Психолого -педагогическая характеристика на ученика. Психолого-педагогическая характеристика ученика

  1. ФИО учащегося.
  2. Дата рождения.
  3. Состояние здоровья.
    • Психологические особенности неблагополучного ученика. (Повышенная нервозность, низкая работоспособность, быстрая утомляемость, подавленность, повышенная возбудимость, необъяснимые вспышки гнева, повышенная агрессивность в поведении со сверстниками, негатив по отношению к учителям, отказ от вступления в контакт).
  4. Родители (ФИО, год рождения, место работы, образование).
  5. Семейные условия.
  6. Семейные взаимоотношения.
    • Благополучная семья (родители ведут правильный образ жизни, серьезно относятся к воспитанию детей, эмоциональная атмосфера семьи ученика группы риска положительная, родители в курсе всех школьных событий ребенка).
    • Неблагополучная семья (родители уклоняются от воспитания детей, грубое обращение с ребенком, нет единых требований от родителей, родители ведут неправильный образ жизни, злоупотребляют спиртными напитками, воспитанием детей не занимаются, не интересуются успеваемостью в школе и интересами ребенка, в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера).
    • Характер взаимоотношений родителей с ребенком (взаимное уважение, диктат родителей, чрезмерная опека, предоставление полной свободы ребенку).
  7. Организация труда и отдыха ребенка (поручения и обязанности в семье, соблюдение режима дня, помощь и контроль в выполнении домашнего задания, проведение выходных, организация летнего отдыха).
  8. Учебная деятельность:
    • успеваемость учащегося по предметам;
    • отношение к учебе: положительное, отрицательное.
    • интеллектуальные возможности учащегося: высокие, средние, низкие.
  9. Положение в классе:
    • Позиция учащегося с плохим поведением в коллективе: лидер, ведомый. С кем из класса дружит.
    • Манера и стиль общения с окружающими.
  10. Отношение к общественной деятельности и общественно полезному труду. (Охотно выполняет поручения, подходит ответственно, без интереса, отказывается, принимает активное участие в школьных мероприятиях, безразличен к школьным мероприятиям, отказывается от участия)
  11. Увлечения (занятия в свободное время, посещение кружков и секций по интересам в школе и в ДОУ).
  12. Самооценка ребенка:
    • уровень самооценки: адекватная, завышенная, заниженная.
  13. Отношение к общественному мнению:
    • стремится исправить недостатки, учесть замечания, хочет стать лучше;
    • понимает критику, согласен с ней, но не исправляется;
    • не обращает внимания на критику, не желает менять поведение;
    • выступает против замечаний, резко спорит, поведение демонстративно не меняет.
  14. Патологические влечения ученика девиантного поведения: курение, употребление спиртного, употребление наркотических веществ.

15. Состоит на диспансерном учете, в ИДН, на ВШУ и по поводу чего.

Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста

К 6 годам ребенок в основном уже готов к систематическому школьному обучению. О нем надобно говорить уже как о личности, поскольку он осознает свое поведение, может сравнивать себя с другими. К концу дошкольного периода формируется ряд новых психических образований:
1. Стремление к общественно значимой деятельности.
2. Способность управлять своим поведением.
3. Умение делать простые обобщения.
4. Практическое овладение речью.
5. Умение налаживать взаимосвязи и сотрудничество с другими людьми.

Как пишет В.В. Давыдов, младший школьный возраст – это особый период жизни, в которой ребенок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью.

В 6-7-летнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Происходит изменение уклада жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.

Ведущей деятельностью первоклассников становится учение, в результате которого возникают психические новообразования. Оно характеризуется своей результативностью, обязательностью и произвольностью.

В биологическом отношении у младших школьников, по сравнению с предыдущим возрастом, замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. Значительно увеличивается сила мышц. Все ткани детского организма находятся в состоянии роста.

В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливаются аналитическая и синтетическая функции коры. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем до 1400 граммов. Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения – младшие школьники в высокой степени возбудимы. Повышается точность работы органов чувств.

В развитии наблюдается дисгармония в физическом и нервно-психическом развитии ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Появляется повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движении.
В младшем школьном возрасте продолжается интенсивный процесс развития двигательных функций ребенка. Наиболее важный прирост по многим показателям моторного развития (мышечной выносливости, пространственной ориентации движений, зрительно-двигательной координации) отмечается именно в возрасте 7-11 лет. В этот период наблюдается ярко выраженный психомоторный прогресс. Обеспечивается прогрессивное развитие точных и силовых движений, а также создает необходимые условия для освоения все большего числа двигательных навыков и предметных ручных манипуляций. По этой же причине у детей заметно возрастает ловкость в метании, лазании, легкоатлетических и спортивных движениях.

В этот период развития двигательные функции получают весьма значительное развитие, особенно существенно совершенствуется координация движений, чему способствуют занятия физической культурой, различными видами спорта (плаванием, гимнастикой, легкой атлетикой и др.), ручным и производительным трудом и т.д.
Дети в этом возрасте умеют:
1. Прямо и твердо ходить, бегать, прыгать.
2. Точно ловить и кидать мяч.
3. На протяжении некоторого времени носить не очень легкие вещи, большие предметы.
4. Застегивать пуговицы, завязывать шнурки.
5. Проводить прямые, не дрожащие линии.
6. Достаточно уверенно пользоваться ножницами.
7. Складывать пазлы без помощи взрослого.
8. Обводить рисунки по пунктиру.
9. Дорисовывать симметричные половины несложных рисунков и т.д.
Соответственно с физическим развитием, в возрасте 6–10 лет происходит бурное развитие различных психических функций, в том числе и высших, связанных с когнитивной деятельностью, а также с высшими (нравственными) чувствами.

Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее становление, множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развивать у школьников, диктуют педагогам строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной работы.

Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Младший школьник может путать цифры 9 и 6, мягкий и твердый знаки с буквой «р», но в то же время с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью. Опираясь на нее, опытные учителя постепенно приучают школьников целенаправленно слушать и смотреть, развивают наблюдательность. К концу первой ступени школы восприятие ребенка усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер.

Внимание младших школьников недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Дети способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание. Поэтому весь учебный процесс в начальной школе подчинен воспитанию культуры внимания. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и прежде всего – мотивацией учения, ответственностью за успех учебной деятельности.

Мышление у детей начальной школы развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», - напоминал учителям К. Д. Ушинский, призывая опираться на первых порах школьной работы на эти особенности детского мышления. Задача школы первой ступени - развить интеллект ребенка до уровня понимания причинно-следственных связей. В школьный возраст, указывал Л. С. Выготский, ребенок вступает с относительно слабой функцией интеллекта (сравнительно с функциями восприятия и памяти, которые развиты гораздо лучше). Именно в школе интеллект ребенка развивается настолько интенсивно, как ни в какое другое время. В этот период особенно велика роль учителя. Исследования показали, что при различной организации учебно-воспитательного процесса, при изменении содержания и методов обучения, методи¬ки организации познавательной, деятельности можно получить совершенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста.

Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем такого рода занятий сокращается.
В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия: среди детей психологами выделяются группы «теоретиков», или «мыслителей», которые легко решают учебные задачи в словесном плане, «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия, и «художников», с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.

Мышление детей развивается во взаимосвязи с речью. В начальной школе активный словарный запас увеличивается до 7 тысяч слов. Влияние школьного обучения проявляется не только в значительном обогащении словарного запаса ребенка, но прежде всего в приобретении исключительно важного умения устно и письменно излагать свои мысли. Показателем уровня развития ребенка становится – контекстная речь.

Большую роль в познавательной деятельности школьника играет память . Естественные возможности школьника первой ступени очень велики: его мозг обладает такой пластичностью, которая позволяет ему легко справляться с задачами дословного запоминания. Его память имеет по преимуществу наглядно-образный характер. Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий. В отличие от дошкольников, младшие школьники целенаправленно, произвольно запоминают материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на производную память. В ходе обучения совершенствуется смысловая память, с помощью которой дается возможность освоить достаточно широкий круг рациональных способов запоминания. А так же развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная, и оперативная.

Воображение в младшем школьном возрасте опирается на конкретный предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии.

Становление личности маленького школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов (общешкольного, классного). У него складываются элементы социальных чувств, вырабатываются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.) Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для развития нравственных качеств личности. Этому способствуют податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, а главное - огромный авторитет, которым пользуется учитель. Роль начальной школы в процессе социализации личности, становления нравственного поведения огромна.

Мотивационная сфера по темпам развития отстает от интеллектуальной. Воля не сформирована, мотивы не осознаются. Повышенная чувствительность, способность глубоко и сильно переживать превалируют над доводами разума, школьник совершает множество необдуманных действий. Большие проблемы в гуманистическом воспитании связаны с положительной самооценкой школьников. Весьма существенно на ее формирование влияет переход ребенка из семьи в школу. Оценка в семье, где ребенка хвалили, и реальная оценка его в школе, которая складывается в сравнении с другими детьми, естественно, не совпадают или совпадают редко. Двойное давление трудно выдержать, а поэтому ребенок, спасаясь, пристает к одному берегу, и это чаще всего заниженный уровень самооценки. Когда взгляды семьи и школы расходятся, это всегда создает дополнительную нагрузку на психику ребенка. Низкая самооценка связана с глубоким внутренним дис-комфортом. Прекрасно понял это и выразил Ж. Ж. Руссо: гармоничность воспитания возможна лишь в том случае, когда ребенок свободно делает то, что хочет, а хотеть он будет того, что хочет его воспитатель. Ребенок упрям. До тех пор, пока он сам не захочет освободиться от той или иной особенности своего поведения, почти невозможно достичь его перевоспитания. Поэтому первые активные проявления индивидуальной свободы должны быть направлены на то, чтобы у ребенка постепенно вырабатывалась самостоятельность.
Эмоционально-волевая сфера младших школьников характеризуется:
1. Легкой отзывчивостью на происходящие события и окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями.
2. Непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний: радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия.
3. Большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроения (на общем фоне бодрости, веселости, беззаботности), склонностью к кратковременным и бурным аффектам.
4. Тем, что эмоционально значимыми факторами для младших школьников являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учебе и оценка этих успехов учителем и одноклассниками.
5. Эмоциями и чувствами (и своими, и других людей), которые слабо осознаются и понимаются; мимика других воспринимается неверно, так же, как и истолкование выражения чувств окружающими, что приводит к неадекватным ответным реакциям младших школьников. Иными словами, у младших школьников, как правило, не развито чувство эмпатии, сопереживания.
Внешнее поведение ребенка самым серьезным образом отражается на его внутреннем мире, именно поэтому младший школьник требует неусыпного внимания.

Таким образом, развитие младшего школьника – очень сложный и противоречивый процесс. В этом возрасте растущий человек должен очень многое понять, а поэтому нужно максимально использовать каждый день его жизни. Главная задача возраста – постижение окружающего мира: природы, человеческих отношений. Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются: произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий; осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности. Интенсивно формируются почти все интеллектуальные, социальные и нравственные качества, многие из них уже останутся неизменными на протяжении всей жизни. К концу этого возрастного периода мелкая и общая моторика достаточно скоординирована и точна.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: учёб. пособие. – 2-е изд., перераб. / В.А. Аверин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. – 379 с.
2. Безруких, М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, А.Д. Фабер. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.
3. Гаврина, С.Е. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов / С.Е Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. – 80 с.
4. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
5. Исаев, Д.Н. Отстающий в развитии ребенок. Как узнать, что ребенок отстает в развитии? / Д.Н. Исаев. – СПб.: Речь, 2012. – 187 с.
6. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.
7. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 656 с.
8. Поваляева, М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 448 с.
9. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: учеб. пособие для студ. пед. колледжей / И.П. Подласый – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 400 с.: ил.
10. Родионов, В.А. Сопряженное психофизическое развитие младших школьников на уроках физической культуры

Педагогическая деятельность тесно связана с документацией. Чтобы облегчить свою работу, учителю стоит ознакомиться со схемой составления и примерами одного из самых важных в его работе документов - характеристикой учащегося.

Для чего составляется характеристика учащегося?

Индивидуальный подход к обучению и воспитанию подрастающего поколения подразумевает исследование типологических особенностей конкретного ребенка и создание таких условий для его развития, в которых этот процесс проходил бы более эффективно. В практике образовательной системы создан такой способ фиксирования индивидуальных черт ребенка, как характеристика учащегося.

Этот документ позволяет самому педагогу обобщить знания о подрастающем человеке, отследить динамику его развития, а также другим людям, которые будут работать в дальнейшем с ребенком, получить готовый набор знаний о нем. Грамотно составленная характеристика помогает читающему ее человеку сформировать представление о происходящем, портрет ребенка и на этом основании расставить приоритеты в работе с ним. Поэтому характеристика учащегося как один из основных документов часто требуется в таких случаях:

  • при переводе в другое учебное заведение;
  • для продолжения учебы на следующем этапе образования;
  • по запросу социальных служб;
  • для работы с ребенком правоохранительных органов;
  • при прохождении комиссии в военкомате;
  • для организации помощи ребенку, например, в заседаниях ПМПК.

План составления характеристики

Исследователями в области психологии и педагогики был проведен анализ характеристик, которые составляются в учебных заведениях. Было выявлено, что такой документ отличался подходом к изучению личности ребенка. Так, педагоги делали акцент на влиянии на ученика, на его поведении в условиях школы. А психологи - на индивидуально-типологических отличиях ребенка. Например, для учителя важны проявления дисциплины и старательности в учебном процессе, для психолога - мотивы ребенка. Оба подхода недостаточно полно описывали личность учащегося в конкретных условиях образовательной системы. Поэтому был сделан вывод, что характеристика учащегося должна строиться по определенному плану (алгоритму) и включать такие необходимые данные:

  • общие сведения о ребенке (как зовут, возраст, где проживает, период обучения, ;
  • учебную деятельность;
  • поведение;
  • общественный труд;
  • общение;
  • индивидуальные личностные черты;
  • семейную атмосферу и воспитание.

Эти пункты были включены в карту-схему характеристики ученика, которая заполняется учителем на протяжении обучения ребенка. Она не только дает полное представление о личности учащегося, но и помогает в дальнейшем составить объективную характеристику.

Деятельность ученика

Деятельность ребенка в учебном заведении включает несколько видов, которые должны быть расписаны в таком документе. Это:

  • учебная деятельность (успеваемость, интерес, любовь к чтению, учебные достижения);
  • общественная активность (степень выраженности, инициативность, организаторские задатки, авторитетность мнения ребенка, отношение к роли ведомого, желание выполнять общественно важную работу);
  • коммуникативная деятельность, общение (популярность в коллективе, наличие товарищей, общительность, умение выступать перед аудиторией, открытость, отзывчивость, ориентация на мнение окружающих, отношения с педагогами).

Учащегося показывает, насколько ребенок адаптирован к образовательной среде. Как он усваивает общественный опыт, умеет принимать самостоятельные решения и составлять план действий.

Психолого-педагогическая характеристика учащегося. Что она включает?

Обозначенная карта-схема включает, собственно, и психологическую, и педагогическую часть. К ним относятся такие данные:

  • особенности поведения ребенка (дисциплинированность, упрямство, целеустремленность, конфликтность, степень агрессивности, двигательная активность, степень усвоения педагогического влияния или воспитуемость);
  • индивидуально-психологические особенности (самооценка, уровень тревожности, уравновешенность, стремление к успеху или честолюбие, какие чувства вызывает у окружающих);
  • семейное влияние (эмоциональная атмосфера в семье, близость и доверительность отношений, степень контроля и заинтересованности родителей жизнью ребенка, самостоятельность ученика, степень сотрудничества родителей с учителями).

Психолого-педагогическая характеристика учащегося может включать также сведения о склонности ребенка к девиантному поведению. В этом случае необходимо указать, какие конкретные примеры на это указывают.

Образец документа

Образцы характеристик на учащихся могут быть составлены педагогами как наглядный пример, который в дальнейшем облегчит работу с документацией. Далее представлен подобный образец.

Степанов Степан обучается в данной школе с первого класса. За это время показал себя активным, хорошо успевающим учеником.

Воспитывается в полной, благополучной семье. Отношения с родителями доверительные, дружеские. Отец и мать активно интересуются школьной жизнью сына, принимают участие в работе родительского комитета класса.

Степан - отличник. Особый интерес проявляет к предметам гуманитарного цикла. Принимает участие в ежегодной олимпиаде по истории, 2 раза был победителем районного этапа конкурса. К учебному процессу относится с неподдельным интересом, много читает, посещает кружок любителей книг. Имеет цель поступить в вуз на исторический факультет и работать археологом.

Степан упрям в достижении целей, любит быть лидером в школьном коллективе. Одноклассники считают его мнение авторитетным. К педагогам проявляет уважение.

По характеру Степан спокойный, уверенный в себе, доброжелательный и открытый. Любит общаться, участвовать в коллективных мероприятиях. К общественному труду относится ответственно.

Дополнительно увлекается игрой на гитаре и дрессировкой своей собаки.

Дата

Психолого-педагогическая характеристика ученика __________ класса

МКОУ СОШ с. Селезениха

_________________.

Раздел 1. Обшие сведения о ребенке

Анкетные данные.

1. Дата и место рождения ____________________________________

2. Домашний адрес __________________________________________

3. Сведения о родителях ______________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

Сведения о состоянии здоровья

1. Часто ли болеет (часто, средне, редко)___________________________

2. Хронические заболевания (какие) ______________________________

3. Особенности функционирования нервной системы:

Быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки; неутомим;

Быстро переходит от радости к грусти без видимой причины; адекватная смена настроений; стабилен в проявлении настроения;

Преобладает возбуждение; возбуждение и торможение уравновешены; преобладает торможение.

Успеваемость

(отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная)

Внешкольные занятия (систематические)

1. Занятия общественно-полезным трудом (каким) _______________________

2. Занятия художественной самодеятельностью (какой)________________________

3. Занятия в кружках, клубах, штабах, бригадах (каких) ______________________

4. Занятия спортом (каким) ______________________________________

5. Занятия организационной работой (какой)________________________________

Раздел 2. Проявление личностных качеств ребенка.

Направленность интересов:

1. на учебную деятельность.

2. на трудовую деятельность.

3. на художественно-эстетическую деятельность.

4. на достижения в спорте, туризме.

5. на отношения между людьми.

О т н о ш е н и е к д е л у:

1. Общественная активность

    Активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем.

    Принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это своего

    • собственного времени.

    Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет.

    Редко принимает участие в общественных делах.

    Отказывается участвовать в общественных делах.

2. Трудолюбие

    Любую работу ученик всегда выполняет охотно, ищет работу сам и

    старается сделать ее хорошо.

    Как правило, охотно берется за работу, стараясь выполнить ее хорошо. Случаи противоположного

    характера редки.

    Редко охотно берется за работу.

    Чаще всего старается уклониться от любой работы.

    Всегда уклоняется от выполнения любого дела.

3. Ответственность

    Всегда хорошо и в назначенные сроки выполняет любое порученное ему дело.

    В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу.

    Часто не выполняет в срок (или выполняет плохо) порученное ему дело.

    Очень редко выполняет порученное ему дело.

    Никогда не доводит до конца порученные ему дела.

4. Инициативность

    Выступает зачинателем многих дел, не стремясь получить за это никакого признания.

    Довольно часто выступает зачинателем нового дела.

    Редко сам начинает новое дело.

    Почти никогда сам не начинает новое дело.

    Никогда не выступает зачинателем какого-либо дела.

5. Организованность

    Всегда правильно распределяет свою работу во времени и выполняет ее согласно плану.

    В большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу.

    Умеет правильно распределить и в срок выполняет свою работу, только если за каждый ее этап надо

      отчитываться.

    Чаще не умеет правильно распределить свою работу по времени.

    Не умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря.

6. Любознательность

    Постоянно активно узнает что-то новое в разных областях науки и культуры.

    В большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний из разных областей науки

    и культуры.

    Редко стремится узнать что-то новое; как правило, интересуется одной ограниченной областью знаний.

    Как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знаний.

    Равнодушен ко всякого рода новым знаниям.

7. Аккуратность

    Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Всегда одет опрятно, подтянут - и за партой, и у доски. Бережет общественное имущество, всегда старается привести его в порядок.

    Содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи (книги, конспекты). Помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь и т.п.) скорее по обязанности.

    Не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя. Иногда приходит в школу неопрятным, неряшливо одетым. Равнодушен по отношению к тем, кто портит общественное имущество.

    Часто не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих книжек, вещей, не бережет общественное имущество, даже портит его.

    Совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем порядке, всегда

    неопрятен, неряшлив. При случае, не задумываясь, портит общественное имущество.

Отношение к людям

8. Коллективизм ,

    Всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому

    оказать помощь и поддержку.

    Склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и делам.

    Нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично.

    Как правило, равнодушен к заботам других, по своей инициативе им не помогает.

    Считает излишним проявлять заботу о незнакомых членах общества, живет под девизом

    «Не лезь не в свое дело».

9. Честностъ, правдивость

    Всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам. Говорит правду и тогда,

    когда ему невыгодно.

    Почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам.

    Часто говорит неправду ради собственной выгоды.

    Почти всегда говорит неправду, если ему это выгодно.

    Склонен всегда говорить неправду.

10. Справедливость

    Активно борется с тем, что считает несправедливым.

    Не всегда борется с тем, что считает несправедливым.

    Редко выступает против того, что считает несправедливым.

    Не добивается справедливости.

    Совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости.

11. Бескорыстие

    В своих поступках всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей, а не собственной

  • Почти всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей.

    Редко руководствуется в своих поступках соображениями пользы дела, а не собственной выгодой.

    В поступках часто руководствуется соображениями собственной выгоды.

    В поступках всегда руководствуется соображениями собственной выгоды.

12. Общительностъ

    Всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими.

    Как правило, с удовольствием общается с людьми.

    Стремится общаться с ограниченным кругом людей.

    Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха.

    Замкнут, необщителен.

13. Чувство товарищества

    Всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни.

    Как правило, помогает товарищам.

    Помогает товарищам, когда его просят.

    Очень редко помогает товарищам: если его попросят, может отказать в помощи.

    Никогда не помогает товарищам в работе, в трудные минуты жизни.

14. Отзывчивостъ

    Всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся с ним своими заботами.

    Искренне сочувствует другим, если не слишком поглощен собственными делами.

    Поглощен собственными чувствами настолько, что это мешает ему разделить чувства других людей.

    Почти не умеет сочувствовать другим.

    Совершенно не умеет сочувствовать другим, товарищи не любят «одалживать» у него.

15. Вежливость, тактичностъ

    Все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям.

    Почти всегда проявляет должное уважение к другим людям.

    Часто бывает невежлив и нетактичен.

    Часто недопустимо резок, груб, нередко затевает ссоры.

    Всегда резок, невыдержан как в общении с ровесниками* так и со старшими. В ссоре оскорбляет других, грубит.

О т н о ш е н и е к с е б е

16. Скромность

    Никогда не выставляет напоказ своих достоинств, заслуг.

    Иногда, по просьбе товарищей, рассказывает о своих действительных достижениях и достоинствах.

    Сам рассказывает о своих достоинствах и достижениях.

    Часто хвастается еще не сделанным или тем, в чем он принимает очень малое участие, к чему имеет мало отношения.

    Хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами.

1 7. Уверенность в себе

    Никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы сделать.

    Все задания выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в случае действительной необходимости.

    Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам.

    Часто при выполнении заданий, поручений просит помощи, поддержки других, даже если сам может справиться.

    Постоянно, даже в простых делах просит помощи и поддержки.

18. Самокритичность

    Всегда с вниманием выслушивает справедливую критику, настойчив в исправлении собственных недостатков.

    В большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам.

    Порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать.

    К критическим замечаниям, советам относится невнимательно, не старается исправить недостатки.

    Отвергает любую критику. Отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления.

19. Умение рассчитывать свои силы

    Всегда трезво оценивает собственные силы, выбирая задачи и дела «по плечу» - не слишком легкие и не слишком трудные.

    Как правило, верно соизмеряет свои силы с трудностью задания.

    Иногда бывают случаи, когда ученик плохо соизмеряет свои силы и трудности порученного дела.

    В большинстве случаев не умеет соизмерять свои силы и трудности дела.

    Почти никогда не умеет правильно соразмерить свои силы и трудности задания или дела.

20. Стремление к успеху, первенству

    Всегда и во всем стремится быть первым (в учебе, спорте и т. п.), настойчиво этого добивается.

    Стремится быть в числе первых во многих областях, но особое внимание уделяет достижениям в какой-либо одной области.

    Стремится в чем-то одном, особенно его интересующем, добиться признания, успеха.

    Очень редко стремится к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется положением «середняка».

    Никогда не стремится в чем-либо быть первым, получает удовлетворение от самой деятельности.

21. Самоконтроль

    Всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки.

    Не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки.

    Большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на «везение».

    Почти всегда поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя.

    Постоянно поступает необдуманно, в расчете на «везение».

Волевые качества личности

22. Смелость

    Всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.

    В большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.

    Не всегда может заставить себя вступить в борьбу с противником сильнее его самого.

    В большинстве случаев отступает перед силой.

    Всегда отступает перед силой, трусит.

23. Решительность

    Всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение.

    В большинстве случаев без колебаний принимает ответственное решение.

    Иногда колеблется перед ответственным решением.

    Редко решается принять какое-либо ответственное решение.

    Не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение.

24. Настойчивость

    Всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не отступает перед трудностями.

    Как правило, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности. Противоположные случаи редки.

    Доводит до конца задуманное, лишь если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий.

    Очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями.

    Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное.

25. Самообладание

    Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления.

    Как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи противоположного характера единичны.

    Порой не умеет справиться со своими эмоциями.

    Часто не может подавить нежелательные эмоции.

    Плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и прочее.

Положение ребенка в шко л е

27. Симпатия

    Является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки.

    В классе ребята относятся к нему с симпатией.

    Пользуется симпатией только у части одноклассников.

    Пользуется симпатией у отдельных ребят.

    В классе его не любят.

    Является членом какого-либо внешкольного объединения, но авторитетом там не пользуется (спорт.школа, клуб, и т.п.).

    Не является членом никакого внешкольного объединения.

Раздел 3. Особенности психических процессов и эмоций

29.Внимание

    Всегда легко и быстро сосредотачивает свое внимание на объяснении учителя. Никогда не отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности на уроке не делает.

    Достаточно внимательно слушает объяснение учителя, отвлекается редко, иногда встречаются ошибки из-за невнимательности.

    Не всегда внимательно слушает объяснение учителя. Периодически отвлекается, часто делает ошибки из-за невнимательности, но при проверке исправляет их.

    Слушает достаточно внимательно только в том случае, когда ему интересно. Часто отвлекается. Постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их.

    Как правило, медленно и с трудом сосредоточивает свое внимание на уроке, мало что усваивает из объяснений учителя из-за постоянных отвлечений. Делает много ошибок по невнимательности и не замечает их при проверке.

30.П а м я т ь

    При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий механического заучивания, запоминается им легко.

    При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разобрался, понял. Материал, требующий механического заучивания, дается с трудом.

    Материал, требующий механического заучивания, усваивается очень легко, достаточно 1-2 раза посмотреть его.

    Имеет привычку не разбираться в структуре и смысле заучиваемого материала.

    При заучивании долго разбирается в материале. При изложении делает ошибки по форме, но смысл излагает точно.

    Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки.

31.Мышление

    Быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения.

    Достаточно быстро понимает материал, быстрее многих решает задачи, иногда предлагает собственные оригинальные способы решения.

    Удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, решает задачи в среднем темпе, обычно собственных оригинальных решений не предлагает.

    В числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медлительным темпом обдумывания и решения задач.

    Понимает материал только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи, при решении задач слепо использует известные «шаблоны».

32.Э м о ц и о н а л ь н а я р е а к т и в н о с т ь

    Всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, его может глубоко, до слез взволновать рассказ, фильм.

    Обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления, но редко, что его может взволновать глубоко.

    Редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события.

    Живая эмоциональная реакция практически отсутствует.

33.Общий эмоциональный тонус

    Постоянно оживлен, очень активен во всех сферах школьной жизни, во все вмешивается, берется за все дела.

    Оживлен, в меру активен во всех сферах школьной жизни.

    Оживлен, активен только в некоторых сферах школьной жизни.

    По сравнению с товарищами менее активен и оживлен.

    Практически всегда вял, апатичен во всех сферах школьной жизни, несмотря на то что здоров.

34.Эмоциональная уравновешенность

    Всегда спокоен, у него не бывает сильных эмоциональных вспышек.

    Обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки.

    Эмоционально уравновешен.

    Повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям

    Вспыльчив: часты сильные эмоциональные вспышки по незначительному по незначительному поводу.

Примечание: Задача данной карты-схемы - помощь учителю наиболее точно и наглядно представить себе индивидуальные особенности ученика, чтобы в конечном итоге выявить у каждого ребенка те положительные моменты, сопорой на которые

должен строиться воспитательный процесс.

Заполнение данной карты-схемы в основном строится по типу «нужное подчеркнуть», то есть в каждом из

степень выраженности этого качества. Возможно составление характеристики по этой схеме родителями или самим

учеником. В этом случае ученик дает себе самооценку, подчеркивая по линейке например, синим цветом, родители – зеленым, учитель - красным.)

Психолого-педагогическая характеристика ученика.

Иванова А. И.

Дата рождения: 11.11.2003 год

Является ученицей КГУ «Кенаральской средней школы» Отдела образования акимата Федоровского района, 4 класса.

Состояние здоровья хорошее, А. редко болеет. Хронических заболеваний не имеет. Особенности функционирования нервной системы: быстро переходит от радости к грусти без видимой причины, адекватная смена настроения, стабильна в проявлении настроения.

Успеваемость учащейся отличная. Увлекается музыкой, поет. Во внеурочное время посещает театральный кружок «Сказка». А. увлекается спортом, но еще не определилась с видом. Девочка умеет организовать игру, работу.

Направленность интересов учащийся в основном на учебную деятельность. Она отражает достаточно высокую мотивацию к школьному обучению. Среди мотивов обучения преобладает познавательный.

А. активно участвует во всех общественных делах, не считаясь собственным временем. Любую работу она всегда выполняет охотно, ищет работу сама и старается сделать ее хорошо. Всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое порученное дело. Отражает настойчивость в достижении цели, склонность к завершению начатой работы, способность регулировать свои действия, самостоятельно приводить их в соответствии с поставленной задачей и требованиями взрослых. Все ее поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям.

Сама А., девочка скромная, никогда не выставляет напоказ своих достоинств и заслуг. Все задания, поручения выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в случае действительной необходимости. Всегда с вниманием выслушивает справедливую критику, настойчива в исправлении собственных недостатков.

А. всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее ее самой. В любой ситуации самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение. Самообладание проявляется в том, что всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления.

А. пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: ее уважают, считаются с ее мнением, доверяют ответственные дела. В классе ребята относятся к ней с симпатией. Во внеклассной жизни у нее есть много друзей, которые так же уважают ее и доверяют ей.

А., внимательная учащаяся. Достаточно внимательно слушает объяснение учителя. Отвлекается редко, иногда встречаются ошибки из-за невнимательности. Отражает достаточно высокую концентрацию и устойчивость произвольного внимания, высокий темп психической деятельности, быструю врабатываемость, отсутствие утомляемости. Ребенок способен длительное время концентрировать внимание на смысле задания.

При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий механического заучивания, запоминается ею легко. Отражает большой объем непроизвольной и произвольной памяти, способность сохранять информацию без установки на запоминание.

Достаточно быстро понимает материалы, быстрее многих решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные способы решения. Отражает высокую сформированность умения анализировать, обобщать, сравнивать и классифицировать объекты. Ребенок способен логически обосновать свой выбор существенного признака, дифференцируя главные и второстепенные.

А. всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, ее может глубоко до слез, взволновать рассказ, кинофильм. Постоянно оживлена, очень активна во всех сферах школьной жизни, во все вмешивается, берется за все дела. Она спокойна, у нее не бывает сильных эмоциональных вспышек.