жизни и смерти Евфросинии". Неизвестный автор восславляет настойчивую подвижницу, ее стремление к достижению знаний и духовному совершенству. Главная героиня Предслава - внучка князя Всеслава, дочь князя Святослава-Георгия - отказывается от замужества и против воли родителей постригается в монахини под именем Евфросиния (см. Евфросиния Полоцкая ). В монастыре она переписывает книги, записывает молитвы и проповеди. В произведении литературный схематизм и дидактическая риторика соседствуют с яркими реалиями времени, жизненной правдивостью описаний, основанных на реальных исторических фактах: строительство Спасо-Преображенского храма, мужского и женского монастырей, которые стали средоточием культуры и просвещения в Полоцке, по ее просьбе Лазарь Богша создал Крест, где сохранялись христианские святыни. Внутренний мир героини раскрывается в многочисленных монологах и диалогах, в произведении органично сочетается художественное описание жизни святой, краткое описание ее путешествия в Иерусалим и похвала.

В конце 12 - начале 13 в. было создано прологовое Ж. туровского епископа Кирилла, в котором главный герой изображен в полном соответствии с традициями агиографической литературы Средневековья. Сын богатых родителей отказывается от наследства и становится покорным иноком, некоторое время проводит на столпе. В заключительной части Ж. восславляется "другой Златоуст, иже на Руси паче всех восиа".

В полном соответствии с христианской традицией монах Ефрем написал "Житие Авраамия Смоленского" (начало 13 в.), в котором изображен талантливый проповедник и образованный монах Селищанского монастыря. Значительную роль в произведении играет авторский элемент. Ефрем размышляет, проводит аналогии с Ж. Саввы и Иоанна Златоуста, использует стилевую манеру Нестора. В произведении рассказывается о гонениях на Авраамия со стороны местного духовенства, которое завидовало его популярности и любви народа. Автор описывает тяжелые физические и душевные муки героя, его тернистый путь к всеобщему признанию.

Период борьбы с монголо-татарами и шведско-немецкой интервенции ознаменован написанием княжеских Ж.: Александра Невского, Михаила Ярославича Тверского, Михаила Всеволодовича Черниговского, Довмонта-Тимофея, Дмитрия Донского. В 1270-1280-х книжник Владимирского Рождественского монастыря написал "Житие Александра Невского". Автор произведения называет себя современником Александра, "самовидцем" его жизни и создает жизнеописание князя по своим воспоминаниям и рассказам его соратников. Приступая к описанию "святой, и честной, и славной" жизни князя, он приводит слова пророка Исайи (см. Йешаяѓу ) о священности княжеской власти и внушает мысль об особом покровительстве князю Александру небесных сил. Деяния князя осмысляются в сопоставлении с библейской историей, и это придает жизнеописанию особую величавость и монументальность. В Ж. создан образ мужественного князя-воина, доблестного полководца и мудрого политика, показаны наиболее значительные события из его жизни - битва со шведами на Неве, освобождение Пскова, Ледовое побоище, дипломатические отношения с Золотой Ордой и Папой Римским. Александр Ярославич является средоточием лучших качеств прославленных героев ветхозаветной истории - Иосифа, Самсона, Соломона (см. Шеломо ), а также римского царя Веспасиана. "Житие Александра Невского" стало образцом для княжеских жизнеописаний, его влияние ощутимо в "Повести о Довмонте", в "Сказании о Мамаевом побоище", в "Слове о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича Донского".

В 14 - начале 15 в. формируется идеология централизованного государства, укрепляется авторитет великокняжеской власти, в литературе на первый план выдвигается нравственный идеал человека, целеустремленного, стойкого, способного к самопожертвованию во благо народа. Неизвестный автор создал "Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского", главным героем которого является московский князь - победитель монголо-татарских завоевателей, идеальный правитель всей Русской земли. После победы Дмитрия Ивановича над Мамаем "бысть тишина в Руской земли". При этом отмечается, что подобно Давиду, помиловавшему детей Саула, великий князь был милостив к провинившимся перед ним: "повинных же прощааше".

Выдающимся русским агиографом первой четверти 15 в. был Епифаний Премудрый, написавший "Житие Стефана Пермского" и "Житие Сергия Радонежского" (см. - Т. К.). Писатель стремился показать величие и красоту нравственного идеала человека, превыше всего ставящего общее дело - дело укрепления Русского государства. В "Житии Стефана Пермского" прославляется миссионерская деятельность русского монаха, ставшего епископом в далекой коми-пермяцкой земле, показывается торжество христианства над язычеством. "Житие Сергия Радонежского" посвящено известному церковному и общественно-политическому деятелю, создателю и игумену подмосковного Троицкого монастыря. Будучи прекрасно образованным и начитанным, Епифаний Премудрый владел множеством литературных форм и оттенков стиля, талантливо включал в сочинения библейские цитаты и литературные реминесценции, мастерски использовал риторически изощренный стиль "плетение словес", сочетая стилистическую изысканность с ясностью и динамичностью сюжетного развития.

Во второй половине 16 в. русский писатель и публицист Ермолай-Еразм создал "Повесть о Петре и Февронии Муромских", в которой рассказывает историю любви князя и крестьянки. Автор сочувствует героине, восхищается ее умом и благородством в борьбе против бояр и вельмож. В каждой конфликтной ситуации высокое человеческое достоинство крестьянки противопоставляется низкому, корыстному поведению ее высокородных противников. В произведении с необычайной силой прославляется сила и красота женской любви, которая способна преодолеть все жизненные невзгоды и одержать победу над смертью. В повести отсутствуют характерные для Ж. описания благочестивого происхождения героев, их детства, подвигов благочестия, ореолом святости окружается не аскетическое монашество, а идеальная супружеская жизнь в миру и мудрое единодержавное управление своим княжеством. После канонизации Петра и Февронии на соборе 1547 это произведение получило распространение как Ж.

В 17 в. жанр Ж. трансформируется в бытовую повесть, эти изменения ярко прослеживаются в "Повести о Юлиании Лазоревской", написанной ее сыном Дружиной Осорьиным. Автор создает образ энергичной русской женщины, образцовой жены и хозяйки, терпеливо переносящей испытания. Повесть утверждает святость подвига высоконравственной мирской жизни и служения людям.

Следующий шаг по пути сближения Ж. с реальной действительностью сделал протопоп Аввакум в своем знаменитом Ж.-автобиографии. В 1640-е встал вопрос о проведении церковной реформы, которая вызвала мощное антифеодальное и антиправительственное движение - раскол, или старообрядчество. Идеологом старообрядчества был протопоп Аввакум, который в 1672-1673 создал свое лучшее творение - "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное".

Характер Аввакума раскрывается как в семейно-бытовом плане, так и в его общественно-политической жизни, воссоздается образ стойкого, мужественного и бескомпромиссного русского человека. Обличая представителей церковной и светской власти, Аввакум не щадит и самого царя, хотя царскую власть считает незыблемой. Тесное переплетение личного и общественного превращает данное Ж. из автобиографического повествования в широкую картину социальной и общественно-политической жизни своего времени. В стиле Ж. органично сочетается сказовая форма с проповедью, что и обусловило сочетание церковно-книжных элементов языка с диалектными. Новаторством протопопа Аввакума является то, что он решился написать свое собственное "Ж." и создал блестящее произведение автобиографического жанра, до той поры в зачаточном виде существовавшего в русской литературе. Основной удар своей обличительной критики Аввакум направил против реформ патриарха Никона. Человек громадной энергии и силы духа, Аввакум показал себя мастером полемики и агитации. Никакие пытки и истязания, ссылки, гонения, уговоры царя и бояр, обещания земных благ за отказ от своих убеждений не могли заставить Аввакума прекратить борьбу против "блудни еретической".

В православии в настоящее время особой распространенностью пользуются сюжеты из Ж. следующих угодников Божьих: Иоанна Крестителя; святого первоверховного Апостола Петра; святого первоверховного Апостола Павла; Апостола Андрея Первозванного; благоверного великого князя Александра Невского (1220-1263); великомученицы Варвары (3 - начало 4 в., пострадала за Иисуса Христа ок. 306); равноапостольного великого князя Владимира (ок. 960-1015); великомученика Георгия Победоносца; великомученицы Екатерины (казнена между 305 и 313); святого пророка Илии; Апостола и евангелиста Иоанна Богослова; святителя Иоанна Златоуста; праведного Иоанна Кронштадтского (1829-1908); блаженной Ксении Петербургской (18 - начало 19 в.); святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (конец 3 - первая половина 4 в.); равноапостольной великой княгини Ольги (10 в.); великомученика и целителя Пантелеимона (3-4 вв.); преподобного Серафима Саровского; преподобного Сергия Радонежского; сорока мучеников севастийских (4 в.) и др.

Т. П. Казакова


Поделиться:

Житие как жанр литературы

Житие (биос (греч.), vita (лат.)) - жизнеописания святых . Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации. Для жития характерны строгие содержательные и структурные ограничения (канон , литературный этикет), сильно отличающий их от светских биографий. Изучением житий занимается наука агиография .

Более обширна литература «Житий святых» второго рода - преподобных и других. Древнейший сборник таких сказаний - Дорофея, еп. Тирского (†362), - сказание о 70-ти апостолах. Из других особенно замечательны: «Жития честных монахов» патриарха александрийского Тимофея († 385 г.); затем следуют сборники Палладия, Лавсаик («Historia Lausaica, s. paradisus de vitis patrum»; подлинный текст в изд. Рената Лаврентия, «Historia ch r istiana veterum Patrum» , а также в «Opera Maursii», Флоренция , , т. VIII ; есть и русский перевод, ); Феодорита Киррского () - «Φιλόθεος ιστορία» (в названном изд. Рената, а также в полных собраниях сочинений Феодорита; в русск. переводе - в «Творениях св. Отцов», изд. Московской дух. академии и ранее отдельно); Иоанна Мосха (Λειμωνάριον, в «Vitae patrum» Росвейга, Антв., , т. X; рус. изд. - «Лимонарь , сиречь цветник», М., ). На Западе главными писателями этого рода в патриотический период были Руфин Аквилейский («Vitae patrum s. historiae eremiticae»); Иоанн Кассиан («Collationes patrum in Scythia»); Григорий, еписк. Турский († 594), написавший ряд агиографических сочинений («Gloria martyrum», «Gloria confessorum», «Vitae patrum»), Григорий Двоеслов («Dialogi» - рус. перев. «Собеседование о Ж. италийских отцов» в «Православном собеседнике»; см. исследов. об этом А. Пономарева, СПб., г.) и др.

С IX в. в литературе «Жития святых» появилась новая черта - тенденциозное (нравоучительное, отчасти политически-общественное) направление, украшавшее рассказ о святом вымыслами фантазии. В ряду таких агиографов первое место занимает Симеон Метафраст , сановник Византийского двора, живший, по одним, в IX, по другим в Х или XII в. Он издал 681 г. « Жития святых», составляющие самый распространенный первоисточник для последующих писателей этого рода не только на Востоке, но и на Западе (Яков Ворагинский , архиеп. Генуэзский, † - «Legenda aurea sanctorum », и Пётр Наталибус, † - "Catalogus Sanctoru m "). Последующие издания принимают направление более критическое: Бонина Момбриция, «Legendarium s. acta sanctorum» (); Алоизия Липпомана, еп. Веронского, «Vitae sanctorum» (1551-1560); Лаврентия Сурия, кельнского картезианца, «Vitae sanctorum orientis et occidentis» (); Георгия Вицелла, «Hagiologium s. de sanctis ecclesiae»; Амвросия Флакка, «Fastorum sanctorum libri XII»;Рената Лаврентия де ля Барр - «Historia christiana veterum patrum»; Ц. Барония, «Annales ecclesiast.»; Росвейда - «Vitae patrum»; Радера, «Viridarium sanctorum ex minaeis graccis» (). Наконец выступает с своей деятельностью знаменитый антверпенский иезуит Болланд; в г. он издал в Антверпене 1-й том «Acta Sanctorum ». В течение 130 лет болландистами было издано 49 томов, содержащих «Жития святых» с 1 января по 7 октября ; к г. появилось ещё два тома. В г. институт болландистов был закрыт.

Спустя три года предприятие было снова возобновлено, и в г. появился ещё новый том. При завоевании Бельгии французами монастырь болландистов был продан, а сами они с своими коллекциями перешли в Вестфалию и после Реставрации издали ещё шесть томов. Последние работы значительно уступают в достоинстве трудам первых болландистов как по обширности эрудиции, так и вследствие отсутствия строгой критики. Упомянутый выше «Martyrologium» Мюллера представляет хорошее сокращение издания болландистов и может служить справочной книгой к нему. Полный указатель к этому изданию составил Потаст («Bibliotheca historia medii aevi», Б., ). Все жития святых, известные с отдельными заглавиями, исчислены у Фабриция в «Bibliotheca Graeca», Гамб., 1705-1718; второе издание Гамб., 1798-1809). Отдельные лица на Западе продолжали издание житий святых одновременно с корпорацией болландистов. Из них заслуживают упоминания: аббат Коммануэль, «Nouvelles vies de saints pour tous le jours» (); Балье, «Vie des saints» (работа строго-критическая), Арно д’Андили, «Les vies des pè res des déserts d’Orient» (). В ряду новейших западных изданий «Житий святых» заслуживает внимания сочин. Штадлера и Гейма, написанное в словарной форме: «Heiligen Lexicon», ( сл.).

Много Ж. находится в сборниках смешанного содержания, каковы прологи, синаксари, минеи , патерики. Прологом назыв. книга, содержащая в себе жития святых, вместе с указаниями относительно празднований в честь их. У греков эти сборники назыв. синаксарями. Самый древний из них - анонимный синаксарь в рукоп. еп. Порфирия Успенского г.; затем следует синаксарь императора Василия - относящийся к X стол.; текст первой части его издан в г. Уггелем в VI томе его «Italia sacra»; вторая часть найдена позже болландистами (описание её см. в «Месяцеслове» архиеп. Сергия, I, 216). Другие древнейшие прологи: Петров - в рукоп. еп. Порфирия - содержит в себе памяти святых на все дни года, кроме 2-7 и 24-27 дней марта; Клеромонтанский (иначе Сигмунтов), почти сходный с Петровым, содержит в себе памяти святых за целый год. Наши русские прологи - переделки синаксаря императора Василия с некоторыми дополнениями (см. проф. Н. И. Петрова «О происхождении и составе славяно-русского печатного пролога», Киев , ). Минеи суть сборники пространных сказаний о святых и праздниках, расположенных, по месяцам. Они бывают служебные и Минеи-Четьи : в первых имеют значение для жизнеописаний святых обозначения имен авторов над песнопениями. Минеи рукописные содержат больше сведений о святых, чем печатные (подробнее о значении этих миней см. в «Месяцеслов» еп. Сергия, I,150).

Эти «минеи месячные», или служебные, были первыми сборниками «житий святых», сделавшимися известными на Руси при самом принятии ею христианства и введении богослужения; за ними следуют греческие прологи или синаксари. В домонгольский период в русской церкви существовал уже полный круг миней, прологов и синаксарей. Затем в русской литературе появляются патерики - специальные сборники житий святых. В рукописях известны переводные патерики: синайский («Лимонарь» Мосха), азбучный, скитский (несколько видов; см. опис. ркп. Ундольского и Царского), египетский (Лавсаик Палладия). По образцу этих патериков восточных в России составлен «Патерик Киево-Печерский», начало которому положено Симоном, еп. Владимирским, и киево-печерским иноком Поликарпом. Наконец, последний общий источник для житий святых всей церкви составляют календари и месяцесловы. Зачатки календарей относятся к самым первым временам церкви, как видно из биографических сведений о св. Игнатии († 107 г.), Поликарпе († 167), Киприане († 258). Из свидетельства Астерия Амасийского († 410) видно, что в IV в. они были настолько полны, что содержали в себе имена на все дни года. Месяцесловы при Евангелиях и апостолах делятся на три рода: восточного происхождения, древнеитальянские и сицилийские и славянские. Из последних древнейший - при Остромировом Евангелии (XII в.). За ними следуют месяцесловы: Ассемани при глаголитском Евангелии, находящемся в Ватиканской б-ке, и Саввин, изд. Срезневским в г. Сюда же относятся краткие записи о святых при церковных уставах иерусалимском, студийском и константинопольском. Святцы - те же календари, но подробности рассказа приближаются к синаксарям и существуют отдельно от Евангелий и уставов.

Древнерусская литература житий святых собственно русских начинается жизнеописаниями отдельных святых. Образцом, по которому составлялись русские «жития», служили жития греческие типа Метафраста, то есть имевшие задачей «похвалу» святому, причём недостаток сведений (наприм. о первых годах жизни святых) восполнялся общими местами и риторическими разглагольствованиями. Ряд чудес святого - необходимая составная часть Ж. В рассказе о самой жизни и подвигах святых часто вовсе не видно черт индивидуальности. Исключения из общего характера первоначальных русских «житий» до XV в. составляют (по мнению проф. Голубинского) лишь самые первые по времени Ж., « св. Бориса и Глеба» и «Феодосия Печерского», составленные преп. Нестором, Ж. Леонтия Ростовского (которое Ключевский относит ко времени до г.) и Ж., появившиеся в Ростовской области в XII и XIII вв. , представляющие безыскусственный простой рассказ, тогда как столь же древние Ж. Смоленской области («Ж. св. Авраамия» и др.) относятся к византийскому типу жизнеописаний. В XV в. ряд составителей Ж. начинает митроп. Киприан , написавший Ж. митроп. Петра (в новой редакции) и несколько Ж. русских святых, вошедших в состав его «Степенной книги» (если эта книга действительно им составлена).

С биографией и деятельностью второго русского агиографа, Пахомия Логофета, подробно знакомит исследование проф. Ключевского «Древнерусские Жития святых, как исторический источник», М., ). Он составил Ж. и службу св. Сергию, Ж. и службу преп. Никону, Ж. св. Кирилла Белозерского, слово о перенесении мощей св. Петра и службу ему; ему же, по мнению Ключевского, принадлежат Ж. св. новгородских архиепископов Моисея и Иоанна; всего им написано 10 житий, 6 сказаний, 18 канонов и 4 похвальных слова святым. Пахомий пользовался большой известностью у современников и потомства и был образцом для других составителей Ж. Не менее знаменит как составитель Ж. Епифаний Премудрый , живший сначала в одном монастыре с св. Стефаном Пермским, а потом в монастыре Сергия, - написавший Ж. обоих этих святых. Он хорошо знал Св. Писание, греческие хронографы , палею , летвицу, патерики. У него ещё более витийства, чем у Пахомия. Продолжатели этих трёх писателей вносят в свои труды новую черту - автобиографическую, так что по «житиям», ими составленным, всегда можно узнать автора. Из городских центров дело русской агиографии переходит в XVI в. в пустыни и отдаленные от культурных центров местности в XVI в. Авторы этих Ж. не ограничивались фактами жизни святого и панегириком ему, а старались знакомить с церковными, общественными и государственными условиями, среди которых возникала и развивалась деятельность святого. Ж. этого времени являются, таким образом, ценными первоисточниками культурной и бытовой истории Древней Руси.

Автора, жившего в Руси Московской, всегда можно отличить по тенденции от автора Новгородской, Псковской и Ростовской области. Новую эпоху в истории русских Ж. составляет деятельность всероссийского митрополита Макария. Его время было особенно обильно новыми «житиями» русских святых, что объясняется, с одной стороны, усиленной деятельностью этого митрополита по канонизации святых, а с другой - составленными им «великими Минеями-Четьими». Минеи эти, в которые внесены почти все имевшиеся к тому времени русские Ж., известны в двух редакциях: Софийской (рукопись СПб. дух. акд.) и более полной - Московского собора г. Изданием этого грандиозного труда занята Археографическая комиссия, успевшая пока, трудами И. И. Савваитова и М. О. Кояловича, издать лишь несколько томов, обнимающих месяцы сентябрь и октябрь. Столетием позже Макария, в 1627-1632 гг., появились Минеи-Четьи монаха Троице-Сергиева монастыря Германа Тулупова, а в 1646-1654 гг. - Минеи-Четьи священника Сергиева Посада Иоанна Милютина.

Эти два сборника отличаются от Макариева тем, что в них вошли почти исключительно Ж. и сказания о русских святых. Тулупов вносил в свой сборник все, что находил по части русской агиографии, целиком; Милютин, пользуясь трудами Тулупова, сокращал и переделывал имевшиеся у него под руками Ж., опуская из них предисловия, а также похвальные слова. Чем Макарий был для Руси Северной, Московской, тем хотели быть киево-печерские архимандриты - Иннокентий Гизель и Варлаам Ясинский - для Руси южной, выполняя мысль киевского митрополита Петра Могилы и отчасти пользуясь собранными им материалами. Но политические смуты того времени помешали осуществиться этому предприятию. Ясинский, впрочем, привлёк к этому делу св. Димитрия , впоследствии митрополита Ростовского, который, трудясь в течение 20 лет над переработкой Метафраста, великих Четьих-Миней Макария и других пособий, составил Четьи-Минеи , содержащие в себе Ж. не южно-русских только святых, опущенных в Минеях Макария, но святых всей церкви. Патриарх Иоаким с недоверием отнесся к труду Димитрия, заметив в нём следы католического учения о непорочности зачатия Богоматери; но недоразумения были устранены, и труд Димитрия был окончен.

В первый раз изданы Четьи-Минеи св. Димитрия в 1711-1718 гг. В г. Синод поручил киево-печерскому архим. Тимофею Щербацкому пересмотр и исправление труда Димитрия; поручение это после смерти Тимофея докончили архим. Иосиф Миткевич и иеродиакон Никодим, и в исправленном виде Четьи-Минеи были изданы в г. Ж. святых в Четьях-Минеях Димитрия расположены в порядке календаря: по примеру Макария здесь находятся также синаксари на праздники, поучительные слова на события жизни святого или историю праздника, принадлежащие древним отцам церкви, а отчасти составленные самим Димитрием, исторические рассуждения в начале каждой четверти издания - о первенстве марта месяца в году, о индикте, о древнейшем эллино-римском календаре. Источники, какими пользовался автор, видны из списка «учителей, писателей, историков», приложенного перед первой и второй частями, и из цитат в отдельных случаях (чаще всего встречается Метафраст). Многие статьи составляют лишь перевод греческого Ж. или повторение с исправлением языка Ж. древнерусского. В Четьях-Минеях есть и историческая критика, но вообще значение их не научное, а церковное: написанные художественной церковно-славянской речью, они составляют доселе любимое чтение для благочестивого люда, ищущего в «Ж. святых» религиозного назидания (подробнее оценку Четьих-Миней см. в сочинении В. Нечаева, исправленном А. В. Горским, - «Св. Димитрий Ростовский», М., , и И. А. Шляпкина - «Св. Димитрий», СПб., ). Всех отдельных Ж. древнерусских святых, вошедших и не вошедших в исчисленные сборники, насчитывается 156. В нынешнем столетии явился ряд пересказов и переработок Четьих-Миней св. Димитрия: «Избранные Жития святых, кратко изложенные по руководству Четьих-Миней» (1860-68); А. Н. Муравьева, «Жития святых российской церкви, также Иверских и Славянских» (); Филарета, архиеп. Черниговского, «Русские святые»; «Словарь исторический о святых российской церкви» (1836-60); Протопопова, «Жития святых» (М., ) и пр.

Более или менее самостоятельные издания Жития святых - Филарета, архиеп. Черниговского: а) «Историческое учение об отцах церкви» ( , новое изд. ), б) «Исторический обзор песнопевцев» (), в) «Святые южных славян» () и г) «Св. подвижницы Восточной церкви» (); «Афонский патерик» (1860-63); «Вышний покров над Афоном» (); «Подвижники благочестия на Синайской горе» (); И. Крылова, «Жития святых апостолов и сказания о семидесяти учениках Христовых» (М., ); «Достопамятные сказания о жизни св. блаженных отцов» (перев. с греческого, ); архим. Игнатия, «Краткие жизнеописания русских святых» (); Иосселиани , «Жития святых грузинской церкви» (); М. Сабинина, «Полное жизнеописание святых грузинских» (СПб., 1871-73).

Особенно ценные сочинения для русской агиографии: прот. Д. Вершинского, «Месяцеслов Восточной церкви» (

жизнеописания канонизованных (признанных церковью святыми) лиц; представляют собой один из ист. источников. Ж. с. возникли как религ. лит.-пропагандистский жанр (агиография) во 2-3 вв. во время борьбы христианства против офиц. языч. религии. Первонач. тип Ж. с. - "мартирии" (от лат. martirium - мученичество), т. е. описания мученичеств лиц исторических или мифических, пострадавших за верность христианству. После превращения христианства в господств. религию Ж. приняли характер жизнеописаний церк. деятелей (и вообще "подвижников"), будто бы отличавшихся аскетизмом и творивших чудеса; иногда Ж. с. касались жизни светских правителей (Константин Великий и др.), очень редко - нац. героев (напр., Жанны д´Арк и др.). Ядро Ж. с. написанное подчас на основе рассказов и припоминаний, обычно обрастает фантастич., но назидат. подробностями (напр., Жития Георгия Победоносца). Первоначально простой слог Ж. с. с включением цитат из Священного писания, молитв, поучений сменяется шаблонной многословностью. Большинство Ж. с. анонимны, но известны и авторы - агиографы, специализировавшиеся на их составлении (Игнатий Диакон, Симеон Метафраст, Никита Пафлагон, Феодор Дафнопат - в Византии; в России - Нестор, Пахомий Логофет). Имеются многочисл. сборники Ж. с: минологии, патерики, синаксарии, Четьи-Минеи. Ж. с. богаты бытовым материалом; иногда они отражают настроения и чаяния нар. масс, политич. борьбу, но большинство текстов требует весьма критич. отношения (легендарность, чудеса, поздняя запись, переделки текста, тенденциозность и т. п.). Ж. с. издавались как господств. церковью, так и еретиками (несторианами, монофизитами, раскольниками). Имеются жития на греч., лат., др.-рус., сирийском, араб., груз., арм., коптском языках. На Западе (в Бельгии), начиная с 17 в. вплоть до наст. времени, Ж. с. издаются болландистами и их продолжателями. Первые опыты рус. агиографии относятся к сер. 11 в. Образцом для них послужили визант. Ж. с., особенно их краткая форма, т. н. Пролог. Но уже ранние рус. Ж. с. отличаются от византийских большей простотой и историчностью. В манере Ж. с. написаны летописные биографии Ольги, Владимира, Бориса и Глеба. Они содержат сведения о ратных подвигах князей, дают острую, политически тенденциозную картину событий своего времени, часто вносят нар. легенды и песенно-эпич. элемент. В житии Феодосия Печерского (12 в.) имеются дополняющие летописи сведения о политич. борьбе в Киеве в кон. 11 в., сведения об ист. географии, х-ве и быте Печерской обители. К жанру Ж. с. могут быть отнесены и отд. сказания Киево-Печерского патерика. Нек-рые из них содержат ценные добавления к летописным известиям о голоде и спекуляции солью в Киеве в княжение Святополка и о восстании 1113. На почве киевской традиции в 12-13 вв. развивается агиография Сев.-Вост. Руси. Наибольшее распространение получило житие Леонтия Ростовского (2-я пол. 12 в.). Политич. тенденция этого жития отражает стремление Андрея Боголюбского к церк. самостоятельности. Ценными памятниками рус. агиографии являются житие Кирилла Туровского - единств. известная биография знаменитого писателя и проповедника, Александра Невского, Авраамия Смоленского (нач. 13 в.) и др. С кон. 14 в. в духе господствующей идеологии развивается новый тип Ж. с., ставший ведущим в рус. лит-ре 15-16 вв. Его творцы - митрополит Киприан, Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет - под влиянием юж.-слав. лит-ры привнесли в Ж. с. назидат. "красноглаголание", в к-ром тонули и без того скудные факты. Канонизация святых на соборах 1547-49 и составление "Великих Четий-Миней" дали толчок дальнейшему развитию агиографии, хотя обработка более ранних Ж. с. в "Минеях" вытравила в них мн. элементы историчности. Ценным источником для истории монастырской колонизации и клас. борьбы крестьян является житие Симона Воломского (основатель монастыря в р-не Устюга Великого, убит крестьянами в 1641). Красочные рассказы о героич. плаваниях поморцев в Белом и Баренцевом морях, о судостроении, зверобойном промысле содержат сев. рус. Ж. с. 16-17 вв. (Зосимы и Саватия, Антония Сийского и др.). Жития Юлиании Лазаревой, вождей старообрядчества Аввакума и Епифания и др. подобные памятники 17 в. являются не Ж. с., а скорее ист.-бытовыми повестями в духе Ж. с. В. О. Ключевский, А. Кадлубовский, И. Яхонтов и др., искавшие в Ж. с. прежде всего достоверные факты биографий святых подвижников, признали их малоценными источниками, т. к. они писались на основе устных преданий, поздно нашедших себе письм. изложение. Сов. исследователи (Д. С. Лихачев, И. У. Будовниц, Л. В. Черепнин, Я. С. Лурье и др.), перенеся гл. внимание в изучении Ж. с. с биографич. элементов на ист. фон, открыли в них важные сведения об истории земледелия, строит. техники, о быте и нравах, истории монастырской колонизации и клас. борьбы крестьян. Они показали, что нередко сквозь идеальный образ "подвижника" в житии, вопреки стараниям авторов, проглядывает хищник-феодал; Ж. с. полны упоминаний о крестьянах, "дышущих убийством" на проникших в их земли "подвижников", о чинимых им крестьянами "скорбях и пакостях", об избиении "без милости". Источн.: Acta sanctorum..., Antverpiae-Brux., 1643-; Analecta Bollandiana, v. 1-60, P.-Brux., 1882-1962; Patrologiae cursus completus... accurante J. P. Migne, series (Latina) prima, t. 1-221, P., 1844-64; то же, series graeca, t. 1-161, (P.), 1857-66. Лит.: Ключевский В. О., Др.-рус. Ж. с. как ист. источник, М., 1871; Яхонтов И., Ж. с. сев. рус. подвижников Поморского края как ист. источник, Каз., 1881; Кадлубовский А., Очерки по истории др.-рус. лит-ры Ж. с., Варшава, 1902; Лопарев Х., Греч. Ж. с. VIII - IX веков, П., 1914; Безобразов П., Византийские сказания, ч. 1, Юрьев, 1917; Рудаков А. П., Очерки Византийской культуры по данным греческой агиографии, М., 1917; Лихачев Д. С., Человек в лит-ре др. Руси, М.-Л., 1958; Лурье Я. С., Идеологич. борьба в рус. публицистике конца XV - нач. XVI вв., М.-Л., 1960; Будовниц И. У., Из истории монастырского землевладения в XIV - XVI вв., в кн.: Ежегодник по агр. истории Вост. Европы, 1960, К., 1962; Ранович А. Б., Как создавались Ж. с., М., 1961; Библ.: Bibliotheca hagiographica graeca, Brux., 1909; Potthast A., Bibliotheca historica medii aevi, Graz, 1954. M. Я. Сюзюмов. Свердловск, Д. X. Казачкова. Ленинград.

ЖИТИЕ, -я, мн. -я, -ий, ср. 1. То же, что жизнь (во 2 и 3 знач.) (стар.). Мирное ж. 2. В старину: повествовательный жанр - описание жизни (лиц, канонизированных церковью). Жития святых. || прил. житий-ный, -ая, -ое (ко 2 знач.). Житийная лите-ратура.


Смотреть значение ЖИТИЕ в других словарях

Житие — жития, ср. 1. Повествование о жизни человека, признаваемого верующими святым (лит. церк.). Жития святых. || То же, что биография (книжн. устар.). 2. То же, что жизнь (книжн. устар.,........
Толковый словарь Ушакова

Житие Ср. — 1. Повествование о жизни человека, причисляемого церковью к лику святых. 2. То же, что: биография. 3. То же, что: жизнь (3).
Толковый словарь Ефремовой

Житие — -я; ср.
1. Жизнеописание какого-л. святого, подвижника и т.п.; их жизнь и деяния. Жития святых. Ж. Феодосия Печерского.
2. Разг. = Жизнь (2, 4-5 зн.); житьё. Беспечальное ж.
◁........
Толковый словарь Кузнецова

Житие Святого Алексея — (ок. 1050) - один из первых памятников французскойписьменности, анонимная поэма о римском монахе-аскете. Дала началомногочисленным переводам и переделкам на различные новоевропейские языки.
Большой энциклопедический словарь

Житие — (Быт 6.9; 37.2; Иер 32.37; 1Пет 3.1,2,16; 1Тим 4.12; 2Тим 3.10)-жизнь, образ жизни.
Исторический словарь

житие Александра Невского — жизнеописание новгородского и владимиро- суздальского кн. Александра Ярославича, составлено в кон. 13 в. в Рождественском монастыре во Владимире на основе монастырской........
Советская историческая энциклопедия