План-конспект урока по чтению (4 класс) на тему: И.А. Крылов "Стрекоза и Муравей"

Ирина Садовникова
Занятие по ознакомлению с художественной литературой. Тема: Басня Крылова «Стрекоза и муравей»

Занятие по ознакомлению с художественной литературой с использованием социо-игровых технологий.

Т Е М А :

Знакомство с басней И . А. Крылова «Стрекоза и Муравей »

Подготовительная группа.

Провела :

Воспитатель :

Садовникова Ирина Вячеславовна.

Предварительная работа :

Использование социо-игровых приемов для стимулирования мыслительной деятельности , развития интереса к художественной литературе :

Работа в микрогруппах

Обучение аргументации выводов

Обозначение характера персонажей сказок линией

Смена мизансцен во время занятий

Воспитание грамотного читателя на примере сказок.

Программное содержание :

Познакомить детей с литературоведческим термином «басня » , дать краткие сведения о баснописце И . А. Крылове .

Учить внимательно вслушиваться в литературный текст .

Воспитывать грамотного читателя, размышляющего над замыслом автора; читателя делающего свои собственные выводы.

Воспитывать нравственные качества : трудолюбие, жалость к нуждающимся в помощи, умение радоваться жизни, стремление осознавать , признавать свои ошибки и пытаться их исправлять.

Учить детей договариваться друг с другом, прислушиваться к чужому мнению и уважать его.

Стимулировать двигательную активность во время мыслительной деятельности .

Форма организации :

Интегрированное занятие .

Интеграция :

Чтение художественной литературы

Здоровье

Коммуникация

Социализация

Художественно -эстетическое развитие

Познание

Развитие логического мышления

Ход ЗАНЯТИЯ:

1. Ребята, я сейчас вам задам очень сложный вопрос. У каждого человека много хороших качеств, но есть и плохие. Как человеку вовремя увидеть свои плохие качества и постараться их исправить?

Вы знаете? А вот я в затруднении.

Вот на этот сложный вопрос мы и будем сегодня искать ответы.

3. А чтобы быстрее найти решение , давайте объединимся в пары.

Станем разведчиками. (Деление на пары с помощью игры «Разведчики» : дети, молча, находят глазами себе пару, встречаются глазами и , по команде воспитателя, пары берутся за руки)

4. Ну, а теперь, разведчики, проходите в страну вопросов и ответов через ворота. (Проводится игра по типу «Ручеек» ) Но чтобы пройти паре в ворота, необходимо ответить на вопрос : «Что будет потом с этой шишкой?»

Воспитатель показывает шишку.

(дети отвечают на вопрос и проходят парами в «ворота» , «ворота» отвечают самыми последними.)

5. Рассаживайтесь, парочки, поудобнее, где хотите, но недалеко от меня, чтобы всем было и слышно, и видно. Дети парами рассаживаются.

6. Недавно я прочитала интересную историю, но так в ней запуталась, столько у меня появилось вопросов, и я решила, что только вместе с вами и смогу распутаться. Знаю только, что это не просто история и даже не совсем сказка, и даже не совсем стихи. Называется такая история – басня . Басня – это короткая поучительная история, где высмеиваются человеческие нехорошие черты характера, даже если герои истории животные. Басня помогает людям , на примере животных, увидеть в себе плохие качества. Самый известный писатель – баснописец Иван Андреевич Крылов . Самое интересное, что он с детства жил в городе Твери и потом работал в Тверском суде. Поэтому Тверь он считал своим вторым домом. Сейчас в Твери стоит памятник Крылову в сквере около цирка, есть улица Крылова .

Показать портрет Крылова и фотографию памятника.

Я сейчас прочитаю вам самую известную басню Крылова . Я знаю ее с детства, но сейчас думаю, что совсем не понимаю, что она высмеивает, чему учит. Попробуем вместе разобраться. Договорились? И так, слушаем….

Чтение басни «Стрекоза и Муравей » название басни не дается .

Есть ли в этой басне не очень понятные слова? Вам все понятно? А вот мне совсем непонятно, что значит :

- «Зима катит в глаза» ? Она что на колесах?

(Рассуждения детей :быстро наступает, когда валит снег, он попадает в глаза, пурга, ветер)

А вот такое выражение – «помертвело чисто поле» ? Что-то страшновато стало от таких слов. Как вы их понимаете?

(Размышления детей : Опустело поле, т. к. убран урожай, замерзла земля, нет насекомых, птиц, темно и сыро, холодно, уныло, тоскливо)

А почему «нужда, голод настает?» Ведь мы же знаем, что все птицы, насекомые, звери как то приспосабливаются к зиме. А что же Стрекоза ?

(Дети размышляют, высказывая свое мнение, педагогом приветствуется любое мнение, даже самое неожиданное и не одно не опротестовывается)

Кто запомнил, как Стрекоза добиралась до муравья ?

(Злой тоской удручена, к муравью ползет она )

А как вообще-то передвигается Стрекоза ? Кто видел стрекозу ? Мы говорим : «Ты как стрекоза О каком человеке так говорят?

(Рассуждения детей)

Какая пара изобразит, как летает стрекоза ? Как жила она летом? Покажите? (желающие пары показывают)

А в басне она ползет к Муравью , покажите как.

(желающие пары показывают)

А как же понять- «злой тоской удручена» ? На кого она злится? Кто виноват? Давайте попробуем передать ее мысли.

(Дети высказываются : Она злится на зиму, что так быстро наступила; Злится, что ее никто не пускает, она думает, что все злые; Она, наверное, злится на себя, что ничего не приготовила к зиме, не запасла припасов, не построила домик)

Что же делать Стрекозе ? Пусть каждая пара подумает : есть ли у Стрекозы выход ? Что мы можем ей подсказать? Посоветуйтесь друг с другом. И я подумаю тоже.

(Ответы детей были разными : Она может быстренько себе что-нибудь построить из щепочек каких-нибудь; Пускай идет к бабушке, она-то ее примет и накормит; Пускай просится у перелетных птиц взять ее с собой в теплые страны; Она же артистка, пускай работать устроится у зверюшек в театре.)

(Эксперименты детей с переделыванием концовки басни )

А что мы можем сказать про Муравья ? Какой он?

(Разнообразие ответов : Он трудолюбивый, он всегда строит дом; Он запасливый, конечно он приготовил много припасов на зиму; Он добрый; Нет! Он злой, он не пустил к себе стрекозу .)

Почему он все-таки не помог Стрекозе , не пожалел ее?

(Дети : Потому что она вся грязная была, как бомжиха. Потому что она не умеет работать, а муравей любит , чтобы все работали; Он безжалостный какой-то; Нет, он справедливый (Приветствуются разные, пусть даже противоположные мнения. Пусть будет дискуссия)

Разойдитесь в разные стороны : в одну сторону те, кто считает, что Муравей поступил правильно , а в другую кто считает, что он не прав. Потом мы это решение обсудим. И я подумаю. (Воспитатель принимает решение одной стороны, потом переходит к другой)

Вы разные и мнения у вас разные.

Дети разделились на две группы

(Аргументы 1 группы : мы думаем, что муравей поступил правильно , потому что он ведь без стрекозы строил себе дом ; стрекоза бездельница ) (Аргументы 2 группы : Мы думаем, что муравей не прав , он мог помочь бедной стрекозке , надо быть милосердным, он мог научить ее работать и строить себе дом, она бы пела ему всю зиму и ему было бы весело)

Сейчас, когда мы поговорили и о Стрекозе и о Муравье , пусть каждая пара подумает, как можно линией изобразить характер героев басни . (дети берут приготовленные бумагу и карандаши и выбирают любое место в группе (даже на полу, на стуле, пусть ищут сами, обсуждают парой и рисуют линию : прямую, спиральную, ломаную, волнистую и т. д.)

Линии у вас получились разные, потому что у вас разные мнения и взгляды.

Как бы вы назвали эту басню ? А кто, по-вашему, здесь главный герой? Почему? (Решается судьба стрекозы , через стрекозу высмеиваются недостатки)

А вот у Крылова она называется «Стрекоза и Муравей »

Подумайте, пожалуйста, мне непонятно, здесь только плохие черты характера Стрекозы осуждаются ? А у Муравья можно найти плохие черты? Но разве плохо радоваться жизни, лету, радуге, цветам, петь веселые песни? А у Муравья какая жизнь , все лето он только и делал, что носил на себе хвоинки, былинки, не разгибал спины, не поднимал головы, чтобы увидеть яркие летние краски, все запасал, строил. Для чего? Что он зимой будет делать? (Опять у детей разные мнения : Он не видел солнышка и, наверное, не купался в речке и не загорал, все трудился и трудился; Зато он будет сытый зимой; Он не радовался летом и зимой будет сидеть в темноте под снегом без радости; Он даже не видел неба и солнца и не замечал цветов и пения стрекозы ; Зато у него много варения.)

Изобразите, как он работал летом. (Дети парами изображают)

Мне почему-то и Муравья жалко !

Мы много говорили и о Стрекозе и о Муравье . У нас у каждого свое мнение : кому-то жалко Муравья , кому-то стрекозу , кому-то, как мне, например, и того и другого. И художникам иллюстраторам тоже , каждый по-своему оценивали героев. И они это отобразили на своих иллюстрациях. Посмотрите.

Воспитатель показывает иллюстрации разных художников )

Знаете, я вот все думаю и никак не могу вспомнить, какую очень известную сказку напоминает мне басня «Стрекоза и Муравей ? Где тоже один все лето трудился, а другие резвились. Чем закончилась эта сказка? (Три поросенка)

Вот в чем отличие сказки от басни . Басня , хоть и жалко героев, но осуждает, высмеивает их нехорошие качества, помогает их увидеть и исправить. А сказка показывает, что добро побеждает зло.

Так чему же учит нас басня Крылова «Стрекоза и Муравей » ?

И жизни радоваться надо, и солнышко видеть, и цветами восхищаться, но делу время, а потехе час. Поработал, отдохни, а не наоборот.

Как вам сегодня было на занятии ? Спать хотелось? Гулять убежать? Интересно было?

Я тоже довольна вами и собой. Я ведь думала вместе с вами и поняла, как важно вслушиваться в каждое слово, думать, почему персонажи поступили так, а не иначе.

И как хорошо, что каждый из вас рассуждал по-разному, по своему, помогали друг другу работать в паре.

Сегодня с нашей книжной полки уйдут сказки и освободят место новой гостье – басне . Крылов написал ведь очень много басен. Мы их с вами тоже почитаем.

А так как басня учит трудолюбию , не безделью, то здесь поставим книги о труде, пословицы и поговорки.

А еще Андрюша принес нам мультфильмы по басням Крылова . Мы их обязательно будем смотреть, в том числе и басню «Стрекоза и муравей »

Спасибо вам, дорогие мои, за увлекательную работу.

Конспект экспертного урока

по литературному чтению

проведенногов 3 «б» классе МОБУ «СОШ № 54»

на тему:Восприятие на слух звучащей речи.

И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей».

Дата:15.09.2017 г.

Учитель:Жакупова Райса Тлектесовна

Тема: Восприятие на слух звучащей речи. И. Крылов «Стрекоза и Муравей».

Цель: приобщать учащихся к чтению басен, учить отличать басню от других литературных жанров, находить главную мысль басни, мораль, подбирать пословицы и соотносить их с текстом, учить анализировать и делать выводы;развивать и обогащать речь учащихся, художественный вкус;воспитывать нравственные качества личности на примере героев.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его баснями, уметь анализировать басню.
Личностные УУД: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные УУД:
познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества;
коммуникативные: умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;
регулятивные: умение ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий.

Тип урока: Открытие новых знаний
Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: учебник, аудиозапись басни в исполнении актера И. Ильинского, толковый словарь, выставка книг И.А.Крылова, мультимедийный проектор, презентация к уроку.

ХОД УРОКА

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

- Приветствие гостей урока.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

Прочитайте выражение, как вы его понимаете?

Чтение без размышления – пустое занятие (слайд 1)

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

Проверочный тест по произведению Е. Шварца «Сказка о потерянном времени». (на парте)

Проверка по слайду. (слайд 2)

(На парте).

Са-са-са, са-са-са вот бежит лиса.

Со-со-со, со-со-со лиса катит колесо.

Сы-сы-сы, сы-сы-сы хвост красивый у лисы .

Су-су-су, су-су-су в лесу видел я лису .

Ца-са, ца-са, ца-са – на цветке сидит оса.

Цу-су, цу-су, цу-су – гони скорей с цветка осу .

Ца-ца-ца, ца-ца-ца - у крыльца стоит овца.

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.

Мы уже с вами изучили некоторые жанры литературы.

Какие вы знаете? (сказка, рассказ, стихотворение, потешки, скороговорки, басня, колыбельные, поговорки, пословицы, небылицы).

Догадайтесь, произведение, какого литературного жанра мы будем изучать на сегодняшнем уроке?

    Небольшой объем; (слайд 3)

    герои – животные или растения;

    о животных говорится как о людях;

    часто стихотворная форма;

Да, это басня . А вы знаете, что такое басня?

Басня - это…… (слайд 4)

Кого называют баснописцем? (Писателя, который сочиняет басни.)

Рассказ о И.Крылове (слайд 5)

Самый известный и любимый детьми и взрослыми баснописец Иван Андреевич Крылов. Его басни похожи на русские сказки, а их герои напоминают персонажей народных сказок. Басни Крылова учат честности, благородству, любви к Родине. Осуждают лень, жадность. Родился Иван Андреевич 2 февраля в Москве в семье бедного отставного армейского офицера. Детство Крылова прошло, в Твери. Мать Крылова, не имела никакой возможности дать образование своему сыну, но так как была женщиной умной от природы, хоть и не образованной, уделяла большое внимание самообразованию сына. Иван обучался дома грамоте, арифметике и молитвам. Всего Крылов создал не менее 200 басен .

Выставка книг. Беседа.

Работа над загадками.

Я думаю, вы все уже догадались, что сегодня мы поговорим о баснях Ивана Крылова.

А с какой басней мы познакомимся сегодня, вы узнаете, когда проведем игру: «Доскажи словечко».

Без работы хоть убей,

Жить не может… (муравей).

На ромашку у ворот

Опустился вертолет -

Золотистые глаза.

Кто же это? (Стрекоза.)

- Хорошо. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с басней И. Крылова «Стрекоза и муравей» (слайд 6)

Образы басни.

Случалось ли вам наблюдать за стрекозой в природе?

Как она летает?

(Легко, быстро, перелетает с травинки на травинку, сверкает крыльями на солнышке.)

Какой вам представляется ее жизнь: легкой беззаботной или тяжелой, полной труда?

А какая жизнь у муравьев?

(Они все время работают, строят муравейник, добывают пищу.)

IV. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.

Ребята, мы с вами описали жизнь стрекозы и муравья в природе.

Интересно, какими характерами их наделил Иван Крылов в своей басне, и какую интересную, поучительную историю рассказал о них.

V. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Слушание басни «Стрекоза и Муравей» в аудио записи

Я, предлагаю вам сейчас прослушать басню И.А.Крылова « Стрекоза и Муравей» в аудиозаписи актера Ивана Ильинского.

Словарная работа. (Слайд 7)

Все ли вам слова были понятны?

Взгляните на экран, здесь записаны слова, которые могут быть вам не понятны.

Попрыгунья - тот, кто все время вертится, прыгает, не сидит на месте.

Помертвело - стало безжизненно-бледным.

Вешний - весенний.

Мурава - молодая трава.

Удручена - огорчена.

Вскружить - обмануть.

Поплясать - танцевать.

Физкультминутка.

Самостоятельное чтение басни.

Вы прослушали басню, а теперь я вам предлагаю ее самостоятельно прочитать.

Анализ басни. (слайд 8,9)

Кто главные герои басни?

Какие черты характера им присущи?

Представьте Стрекозу. Какой она изображена в басне? (Легкомысленная, хвастливая, беззаботная.)

А как вы относитесь к Стрекозе?

Каким изобразил Крылов Муравья? (Трудолюбивый, справедливый, спокойный.)

А как вы относитесь к Муравью?

Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне?

Какие фразы, выражения показались вам наиболее яркими,образными, запоминающимися?

Что вам показалось в этой басне смешным, а что поучительным ?

Почему Стрекоза не получает сочувствия?

Раскаивается ли Стрекоза в своем поведении?

Какова мораль данной басни?

VI. ОСОЗНАНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

Работа у доски.

Перед вами разбросаны слова характеризующие черты характера главных героев, вам необходимо распределить их правильно.

МУРАВЕЙ СТРЕКОЗА

трудолюбивый весёлая

хозяйственный беспечная

запасливыйсерьёзный ветреная легкомысленна красавица беззаботная

Работа с пословицами. (слайд 10)

Составление пословицы из слов с объяснением. (слайд

Молодцы все справились с заданием.

Физкультминутка для глаз.

Чтение по ролям

Сейчас вы прослушаете диалог стрекозы и муравья. Попробуйте также ярко и эмоционально передать настроение главных героев.

- Чтение по ролям с.41-42

- Резерв. (Задание в ТПО с.20-21)

Выберите и отметьте правильные ответы.

Дайте совет персонажам басни. Можешь пользоваться «копилкой слов» в конце тетради.

ІХ. Рефлексия. (слайд 12)

Я узнал…

Мне понравилось…

Я запомнил…

Посмотри на "пушистиков". У них разные настроения. Раскрась "пушистика", у которого такое же настроение, как у тебя.

Анализ 2-3 учащихся.

Х. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Учебник стр. 43 № 3.(слайд 13)

Выставление отметок с комментированием.

Спасибо за работу и внимание! (слайд 14)

Отдел образования муниципального района «Тарусский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2

имени ученого В. З. Власова»

г. Таруса Тарусского района Калужской области

Конспект урока чтения

«Басня И.А. Крылова. Стрекоза и муравей»

Авдеева Ольга Владимировна

учитель начальных классов

2011г. Конспект урока чтения

Тема: басня И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»


Образовательные:

Познакомить детей с басней И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»;

Формирование навыков правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения;

Научить детей отличать басни от других произведений.

Развивающие:

Развитие мышления при анализе произведения;

Развитие речи при ответе на вопросы;

Развитие интереса к чтению басен.

Воспитательные:

Нравственное воспитание;

Воспитание умения слушать друг друга.

План урока

1.Организационный момент

2.Подготовительная работа

3.Знакомство с произведение в целом

4.Чтение произведения по частям, анализ частей, словарная работа

5.Повторное чтение басни

6.Обобщающая беседа

7.Раскрытие аллегории (подыскивание аналогий из жизни)

8.Выведение морали

9.Чтение басни по ролям

10.Итог урока

11. Рефлексия

12.Домашние задание

Ход урока

1.Организационный момент

(цель: приветствие, проверка готовности, положительный настрой)

Здравствуйте, ребята, садитесь. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку? У вас на партах должны лежать дневник, пенал, литературное чтение. Улыбнитесь друг другу, у вас всё получится, начинаем урок!

2.Подготовительная работа

(цель: знакомство с биографией И.А.Крылова; сформировать у школьников жизненные представления, необходимые для чтения и понимания; накопить и обобщить жизненный опыт перед чтением; непосредственное введение детей в круг авторских образов).

Ребята, посмотрите на доску. Узнали, чей это портрет?

Ивана Андреевича Крылова

Правильно. А какие басни Крылова вы знаете?

Ворона и лисица. Лебедь, рак и щука.

Ребята, посмотрите на доску, кто изображён?

Стрекоза, муравей.

Что вы можете рассказать о стрекозе?

Она красивая, постоянно всё лето летает

А про муравья?

Постоянно строит себе жилище, перебегая из одного муравейника в другой.

Мы сегодня познакомимся с ещё одной басней Крылова «Стрекоза и муравей».

Кто может сказать мне, как называется та часть басни, в которой содержится основная мысль?

Хорошо. Сейчас я прочитаю вам басню «Стрекоза и муравей», а вы слушайте внимательно, потому что я потом буду задавать вопросы.

3.Знакомство с произведением

(цель: познакомить детей с конкретным содержанием произведения, его сюжетной линией; выявление эмоционального воздействия произведения на учащихся)

Ребята, какие чувства у вас вызвала эта басня?

Было жалко стрекозу

Почему у вас такие чувства вызвала стрекоза и муравей?

Муравей злой, он не мог помочь стрекозе.

Хорошо, давайте с вами подробнее разберёмся с этой басней. Откройте свои учебники.

4.Чтение и анализ произведения по частям.

(цель: выяснение причинно-следственных связей в развитии сюжета; выявления мотивов поведения действующих лиц, их особых черт, свойств характера; определение композиции произведения; анализ особенностей форм произведения, в том числе языка).

Попрыгунья стрекоза

…………………………

На желудок петь голодный!

Достаточно, хорошо.

Ребята, что делала стрекоза летом?

Стрекоза всё лето пела

Как наступила зима для стрекозы? Зачитайте из текста

Оглянуться не успела, как зима катит в глаза.

А как вы понимаете это выражение?

Это значит, зима уже наступает.

Как жилось стрекозе летом?

Хорошо, весело.

А почему ей так хорошо и весело жилось? Зачитайте из текста.

Для неё под каждым листом был готов и стол и дом.

Зимой стрекоза продолжала петь?


-Почему?

Зимой стало холодно и стрекозе нечего было есть.

И кому же в ум пойдёт на желудок петь голодный.

Как мы озаглавим эту часть?

Гулянья стрекозы

Злой тоской……….

…так поди же попляши

Ребята, как вы понимаете строчку «Злой тоской удручена»?

Как стрекоза обращается к муравью? Зачитайте.

Не оставь меня кум милый.

Почему стрекоза так ласково обращается к муравью?

Она хочет его задобрить, чтобы он её впустил, покормил и обогрел.

Пустил стрекозу муравей?

Нет, не пустил.

А почему?

Она всё лето пропела в то время, когда надо было готовиться к зиме.

Зачитайте, как муравей прогнал стрекозу?

Ты всё пела? Это дело, так поди же попляши.

Как вы думаете, как это муравей сказал?

5.Повторное чтение басни в целом.

(цель: осмысление произведения в целом)

Молодцы, а теперь давайте ещё раз прочитаем эту басню полностью.

Даниила прочитай, не забывай обращать внимание на знаки препинания. А вы слушайте все внимательно, потом я спрошу, как вы поняли смысл басни.

6.Обобщающая беседа.

(цель: обобщить всё произведение, осмыслить частные выводы, которые были сделаны в процессе анализа; сформировать общий вывод, относящийся ко всему произведению в целом, который и будет выражением идеи, главной мысли басни)

Ребята, какая стрекоза по характеру?

Она беззаботная, ей ничего не надо. Живёт одним днём, в её жизни самое главное- петь и плясать.

А какой же муравей по характеру?

Он трудолюбивый, справедливый.

Как вы понимаете такую пословицу «Сделал дело, гуляй смело»

Сначала нужно заняться делом, а потом когда его закончишь, то можно отдыхать.

Так что же хотел сказать Крылов этой басней?

Всем надо вовремя заниматься. Вначале сделать дело, а потом отдыхать.

7.Раскрытие аллегории

(цель: формирование умения приводить примеры из жизни; развитие логического мышления в процессе сравнения поведения героев басни и поведения людей)

Ребята, а у людей такие случаи бывают? Давайте вспомним.

Вот видите, это встречается в нашей жизни.

8.Выведение морали

(цель: глубокое и чёткое понимание текста басни)

Об этом басня и говорит, что делать надо всё вовремя и забот будет меньше. А если всё лето прохлопотать, осень протоптать, тут и снег на голову свалится.

9.Чтение басни по ролям

(цель: отработка навыков правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения)

Давайте ещё раз прочитаем эту басню. Но читать теперь мы будем по ролям.

10.Итог урока

(цель: подвести итог работы на уроке)

Молодцы. С какой басней мы сегодня познакомились?

Стрекоза и муравей

Вам понравилась эта басня?

11.Рефлексия

(цель: проверка психоэмоционального состояния учащихся, эффективности мотивации деятельности)

Что понравилось на уроке?

Что интересного узнали на уроке?

12.Домашнее задание

(цель: обогащение речи учащихся; совершенствование выразительной стороны речи; развитие памяти учащихся)

Дома вам надо будет эту басню выучить наизусть.

Молодцы, хорошо работали, были активны. Урок окончен, можете быть свободны.

Предмет (направленность):

начальная школа.

Возраст детей: 2 класс.

Место проведения: класс.

Цели урока:

Познакомить с жизнью и творчеством И. А.Крылова, с его басней «Стрекоза и Муравей».

Совершенствовать умение работать с текстом (анализ сюжета, определение главной мысли произведения – мораль, умение делать выводы), знать особенности жанра басни.

Обогащать читательский опыт учащихся, отрабатывать навык выразительного чтения.

Развивать память, логическое мышление, словарный запас, творческие способности, читательскую зоркость и речь детей.
- Воспитывать уважительное отношение к труду и людям труда.

Ход урока.

1. Организационный момент (психологический настрой).

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Всем, всем!

Добрый день!

Соберите в ладошки своё тепло

Пусть его будет много.

Почувствуйте это тепло.

В жизни часто бывают такие моменты, когда хочется, чтобы кто-то был рядом и поделился с тобой своим теплом.

Приглашаю вас в чудесный мир литературы. На уроке мы постараемся хорошо трудиться,тогда работа принесёт результат (плод).

2. Постановка темы и целей.

а)

Прочитайте, что зашифровано на доске. Это псевдоним, вымышленное имя одного известного нам человека.

НАВИ ВОЛЫРК (Иван Крылов)

Так он подписывал свои первые басни, которые начал писать в 37 лет.

Вступительное слово учителя

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством «дедушки Крылова». Так называет его народ, выражая этим своё уважение и любовь к нему. Великий русский баснописец. В своих баснях он дал нам советы как жить. Он хотел. Чтобы люди, которые прочитают его басни, то есть мы с вами, стали мудрее, добрее.

Крылов был очень трудолюбив. Он мог стать актёром, художником. Он прекрасно рисовал. Очень рано выучился играть на скрипке. У него были большие способности к математике. Но решил он стать писателем. За 30 лет работы он написал 205 басен. Они переведены более чем на 50 языков.

б)

1.- Предлагаю посмотреть инсценировку (индивидуальное задание) и определить, над какой басней мы будем работать.

2.– Сначала отгадайте главных героев.

Без работы хоть убей,

Жить не может … (муравей)

На ромашку у ворот

Опустился вертолёт-

Золотистые глаза

Кто же это? (стрекоза)

в)

Определим тему и цели урока.

(И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей»)

Какую цель мы обычно ставим перед изучением нового произведения. (Узнать о чем это произведение, понять замысел и внутренний мир автора.)

Что нужно для достижения этой цели?
(Уметь работать с текстом (объяснить значение непонятных слов, находить изобразительно-выразительные средства языка, подтверждать словами текста тему и основную мысль).

Сообщение плана работы на уроке, который вывешивается на доску и раздаётся каждому ребёнку

План урока

Инсценирование
Актуализация знаний.
Словарная работа
Чтение басни
Анализ произведения
Парная работа
Групповая работа с пословицами
Групповая исследовательская работа
Творческая работа
-Не забывайтеоценивать работу на каждом этапе.

3. Актуализация знаний.

- Что такое басня?

(Небольшой рассказ в стихах или прозе, поучительного характера, в котором действуют звери и птицы. Они обладают человеческими качествами и обычно умеют говорить.)

-В басне есть нравоучение?

-Как оно называется?

-Что осуждается в морали? (зависть, лень, ложь, глупые поступки…)

В конце урока нам нужно будет ответить на вопросы.

Посмотрите...

-Какова мораль этой басни? В каких словах произведения она заключается?

4. Работа по теме урока.

а) Первичное знакомство - просмотр мультфильма.

- Хотите узнать, что произошло, когда были потеряны дни? Давайте познакомимся с новой басней.

Слушайте текст, какие-то слова вам покажутся незнакомыми, непонятными. После просмотра попробуем объяснить их значение.

б) Словарная работа

У ребят было индивидуальное задание: по словарю найти значение трудных выражений и слов, которые встретятся сегодня в басне.

Зима катит в глаза - неожиданно наступила зима (для стрекозы, муравей её ждал)

В мягких муравах у нас - в мягкой траве у нас (молодая трава)

лето красное - тёплое, красивое, солнечное

оглянуться не успела - очень быстро

до вешних дней - до весны

голову вскружило - обо всём забыла

помертвело чисто поле - опустело, неподвижное, бесчуственное

злой тоской удручена - огорчена, тоскливо ей, подавлена

нужда - недостаток в необходимом

-Теперь всё понятно?

в) Выразительное чтение басни учащимися.

-При чтении постарайтесь подражать героям и профессиональному актёру.

г) Художественный анализ произведения.

Поднимите руку кому понравилась басня.

Что можно сказать о Стрекозе?

Почему она оказалась без корма и жилья?

Какое чувство она вызывает в начале басни?

А в конце?

Что можно сказать о Муравье? Помог он Стрекозе?

Прав ли был Муравей, отказав Стрекозе?

Кто из героев вам понравился и почему?

Ребята, а какие стрекоза и муравей в настоящей жизни?

-Молодцы, ребята! Очень хорошо справились с

работой!

Физминутка

Нёс однажды Муравей

Две травинки для дверей.

На полянке под кустом

Муравьишка строит дом.

Лишь снежок запорошит

Стрекоза к нему спешит.

-Ты, кума, не торопись,

А за дело-ка возьмись.

1,2,3,4,5 - начинаем приседать.

д) Парная работа. Определите черты характера главных героев.

Стрекоза Муравей

(Слова для справок: легкомысленность, беззаботность, справедливость, усердие, лень, жадность, беспечность, несерьёзность, бесшабашность, жизнерадостность, глупость, чёрствость, весёлость, трудолюбие.)

е) Групповая работа. Работа с пословицами.

-Какие из пословиц можно отнести к Стрекозе? А какие пословицы можно отнести к Муравью? Объясните их значение.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Что летом родится, то зимой пригодится.

Делу - время, а потехе - час.

Сделал дело - гуляй смело.

Лето прохлопали, осень протопали, а тут и снег на голову.

Лето пролетишь - зимой с сумой побежишь.

Гуляй, гуляй - зато потом не пеняй.

5. Исследовательская работа (в группах).

Сравнить с басней Л.Н.Толстого «Стрекоза и Муравей»

Осенью у муравьёв подмокла пшеница, они её сушили. Голодная стрекоза попросила у них корму. Муравьи сказали: «Что же ты летом не собирала корму?» Она сказала: «Недосуг было: песни пела». Они засмеялись и говорят: «Если летом играла, зимой попляши».

-Чем похожи эти басни?

-Чем они отличаются?

6. Творческая работа

-Представь: Муравей пустил Стрекозу перезимовать. Как они бы жили? Что делали?

-Придумай другое окончание басни.

7. Итог урока.

-Чему был посвящён наш урок?

-Мы знаем, что басня написана не ради стрекозы и муравья. (Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться; учит мудрости жизни.)

-Какие недостатки людей здесь высмеиваются?

-Вернёмся к главному вопросу нашего урока. В каких словах басни заключается мораль?

-Как вы понимаете эти строки?

8. Рефлексия - «Дерево творчества»

- -За что ты можешь себя похвалить?
-За что ты можешь похвалить одноклассников?
-За что ты можешь похвалить учителя?
-Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе?


По окончании урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:
Плоды – урок прошёл полезно, плодотворно;
Цветок – довольно неплохо;
Зелёный листик – не совсем удовлетворён уроком.

Оцени свою работу на уроке. Почему так себя оценил?

9. Домашнее задание (по выбору).

1. Кому басня понравилась её можно выучить наизусть или научиться читать по ролям.

2. Проиллюстрировать произведение.

3. Предлагаю провести исследование.

Проанализировать басню Эзопа (первый баснописец) «Жук и Муравей», сравнить с басней Крылова.

Зимнею порою муравьи, рассыпавши, рожь сушили. Голодный Жук просил у них корму. Муравьи спросили у него: «Зачем ты летом не собирал себе корму?» Он отвечал: «Мне было некогда, - я пел». Они же рассмеялись, сказали: «Если ты летом пел, так зимой - пляши».

- В каких словах басни заключается мораль?

10. Работа с выставкой книг.

-Посмотрите, какие книги И.А.Крылова есть в нашей библиотеке. Кто заинтересовался творчеством «дедушки Крылова», возьмите книги и прочитайте их.

МБОУ «Дрезненская средняя общеобразовательная школа № 1»

Урок литературного чтения

по УМК «Школа России»

Учебник: Л. Ф. Климанова,

В. Г. Горецкий,

М. В. Голованова.

Тема урока : И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей».

Класс: 2 класс

Тип урока:

    Комбинированный.

Цели урока:

Подготовила: учитель начальных классов

Зеленова Ирина Сергеевна

Задачи урока:

Обучающие:

    продолжить знакомство учащихся с творчеством И.А.Крылова через ознакомление с басней «Стрекоза и Муравей»;

    обеспечить в ходе урока расширение представлений о басне как одном из жанров литературы, закрепление умений анализировать басню, находить главную мысль басни, мораль, воспринимать переносное значение смысла басни, художественность речи;

    продолжить формирование навыков выразительного чтения, монологической речи, планирования ответа, навыков работы с учебниками, навыков самоконтроля.

Воспитательные:

    содействовать формированию интереса к искусству слова;

    содействовать морально-нравственному воспитанию посредством художественных возможностей басни;

    содействовать воспитанию интереса к чтению, развитию художественного вкуса.

Общеучебные:

    развивать у школьников образное мышление через умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, умение анализировать, сравнивать, обобщать изучаемые факты, раскрывать метафоры басен;

    развивать умение рассуждать на заданную тему, логически излагать свои мысли;

    развивать у школьников читательскую самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении, используя для этого проблемные ситуации, творческие задания.

Материалы и оборудование:

    мультимедийный проектор,

    компьютер

    презентация по теме урока,

    костюмы Стрекозы и Муравья,

    карточки для работы в группах

Используемые методы и технологические приемы:

Ход урока.

    Орг. момент.

Доброе утро, дети!

Мне приятно вас видеть.

Пусть это утро несет нам радость общения,

Наполнит наши сердца благородными чувствами.

Итак, мы готовы к уроку чтения.

Мы начинаем наш урок!

Прозвенел звонок и смолк

Начинается урок

Урок литературного чтения

Словно приключение

С книгою везде ты сможешь побывать

И в сказку поверить

И много узнать.

Книга с нами всегда

А вы урок чтения любите?

Тогда внимательно слушай, дружок,

Чтоб на все вопросы ответить ты смог.

    Актуализация знаний.

Знакомство с темой.

Посмотрите на доску, к произведениям какого автора эти иллюстрации.

(Иван Андреевич Крылов)

Как называются эти произведения?

(«Ворона и Лисица», «Лебедь, рак и щука», «Слон и моська»)

К какому жанру относятся его произведения? Что он писал?

Что такое басня?

(Басня - это литературный жанр с краткой формой повествования, где действуют звери, птицы, вещи, а подразумеваются под ними люди, высмеиваются их пороки . В басне обязательно есть мораль, которая чаще всего выделяется как самостоятельная её часть и располагается либо в начале, либо в конце басни)

Эти картинки я выбрала не случайно. Мы продолжим знакомство с баснями И.А.Крылова.

А девизом нашего сегодняшнего урока будет поговорка:

«Делу - время, а потехе – час»

Как вы понимаете ее смысл?

(Ответы детей)

А теперь прочитайте эту поговорку:

    Ставлю знак ! Кто лучше?

    Ставлю знак-?

    а теперь представьте, что ночь, кругом тишина, прочитайте ее шепотом;

    ночь прошла, наступило утро, прочитайте ее с восклицательной интонацией;

    с ускорением/с замедлением (тихо, громко)

А почему я выбрала именно такой девиз к уроку, мы узнаем позже.

К нам на урок пришли сказочные герои. Отгадайте кто.

Вот букашка-работяга.

Целый день трудиться рада.

Ношу на спине своей

Быстро тащит... (Муравей)

Что за чудо-вертолет

Мошкаре спать не дает?

Только высохнет роса,

Вылетает... (Стрекоза)

А тему нашего урока вы прочтете на доске, только справа налево. (Тренировка произвольного внимания.)

«йеварум и азокертс»
Да, сегодня я хочу познакомить вас с еще одной басней Ивана Андреевича Крылова –

«Стрекоза и Муравей»

А) Создание «Дерева предсказаний»

Давайте попробуем описать героев басни, какие характеры будут у них?

Посадим на веточки дерева стрекоз с теми качествами, которые будут присущи Стрекозе, а под деревом устроим муравейник из качеств, характерных для Муравья.

Б) Работа в парах

У вас на партах лежат карточки, в них написаны слова, которые можно отнести к Стрекозе и к Муравью. Попробуйте совместно в парах за 1 минуту определить, кому, какие слова подходят.

КАРТОЧКА

Красивые

Необычные

Труженики

Беззаботные

Легкомысленные

- Итак , как вы справились с этим заданием.

Какая же в природе перед нами предстает Стрекозы?

Какой Муравей в природе?

Появляются на дереве слова

    о стрекозе: красивая, необычная, нежная, беззаботная, легкомысленная, веселая и т.д.,

    о муравье: труженик, коллективист, силач, умный и т.д.

    Первичное восприятие текста

Давайте проверим правы ли мы.

Не только услышим, но и увидим, что происходило в басне.

(инсценировка) ОСТАНАВЛИВАЮ

Поможет ли Муравей Стрекозе?

(ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Что можно сказать о наших предположениях? (Сбылись, оправдались)

    Как видите, мы были правы.

Муравей - труженик, коллективист, силач, умный и т.д.

    Стрекоза - красивая, необычная, нежная, беззаботная, легкомысленная, веселая и т.д.,

В) Вывод.

Вы знаете, что в баснях под видом животных, растений или предметов всегда подразумеваются люди и высмеиваются их пороки (недостатки, слабости)

Какого человека мы представим под Муравьем? Стрекозой?

(ответы детей)

ФИЗМИНУТКА.

(Проведет Стрекоза)

    Словарная работа.

В басне встретилось очень много непонятных слов.

    Попрыгунья – та, кто все время вертится, прыгает, не сидит на месте.

    Удручена – расстроена, обижена.

    Нужда – недостаток в чем-то, бедность.

    Кум – обращение к знакомому мужчине.

    Кума – обращение к знакомой женщине.

    Вешние дни – весенние дни.

Объясните, как вы понимаете следующие выражения (Работа с крылатыми фразами – фразеологизмами)

    Оглянуться не успела – прошло очень быстро.

    Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом - везде могла найти еду и место для отдыха.

    И кому же в ум пойдет – никто даже и не подумает.

    Продолжение работы по теме.

А теперь прочитайте самостоятельно басню и подумайте, что автор хотел до нас донести.

(Нельзя лениться, надо думать о завтрашнем дне)

4 Вторичное чтение басни (по времени)

Прежде, чем ответить на ряд вопросов, давайте прочитаем ее еще раз.

(чтение вслух)

Обсуждение басни

Кто из героев басни тебе понравился и почему?
- Справедливо или нет поступил Муравей?

Как бы вы поступили на его месте?

Сочувствуете ли вы Стрекозе?

Вы все правы, молодцы! Теперь нам понятно, почему для высмеивания такого человеческого порока, как праздность, то есть леность и легкомыслие, Крылов выбрал именно стрекозу и муравья.

Так почему же девизом нашего урока стала поговорка «Делу – время, а потехе – час»?

(Ответы детей)

    Подведение итогов.

Что полезного для себя вы узнали на уроке?

(ответы детей)

    Рефлексия

Урок полезен, все понятно,

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться

Да, трудно все-таки учиться.

Нарисуйте смайлик, который отражает ваше отношение к уроку.

    Оценка детей.(Вербальная)

    Домашнее задание:

    И стр. 107 вопрос №6.

Спасибо за урок!