Рисование по теме как я провел лето. Картинки для детей на тему “Лето” для занятий в детском саду и дома

Пугачева Дарья

Проект по экологии "Школьный двор-моя страна"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Экологический проект «Школьный двор – моя страна».

Разработчик проекта:

Участник экологического отряда МОАУ СОШ № 6 – Пугачева Дарья, ученица 8 б класса.

Цель проекта:

Реализация государственной политики в области патриотического, экологического воспитания молодежи;

Содействие улучшения экологической обстановки в микрорайоне школы, через благоустройство и озеленение территории пришкольного участка;

Формирование экологической культуры учащихся на основе трудового, духовно – нравственного развития личности через совместную деятельность учащихся, родителей, педагогического коллектива, жителей микрорайона в благоустройстве пришкольного участка и прилегающих территорий.

Задачи проекта:

Сформировать у подрастающего поколения активную гражданскую позицию;

Воспитание экологической культуры и экологического сознания школьников;

Содействовать нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников;

Усилить региональную направленность экологического образования;

Привлечь детей к поиску механизмов решения актуальных проблем местного сообщества через разработку и реализацию социально значимых проектов;

Сформировать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды;

Развить инициативы и творчества школьников через организацию социально значимой деятельности – благоустройство пришкольной территории;

Преобразовать и благоустроить пришкольную территорию;

Провести информационно – просветительскую работу по пропаганде экологической культуры учащихся;

Исследовать различные формы растений, произрастающих на территории станицы Саратовской и оборудование участков для лекарственных растений, плодовых деревьев и кустарников, цветочных клумб на территории пришкольного участка.

Ожидаемые результаты:

Решение задач государственной политики в области экологического, патриотического воспитания молодежи;

Повышение уровня заинтересованности в защите и сохранении природной среды;

Развитие организаторских способностей учащихся;

Благоустройство и озеленение школьной территории;

Ежегодная организация экологического отряда МОАУ СОШ № 6;

Повышение экологической культуры учащихся;

Создание благоприятных условия для сохранения и укрепления здоровья школьников;

Привлечение внимания населения станицы к проблемам озеленения и благоустройства территории, сохранения экологической безопасности по месту жительства;

Пропаганда экологической культуры учащихся;

Расширение видового разнообразия растений на пришкольном участке для повышения образовательной среды;

Использование пришкольного участка на уроках биологии, географии, изобразительного искусства, трудового обучения.

Сроки реализации проекта: 2012 учебный год.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный – январь-февраль 2012 год

2 этап – практический (исследовательский) – март - май2012 год

3 этап – обобщающий – сентябрь-ноябрь 2012 года

4 этап – информационно – просветительский – декабрь 2012 года

Обоснование актуальности проекта.

«Если бы каждый человек на клочке земли

Сделал все, что он может - как прекрасна,

Была бы Земля наша».

А. П. Чехов.

«Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, - значит, пересесть из него просто некуда», писал Антуан де Сент-Экзюпери. Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко. Охрана и защита природы позволяет ощутить свою значимость, взрослость, способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное.

На нашу долю выпала нелёгкая судьба – принять участие в историческом процессе возрождения своей Родины. Новая Россия, должна быть страной не только демократической, но и экологически чистой: без загрязняющих атмосферу заводских труб, без варварской эксплуатации лесов и почв, с озёрами и реками, не отравляемыми неочищенными стоками.

Все мы без исключения дети одного большого царства Природы. Как сохранить ее для будущих поколений? Как жить с нею в согласии? Как научиться экологически мыслить и обрести экологическое самосознание?

Может, лучше научиться понимать её и бережно относиться к ней с самого детства? Осознавать необходимость чувствовать себя ответственным за отношения Человека и Природы, оценивать причины неблагоприятной экологической обстановки. На мой взгляд, лучше всего это сделать на примере небольшого участка местности. В данном случае, такой экспериментальной площадкой, может служить школа и прилегающая к ней территория. Ведь школа - это общий дом для всех ее учеников. И наверное, каждому «ее жителю», хотелось бы видеть свое учебное заведение красивым не только изнутри, но и снаружи. Именно по этому, мною была выбрана тема проекта «Школьный двор – моя страна».

Я считаю, что данная тема является наиболее актуальной потому что:

Школьный двор нуждается в дополнительном озеленении;

Территория пришкольного участка не используется в полной мере;

Школьники имеют невысокий уровень природоохранной активности.

Чтобы верно оценить ситуацию, я рассмотрела ее с разных сторон: экологической, биологических, социальной, медицинской. В микрорайоне школы, как и во всей станице, экологическая и социальная ситуации являются не самыми благоприятными в районе. В неудовлетворительном состоянии находятся дворы, прилегающие к школе микрорайона, что оказывает негативное влияние на внешний облик школьного двора. А также, опрос жильцов показал, что 70% недовольны состоянием своих дворов, из них 45% согласны участвовать в благоустройстве прилегающей территории и оказать посильную помощь школе.

Одним из негативных факторов, являются также ухудшение состояния здоровья детей, рост вредных привычек, бесполезное времяпровождение подростков, что может привести к негативным последствиям для будущего всего района станицы Саратовской. Тем более, что на территории нашей станицы имеют место социально-экологические проблемы: запыленность воздушной среды в из-за нарушения травяного покрова на большей части территории, недостаточное озеленение пришкольного участка и участков около дворов, невысокий уровень природоохранной активности у школьников и жителей микрорайона, невысокий культурный уровень общения с природой.

Я считаю, что данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроить школьный двор, принять участие в жизни школы. Поэтому активная жизненная позиция школьников, сейчас важна для будущего всей станицы в целом, а экологическое образование на современном этапе развития человеческой цивилизации, является приоритетным направлением развития всей системы обучения и воспитания и систематизирующим фактором образования. На мой взгляд, наступил тот период в организации экологического образования, когда повышение его эффективности может быть достигнуто только комплексным, системным подходом - экологизацией всего учебного заведения, всех составляющих учебно-воспитательного процесса в школе.

В связи с этим, мною был разработан план основных мероприятий проекта, который включает в себя несколько этапов.

Основные этапы реализации проекта.

I этап – Подготовительный.

1. Организация творческих групп, работающих по теме проекта, в которую могут входить все желающие ребята.

2. Определение цели и задач проекта.

3. Оценка экологической обстановки, сбор и обработка информации, анкетирование, опрос общественного мнения жильцов микрорайона, изучение состояния здоровья детей, занятости учащихся, исследования по теме проекта.

4. Подготовка территории к благоустройству и озеленению (выкорчевывание погибших деревьев и кустарников, демонтаж построек, уборка территории от мусора).

5. Организация конкурса среди учащихся на лучший эскиз цветочной клумбы.

6. Составление эскиза ландшафтного дизайна пришкольной территории.

7. Организация работы экологического и трудового отрядов.

8. Проведение семинара-практикума «Дизайн и ландшафт»

9. Подведение итогов I этапа проекта.

II этап – Практический.

1. Выращивание рассады.

2. Посев лекарственных растений.

3. Посадка саженцев деревьев.

4. Высадка саженцев плодово-ягодных растений (смородина, шиповник, малина, рябина)

5. Уход за растениями.

6. Выполнение научно-исследовательских работ на опытных участках с последующим представлением их на различных конкурсах, конференциях.

7. Приведение в эстетическое состояние спортивных объектов.

8. Разбивка цветников у фасада школы.

9. Поддержание порядка травяного покрова и клумб территории.

10. Издание газеты с информацией о результатах деятельности по реализации проекта.

11. Подведение итогов II этапа проекта.

III этап – Обобщающий.

1. Анализ полученных результатов и обобщение опыта для научной работы.

2. Издание материалов проектной деятельности и методических разработок учителей.

3. Организация работы с обучающимися по подготовке презентации проекта.

4. Использование собранного материала на уроках и внеклассных мероприятиях.

5. Обобщение опыта работы.

IV этап – Информационно-просветительский.

1 Распространение в школьных и местных СМИ информации о деятельности учащихся по реализации проекта - в течение года Пресс центр.

Заключение.

Основой данного проекта, должна стать организация интересной, содержательной, общественно значимой, практической и экологической деятельности учащихся школы, с учетом развития личности, максимального выявления, использования индивидуального опыта каждого обучающегося; педагогической поддержки становления личности ребенка, в познании себя; личного практического вклада каждого в дело охраны природы своей станицы, своей школы.

В ходе реализации проекта «Школьный двор – моя страна» предполагаются выполнения следующих работ:

Организация совместной деятельности учащихся, родителей, педагогов, жителей микрорайона по реализации основных мероприятий проекта (сформировать творческие группы по разным направления деятельности, на подготовительном этапе провести ландшафтную организацию школьной территории, выбрать растения для озеленения, провести сбор информации и опрос школьников, жильцов микрорайона для оценки экологической обстановки);

Выкорчевать погибшие деревья и кустарники;

Провести очистку пришкольной территории от бытового мусора (организовать общешкольные субботники);

Демонтировать различные постройки, расположенные на территории школы;

Составить эскиз ландшафтного дизайна пришкольного участка;

На территории пришкольного участка разбить дополнительные клумбы для цветов;

Провести озеленение территории (пополнить школьный сад деревьями, кустарниками, в клумбы высадить цветы);

Освещать через школьную газету «Экологический вестник», основные этапы проделанной работы;

Учащимся экологических отрядов, принимать активное участие в городских и областных конкурсах;

Проводить разъяснительную работу среди младших школьников и жителей станицы;

Провести конкурс на лучший эскиз цветочных клумб;

Собрать рассаду для посадки многолетних цветов совместно с родителями и жильцами микрорайона.

Составить посадочные ведомости;

По возможности, завезти землю для посадки деревьев, кустарников, цветов;

Восстановить травяной покров на тех участках, где это необходимо;

Окрасить спортивные объекты на территории школы;

Побелить стволы деревьев;

Провести научно – практическую конференцию учащихся, на которую предоставить доклады экологической направленности;

Провести выставку изделий и поделок из отходов и природного материала;

Составить карты видового состава деревьев и трав на территории пришкольного участка;

Провести экологические уроки экологической направленности (по региональному компоненту);

В ходе проведения недели биологии и экологии познакомить учащихся с лекарственными растениями, произрастающими в микрорайоне школы и на территории станицы Саратовской.

Список использованной литературы.

1. Всё обо всём. Энциклопедия для детей. Москва «Дрофа». – 2002 г.

2. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. – М.: АО МДС, 1998.

3. Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология в таблицах. Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2001.

4. Школьный экологический календарь: Пособие для учителя / Н.С. Дежникова, И.В. Снитко, Д.Л. Теплов; Под ред. Н.С. Дежниковой. – М.: Просвещение, 2003.

5. Я познаю мир: Дет. Энциклопедия.: Экология / Сост. Л.А. Багрова; Под общ. ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО «Фирма Издательство АСТ», 2000.

Подростковая проектная деятельность – это такая деятельность, в основе которой лежит активизация творческой, познавательной и практической составляющих, в результате которой школьник производит продукт, обладающий субъективной (иногда объективной) новизной.

Изменение социальной позиции подростка, его стремление занять определенное место в жизни находят отражение в резко повышенной потребности оценить самого себя как полезного для общества.

Любая деятельность человека состоит из следующих элементов: потребность, мотив, цель, задачи, действия, операции.

Деятельность учащихся можно рассматривать в 2 этапа: трудовую и учебную. На трудовом этапе происходит становление деятельности, а на втором – приобретённые знания, умения и навыки выступают средством выполнения деятельности, а также учащиеся здесь получают новые знания.

В процессе выполнения творческих проектов – целенаправленная проектная деятельность имеет прямым и главным результатом изменение самого субъекта.

Современный этап развития образования в нашей стране можно назвать переходным от традиционного, авторитарного обучения к личностно ориентированному подходу, отражающему концепцию гуманистической педагогики, культуросообразному типу обучения.

Основной акцент в системе образования делается на интеллектуальное и нравственное развитие личности, что предполагает необходимость формирования у детей критического мышления, их умения работать с информацией.

Поворот к новому подходу в обучении связан с изменившимся общественно-экономическими условиями и с новыми задачами в системе образования. Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его мышления, чувства ответственности. Ученик становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный, познавательный характер.

Переход на другой метод в современной школе обуславливается необходимостью применения новых технологий. Использование проекта позволяет расширить профессиональный инструментарий современного учителя продуктивным методом обучения. Именно поэтому я обратилась к интерактивной методике, в рамках которой можно рассматривать и метод проектов, который является сегодня достаточно современным.

Вот уже несколько лет я применяю творческие проекты во внеклассной деятельности с учащимися по вопросам экологии. Учитываю общеизвестные принципы экологического образования: междисциплинарность, интегративность, непрерывность, краеведческий подход к изучению и решению экологических проблем, единство интеллектуального восприятия окружающей среды.

При проведении занятий использую различные формы экологического обучения:

  1. Решение проблем – постановка перед детьми реальных жизненных ситуаций для последующего их разрешения.
  2. Моделирование – введение ученика в ситуации реального опыта.
  3. Экспертиза – изучение части материала, исследование.
  4. Мониторинг – наблюдение за живыми объектами.
  5. Работа с научно-популярной литературой.
  6. Практическая работа – использование знаний, умений и навыков учащимися для разработки собственного проекта.

Именно работа над проектами является основной формой организации экологически ориентированной деятельности школьников на внеклассных занятиях по экологии.

В ходе выполнения проектов ученик сам учится формулировать проблему, выдвигать и обосновывать причины ее возникновения, разрабатывать и проводить эксперимент, делать выводы и предложения по решению того или иного вопроса. Моя роль как учителя строится на принципах сотрудничества и включает: консультирование учащихся (групп) на всех этапах проектов; привлечение родителей, общественных организаций (больница, метеостанция, ООО «Северный», администрация села) к проектной деятельности детей; участие в организации презентации и общественной экспертизы результатов проектной деятельности детей.

На вводных занятиях кружка я знакомлю учащихся с понятием «проект», с технологией проектирования, обсуждаем алгоритм проектирования.

Творческое проектирование осуществляется в процессе коллективной творческой деятельности. Учащиеся, работая в малых группах, анализируют литературу, выявляют проблемы, противоречия и предлагают решения на уровне гипотезы. Распределение ролей между членами малой группы обеспечивает слаженную работу и хороший конечный результат, так как, во-первых, каждый учащийся отвечает за определенную часть и всю работу в целом; во-вторых, материал при обсуждении рассматривается под разным углом зрения; в-третьих, члены малой группы учатся деловому общению, взаимодействию.

Тему проектов учащиеся выбирают сами, исходя из тех проблем, на их взгляд наиболее актуальных, требуют немедленного решения. Вот несколько тем проектов, которые предложили для решения сами учащиеся:

  1. «Село без свалок».
  2. «Здоровье человека и окружающая среда».
  3. «Озеленение села».
  4. «Урожай растим мы сами».

В качестве примера приведу проект «Село без свалок», реализованный учащимися 6-8 классов, посещающих внеклассные занятия в течение одного учебного года.

Работа начинается с обсуждения алгоритма проектирования.

Алгоритм проектирования:

– актуальность проекта, постановка цели, задач;
– анализ исходной системы, выявление проблем, противоречия;
– создание новой системы, свободной от проблем исходной системы;
– оценка проекта (практическая проверка);
– последствие – устранение недостатков в проекте, оформление.

Актуальность, постановка цели, задач.

Актуальность. На территории нашего села ежегодно появляются новые свалки, кучи мусора, состоящие из бытовых отходов, которые негативно влияют на окружающую среду. Мусор выбрасывают местные жители и в ближайший от села лес, где когда-то были прекрасные ягодные и грибные места, текут лесные ручьи. Такие участки леса уже нельзя назвать естественной экосистемой. Бытовые отходы отрицательно влияют на состояние почв, воздуха, подземных и поверхностных вод, изменяются климатические условия (температура, влажность, что приводит к обострению экологической ситуации), животные все реже посещают такие участки леса. Привычные места отдыха превращаются в опасную зону и для человека. Человечество в процессе жизнедеятельности безусловно влияет на различные экологические системы. Примерами таких, чаще всего опасных, воздействий является осушение болот, вырубание лесов, уничтожение озонового слоя, поворот течения рек, сброс отходов в окружающую среду. Этим самым человек разрушает сложившиеся связи в устойчивой системе, что может привести к её дестабилизации, то есть к экологической катастрофе. Ниже мы рассмотрим одну из проблем влияния человека на окружающую среду – проблему бытовых отходов.

Цель: изучение влияния бытовых отходов на окружающую природу и жизнь человека.

  1. Показать разнообразие бытового и строительного мусора, встречающегося на сельских свалках; его влияние на окружающую среду.
  2. Определить проблемы утилизации мусора;
  3. Как решить проблему мусорных свалок в нашем селе
  4. Социологическое исследование населения;

Объект: загрязнения окружающей среды бытовым мусором

Предмет: мусорные («партизанские») свалки в селе

Проблема: увеличение количества мусора в окрестностях села Мутный Материк может привести в ухудшению здоровья и жизни населения и к отрицательному влиянию на окружающую природу.

Наша школа находится на окраине села. Рядом со школой начинается лес, который мы посещаем во время экскурсий, ходим в походы на лыжах, летом -за грибами и ягодами. И очень печально видеть, как то там, то здесь появляются «партизанские» свалки, хотя действует сельская санкционированная свалка, хорошо оборудованные дороги к ней позволяют вывозить мусор на любом виде транспорта.

На первом этапе нашего проекта всем было дано задание собрать как можно больше информации о мусорных свалках, их вредном воздействии на среду обитания всего живого. Активны были все, материала оказалось много, каждый подготовил небольшое выступление. Небольшие выдержки я приведу для примера:

««Армии самых страшных врагов» собираются в полной тишине, и никто не следит за их опасной силой. Эти места называются свалками, имя этих врагов– отходы. Отходы. Это всё то, что человек вываливает на планету в результате своей жизнедеятельности. Это выхлопные газы автомобилей, промышленные и бытовые нечистоты, льющиеся в реки; дым и газы из труб.

Мы с детства привыкли, что чистота – залог здоровья! И нам трудно представить, во что превратились бы наши города, если бы мусор не вывозился ежедневно.

Ежегодно каждый человек в развитом государстве выбрасывает 10 кг мусора.

На каждого жителя Российского города ежегодно приходится 100–400 кг мусора.

Специалисты подсчитали, что если мусор не уничтожать, то через 10–15 лет он покроет нашу планету слоем толщиной 5м. Только площадь в Москве = 40 га (ежегодно) под свалки, крупнейшая в мире городская свалка – в г.Нью-Йорке, круглосуточно 22 тыс.т мусора ежедневно.

Пример: Для разложения стеклянной бутылки, требуется 200 лет, бумага – 2-3 года, изделия из ткани – 2–3 года, деревянные изделия – несколько десятков лет, консервная банка – более 90 лет, полиэтиленовый пакет – более 200лет,пластмасса – 500 лет.

Но есть выход: создание заводов по переработке мусора. В Москве их 3.

Около Гамбурга – завод (сырьё– мусор из города) является электростанцией – даёт энергию и пар.

Во Франции среди жилых кварталов, мусоросжигательный завод – для экономии энергии и топлива.

Безвозвратно гибнут тысячи живых организмов, чья жизнь в сложном переплетении и соседстве друг с другом связана с жизнью лесов. А вместе с их уничтожением и гибнут их обитатели. За последние 300 лет по вине человека вымерло около 150 видов животных.

Статистика такова: в начале прошлого века исчезал один вид животных в год. Сейчас один вид исчезает ежедневно. В Европе под угрозой исчезновения 2/3 птиц, 1/3 бабочек, более половины земноводных и рептилий. Похожее положение с растениями. Потеря генетического фонда живой природы – потеря громадная, потеря навсегда».

Мы убедились, что биосфера серьёзно больна. Её поразило вмешательство человека– люди! Давно пора понять, что не природе нужна наша защита. Это нам необходимо её покровительство: чистый воздух – чтобы дышать, кристальная вода – чтобы пить, вся Природа – чтобы жить.

На следующем этапе учащиеся поделились как они могут решить данную проблему, какие использовать методы и подходы. Для эффективного изучения данной проблемы участники проекта разделились на группы: гидрологи – будут изучать состав воды (по готовым анализам из Санэпидем станции г.Усинска); социологи – проведут опрос населения и проанализируют состояние здоровья наших школьников по итогам ежегодных медосмотров, «паспортисты» – займутся паспортизацией свалок и проведут практическую работу «Бытовые отходы нашей семьи».

В каждой группе ребята равномерно распределили роли, каждый отвечал за свою часть работы.

Группа «паспортистов» подсчитали количество небольших мусорных свалок, размером 2–10 квадратных метров. В нашем селе и на окраине их 10. За селом, на заброшенном поле находится большая мусорная свалка, размером около 20 кв. метров, куда много лет население вывозили мусор. Через эту свалку протекал ручей, впадая в реку Печора, вся грязь попадала в реку. Ежегодно эту свалку чистили, но несознательные люди сваливали мусор около дороги. . Вода контактирует с мусором, а потом попадает в речку, в которой купаются, берут воду для домашних нужд, в том числе для питья.

Что бы определить состав мусора участники проекта посетили 8 из 10 свалок и заполнили «паспорт» на каждую (Приложение 3 )

Проведение паспортизации свалок позволило выяснить, что большую часть мусора составляют предметы из пластмассы (70%) , на втором месте стеклянные и жестяные предметы (25%), и на третьем месте деревянные и бумажные (5%).

Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду – это рециркуляция (повторное использование) отходов.

В результате обсуждения ребята предложили наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду – это рециркуляция (повторное использование) отходов. Красочно оформили плакат– листовку для школьного пресс-центра, где обнародовали итоги паспортизации свалок и как можно использовать мусор с пользой – часть отходов из пластмассы использовать для обустройства цветника, создать различные поделки, кормушки для птиц и т.д.; стеклотару по возможности сдать в приемный пункт; одежду в хорошем состоянии, которая уже не носится, отдать нуждающимся; книги, журналы сдать в библиотеку; старые игрушки отдать в детский сад.

Каждый участник проекта выполнил практическую работу «Бытовые отходы нашей семьи» (Приложение 1 ), результаты получились следующими: за неделю в каждой семье накапливается примерно от 5 до 10 кг отходов. На первом месте оказались пищевые отходы, на втором пластмасса, на третьем стекло.

Гидрологи сравнили анализы питьевой воды за 4 года и выяснили, что исследованные пробы воды не соответствуют СанПИНу. Окисляемость воды превышает норму в 2 раза, показатели азота превышают норму тоже в 2 раза (3,07 мг/л), железо превышает в 5 раз (1,56 мг/л). Некачественная вода – это показатель экологического неблагополучия, свалки вблизи колонок, колодцев, ручьев оказывают отрицательное влияние на состав воды – это отражается и на здоровье населения. Данные медосмотров школьников за 3 года подтверждает, что больных детей становиться больше. Так например, детей с кожными заболеваниями увеличилось в двое, с желудочно-кишечными заболеваниями выросло в три раза, больных с органами дыхания увеличилось на 6 человек.

На 3 этапе проекта все проведенные исследования мы совместно обсудили, дополнили выводами предложениями. После обсуждений мы выбрали из большого количества предложений, наиболее приемлемые и выдвинули пути решения:

Пути решения проблем мусорного загрязнения:

  1. Выбор оптимального места для полигона по утилизации бытовых отходов (общая свалка должна находится за пределами села, не в водоносной зоне).
  2. Ликвидация мусора на несанкционированных свалках в пределах села и его окрестностях (силами молодежи и подростков)
  3. Контроль со стороны Администрации села за процессом вывоза мусора населением в установленное место.
  4. Установка штрафов за нарушения.
  5. Установить контейнеров или прицепов под мусор и регулярный его вывоз.
  6. Вывесить плакаты с природоохранной темой в лесу, в местах возможного появления свалок (силами школьников).

С целью пропаганды экологических знаний для учащихся 5–6 классов была проведена экологическая игра «Экодром» (Приложение 4 ).

На 4 этапе учащиеся окончательно оформили свои результаты проектных исследований в виде презентации, с которой успешно выступили на школьной практической конференции. (Приложение 5 ).

Заключение

В ходе выполнения проектной деятельности учащиеся испытывали трудности при оценивании проекта, поэтому мы приглашаем на такие обсуждения специалистов разных областей, например медработника участковой больницы, санфельшера, управляющего лесхозом и др., учителей-предметников, просим их проконсультировать по тем или иным вопросам.

Тем не менее, проектная форма всегда вызывает у детей интерес, потому что благодаря такой деятельности они могут проявить свою самостоятельность и потребность в самореализации. Они никогда не останутся равнодушными к проблемам окружающих их людей, природы.

Условия жизни и цивилизованные изменения формируют у современных подростков потребности, установки, ожидания и интересы. В ходе проектной деятельности они получают определенный опыт и навыки работы, которые им пригодятся на реальных рабочих местах.

Итоги проектной деятельности учащихся я широко применяю на уроках географии и биологии.

Паспортизация свалок

Акция «Зеленый лес»

Вторая жизнь бытовых отходов (кормушки для птиц)

Литература:

  1. Безрукова В.С
. Проективная педагогика. – Екатеринбург.: Деловая книга, 1996. – 344 с.
  • Загвязинский В.И., Поташник М.М
  • . Как учителю подготовить и провести эксперимент. – М.: Педагогическое сообщество России, 2004.
  • Дахин А.Н
  • . Эффективность педагогического моделирования.
  • Джонс Дж. К
  • . Методы проектирования. / Изд. Второе, дополнительное. Пер. с англ. Бурмистровой Т.П., Фриденберга И.В. Под редакцией д-ра психол. наук Венды В.Ф., канд. психол. наук Мунипова В.М. / – М.: Мир, 1986. – 326 с.
  • Журналы «Биология в школе», №3, 5, 6. 2007.
  • «Сельская школа», «Школьные технологии»2008-2010.
  • «Народное образование»№2 2005, №4 2005.
  • Рассмотрено Утверждаю

    На заседании Директор СС(К)ОШ VIII вида

    Координационного совета

    2015 г. 2015 г.

    «Юные экологи»

    Разработчик проекта:

    г. Сургут 2015 – 1016 год.

    Экологический практико-ориентированный проект

    «Юные экологи»

    Проект: долгосрочный, групповой, практико-ориентированный (1 год).

    История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему.

    Конец XX века характеризуется мощным рывком в развитии научно-технического прогресса, ростом социальных противоречий, резким демографическим взрывом, ухудшением состояния окружающей человека природной среды.

    Поистине наша планета никогда ранее не подвергалась таким физическим перегрузкам, какие она испытывает на рубеже XX - XXI веков. Человек никогда ранее не взимал с природы столько дани и не оказывался столь уязвимым перед мощью, которую сам же создал.
    Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя.

    Столкновение в последнее время человечества с экологическими проблемами требует немедленных действий по оптимизации отношений человеческого общества и природной среды. В свете перехода к осуществлению концепции устойчивого развития возникает задача не только обеспечения высокого уровня экологического знания населения, но и коренного изменения способа мышления от потребительского к экологическому. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. По нашему мнению, экологическое воспитание - самое важное в наше время. Конечно же, формирование экологической личности без освоения ребенком материала естественнонаучных дисциплин невозможно.

    Проанализировав Типовую Программу образования коррекционных школ VIII вида под редакцией В.Воронковой (2000 г.) мы пришли к выводу, что недостаточно, по нашему мнению, обширно охвачен вопрос организации системы экологического образования.

    Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое направлений воспитательной работы, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Мы считаем, что у младших школьников коррекционных школ необходимо формировать экологическую культуру, однако, этому аспекту воспитания уделяется недостаточно внимания. В результате наблюдений, экскурсий, прогулок, а так же наблюдения показывают, что экологическое самосознание детей в младшем школьном возрасте сформировано недостаточно, в большей степени превалирует потребительское отношение к природе; дети с трудом выделяют себя из окружающей среды, преодолевая в своём мироощущении расстояние от "Я - природа" до " Я и природа". В то время, как данный возраст сензитивен в отношении направленности и интереса детей к природе, мы считаем, что проблема экологического воспитания учащихся актуальна, органична. Решение этой проблемы нами видится во внеурочной деятельности.

    Ведутся поиски способов, форм, достижения поставленной цели и задач: комплексность, привлечение средств, поэтому представляется решение задач привлечением новых технологий: компьютерные технологии, повышающими эффективность воспитательного процесса. Отмечается что, наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования и повышение эффективности воспитательного процесса является организация проектной деятельности, личная включенность детей и родителей в событийную жизнь, использование информационных, компьютерных технологий, что особенно важно в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. Участие в экологических акциях, субботниках, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, повысить свою экологическую культуру, принести пользу окружающей природе.

    Поэтому, исходя из вышеперечисленных проблем, мы сформировали цель данного проекта и его задачи.

    Цель проекта: создание условий, которые дают возможность детям осуществить процесс познания мира посредством деятельностного подхода.

    Задачи проекта:

      изучить литературу;

      разработать систему мероприятий по экологическому воспитанию;

      осуществить серию мероприятий экологического цикла «Юные экологи» и оценить ее эффективность;

      формировать знания обучающихся о необходимости защиты окружающей среды через чтение познавательной литературы, просмотр фильмов, наблюдения, беседы, экскурсии;

      развивать информационно-практические умения детей при подготовке рефератов, оформлении стенгазет, подборе пословиц, поговорок, стихов на экологическую тематику совместно с родителями;

      развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями через совместную деятельность.

      воспитывать у детей внимательное, осознанное, бережное отношение к окружающей природе

    Ожидаемые результаты проекта для педагога:

      Систематизирован материал на экологическую тематику;

      Оформлены методические разработки мероприятий по экологическому воспитанию;

      Разработан мониторинг эффективности реализации проекта;

    Ожидаемые результаты проекта для детей:

      У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

      Сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;

      Сформированы основы экологической культуры детей;

      Развиваются взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, родителями, педагогами;

      Дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.

    Мониторинг эффективности реализации проекта

    Цель: определить уровень экологически правильного отношения к миру природы.

    Инструкция к проведению: педагог предлагает ответить на следующие вопросы

      Что означает слово «экология»?

      Почему вам нравится бывать в лесу, парке, сквере?

      Какую пользу приносит лес?

      Можно ли сорить в лесу?

      Почему возникают пожары в лесу?

      Какую пользу приносят птицы?

      Назовите правила поведения в природе.

      Для чего нужно оберегать цветы?

      Как можно помочь нашей природе?

      Хотите ли вы принять участие в экологической акции?

    Оценка результатов деятельности:

    Высокий уровень:

      Отвечает на поставленный вопрос полными предложениями;

      Усвоил и соблюдает нормы поведения в природном окружении, в практической деятельности и быту;

      Без труда выражает свое отношение к проблеме;

    Средний уровень:

      Отвечает на поставленный вопрос;

      Понимает необходимость бережного и заботливого отношения к природе;

      В основном усвоил и соблюдает нормы поведения в природном окружении, в практической деятельности и быту;

      Может выразить свое отношение к проблеме;

    Низкий уровень:

      Ребенок затрудняется ответить на поставленный вопрос;

      Не понимает необходимости бережного и заботливого отношения к природе;

      Не усвоил и не соблюдает нормы поведения в природном окружении;

      Затрудняется выразить свое отношение к проблеме.

    Участники проекта:

      Воспитатели ГПД

      Дети, посещающие ГПД

      Родители

      Педагог организатор

    Проект направлен на учащихся начального звена коррекционных школ VIII вида.

    Экологическое воспитание это – формирование экологической культуры населения. Воспитанники, получившие определенные экологические представления, будут бережней относиться к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в стране.

    Проект начинается с постановки проблемы. Большое внимание уделяется поисковому и проблемному методам.

    Проводятся познавательные занятия. Теоретические знания подкрепляются продуктивной деятельностью (рисованием, аппликацией, ручным трудом и др.) а затем реализуются в самостоятельной деятельности и в повседневной жизни за пределами школы. Большое внимание уделяется игровой деятельности, которая включает в себя подвижные, дидактические, игры-путешествия.

    Важное значение в реализации проекта имеет взаимодействие учащихся с родителями. Дети совместно с родителями, используя информационные технологии, подбирают нужную информацию, проводят опыты, занимаются совместной деятельностью, после чего все результаты оформляются в виде газет, книг, альбомов, выставок.

    Для достижения поставленных задач, в ходе проекта, используются информационно- компьютерные технологии, деятельностный подход, сотрудничество между детьми, педагогами, родителями через практическую совместную деятельность, формирование жизненных компетенций: коммуникативная, трудовая, социальная. Подобраны

    формы работы:

      наблюдения и экскурсии

      создание рефератов;

      просмотр познавательных видеофильмов;

      познавательное чтение;

      конкурсы и викторины, КВН;

      продуктивная деятельность, защита плакатов;

      лаборатория (опыты и эксперименты);

      выпуск экологический газеты,

      неделя “Волшебная экология души”;

      экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.

      эколого-познавательные праздники и развлечения.

    После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результатов в виде детского праздника с посвящением в юных экологов с вручением почетного значка (эмблемы «Юный эколог»).

      Экологическая тревога

      Экологические знаки

      Экологическая газета

      Итоговое мероприятие

    План

    работы творческой группы по разработке

    экологического проекта

    «Юные защитники природы».

    Задачи

    Формы работы

    Сроки

    Ответственный

    Предполагаемый результат

    Выявление потребности педагогов в обращении к данной проблеме.

    Обоснование значимости и актуальности проблемы

    Беседа по проблеме.

    сентябрь

    Выявлены проблемы.

    Формирование положительных мотивов и желания заниматься проблемой.

    Определение целей и задач деятельности.

    Утверждение плана работы творческой группы.

    Собрание творческой группы.

    октябрь

    План работы творческой группы.

    Теоретическая подготовка творческой группы.

    Изучение и анализ литературы по данной проблеме. Изучение и анализ опыта работы ДОУ различных городов.

    Круглый стол.

    октябрь

    Изучен опыт работы.

    Практическая работа членов творческой группы.

    1. Разработка актуальности, целей и задач проекта.

    2. Разработка примерного перечня мероприятий с обучающимися и родителями.

    Подбор и систематизация материала по экологии

    Реализация проекта.

    Оформление паспорта проекта.

    Обсуждение.

    Мозговой штурм.

    Индивидуальная работа педагогов.

    Работа по плану.

    Работа с документами.

    октябрь

    октябрь

    октябрь – ноябрь

    ноябрь – апрель

    март

    Описана актуальность проекта, определены цели и задачи, участники проекта, предполагаемый результат.

    Сформулированное название проекта. Разработан план подготовки проведения мероприятий, определены сроки реализации, назначены ответственные.

    Оформлен сборник методических и дидактических материалов на экологическую тему.

    Проведены мероприятия: экскурсии, игры, наблюдения, выпуск газеты, труд.

    Оформлен паспорт с методическими приложениями.

    Анализ работы

    Подготовка мультимедийных презентаций, статьи.

    Собрание творческой группы.

    апрель

    Презентации по реализации проекта, рефераты.

    План-карта действий по реализации проекта для детей 1 – 2 класса.

    Акция: « Интересно, что у нас под ногами?» (ноябрь)

    Цель: обучение детей основам поддержания чистоты в различных местах: дома, в школе, на природе.

    Дата проведения

    Мероприятия

    Предполагаемый результат

    Загрязненный участок

    Познавательное занятие «По страницам Красной книги»

    Наблюдения за экологической обстановкой на пришкольном участке. Беседа. Обсуждение.

    Изготовление знака «Не сорите»

    Дети владеют информацией об неблагоприятной экологической обстановке. Изготовлен знак «Не сорите»

    Игра – путешествие. Экскурсия в парк.

    Наблюдения за экологической обстановкой в парке. Распределение знаков «Не сорите» на пришкольном участке.

    Изготовление фотографий «А у нас во дворе».

    Установленные предупреждающие знаки. Фотографии для оформления экологической газеты.

    Трудовой десант.

    Уборка на пришкольной территории мусора (банки, стекло, бумага).

    Чистый пришкольный участок.

    Газета «А у нас во дворе»

    Оформление фото - газеты «А у нас во дворе»

    Защита Фото – газеты «А у нас во дворе».

    Познавательный фильм.

    Просмотр познавательного фильма. Обсуждение.

    Дети владеют информацией.

    Акция:

    « Ёлочка-краса» (декабрь).

    Цель: обучение общению с природой, бережному отношению к елям.

    Постановка проблемы («Экологическая тревога»)

    Дата проведения

    Мероприятия

    Совместная деятельность педагога с детьми

    Совместная деятельность детей с родителями

    Предполагаемый результат

    Вырубка елей к новогоднему празднику.

    Познавательное занятие «Путешествие по лесной тропе»

    Чтение стихов, рассказов, отгадывание загадок.

    Изготовление таблички «Не рубите ель».

    Дети владеют информацией. Изготовлена табличка «Не рубите ель».

    Рисование «Украсим елочку к празднику»

    Подбор материала для оформления стенгазеты «Спасем елочку».

    Выставка готовых рисунковНаличие матери ала для оформления стенгазеты.

    14.12

    Экскурсия в парк Энергетиков.

    Наблюдения за елью. Укрыть елочку снегом. Установка знака «Не рубите ель».

    Установленные предупреждающие знаки.

    15.12

    Выпуск стенгазеты.

    Оформление стенгазеты «Спасем елочку» (пословицы, поговорки, загадки, рисунки).

    Защита стенгазеты.

    16.12

    Дидактическая игра «Подбери плоды к дереву».

    Дети владеют информацией.

    Акция:

    «Птичье меню» (январь).

    Цель: воспитывать чуткое отношение к птицам, желание помочь им зимой.

    Постановка проблемы («Экологическая тревога»)

    Дата проведения

    Мероприятия

    Совместная деятельность педагога с детьми

    Совместная деятельность детей с родителями

    Предполагаемый результат

    Птицам нет еды.

    Познавательное занятие «Наши пернатые друзья».

    Загадки, конкурсы, игры.

    Подготовить реферат «Зимующие птицы».

    Дети владеют информацией. Реферат на тему «Зимующие птицы».

    Раскрашивание «Зимующие птицы»»

    Изготовить кормушку для птиц.

    Кормушки.

    Экскурсиянаблюдения за птицами.

    Развешивание кормушек на пришкольном участке. Подвижные игры «Воробей», «Гуси лебеди».

    Подобрать стихи, кроссворды, загадки о зимующих птицах.

    Дети владеют информацией. Развешенные кормушки на пришкольном участке.

    Выпуск газеты экологической направленности.

    Раскладывание корма в кормушки. Оформление газеты «Покормите птиц зимой».

    Защита газеты экологической направленности.

    Дидактическая игра «Птичья мозаика».

    Дети владеют информацией.

    Акция:

    «Капелька воды» (февраль-март).

    Цель: Формирование представлений о значении воды в нашей жизни, обучение бережному отношению к ней.

    Постановка проблемы («Экологическая тревога»)

    Дата проведения

    Мероприятия

    Совместная деятельность педагога с детьми

    Совместная деятельность детей с родителями

    Предполагаемый результат

    Вода в опасности.

    Познавательное занятие «Путешествие капельки воды»

    Опыт по изучению свойств воды.

    Подбор материала о воде (стихи, рассказы, пословицы, загадки).

    Дети владеют информацией.

    Рисование «Мир в капельке воды».

    Оформление выставки рисунков.

    Изготовление эмблемы «Юный эколог».

    Выставка рисунков.

    Просмотр познавательного фильма.

    Обсуждение просмотренного (беседа о загрязненных природных ресурсах)

    Дети владеют информацией.

    Экскурсия – беседа «Кому нужна вода»

    Наблюдения. Обсуждение.

    Составление книжки – раскладушки «Вода и жизнь»

    Итоговый результат проекта для детей 1 – 2класса и родителей – развлечение (апрель).

    Посвящение в юных защитников природы с вручением почётного значка (эмблемы «Юный эколог).

    Литература

      Степанова Т. Проектная деятельность в системе работы начальных классов. Учитель, 2004.

      Организация проектной деятельности в школе: система работы. С.Г. Щербакова и др. Волгоград: Учитель, 2009

      Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006.

      Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М.: Вербум-М, 2001.

      Бианки В. Лесные происшествия. «Стрекоза» 2000.

      Бианки В. Синичкин календарь. «Стрекоза» 2000.

      Сахарнов С. Рассказы о животных. Москва 2005.

    8. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Народное образование, 2000, №7.

    Проект «Чистота природы начинается с меня» разработан на основании Программы экологического образования в Частных образовательных учреждениях ОАО « РЖД». В результате экологической работы по данному Проекту была составлена Программа: «Чистота природы начинается с меня» и организованна работа школьного экологического объединения «Родник» с обучающимися 5–11 классов.

    Актуальность проекта.

    Человек – это элемент экологической системы, называемой биосферой. Все жизненные ресурсы – воздух, пищу, воду и значительную часть энергетических и строительных ресурсов – он получает из биосферы. В экологическую систему же человек сбрасывает отходы – бытовые и промышленные. Долгое время такой тип человеческой деятельности не нарушал равновесия биосферы. Однако в последнее два столетия, расширяя промышленную деятельность, человечество активно вторглось в живой мир Земли.

    Человек воздействует на биосферу локально – в сотнях миллионов мест выбрасываются загрязняющие вещества в реки и воздух, сносится плодородный слой почвы, вырубаются леса, разрушаются местообитания растений и животных. Однако биосфера – единая система, охваченная круговоротами веществ, и миллионы локальных воздействий на первый взгляд не опасные, такие как, например использование: спреев с фреоном, химических моющих средств, сжигание мусора в производстве и быту, сливаясь, и усиливая друг друга, вызывают глобальные изменения во всех компонентах биосферы. Реки текут в моря и океаны и вносят туда загрязнения, сброшенные промышленностью и сельским хозяйством на всем пути водотоков. Вырубка лесов и деградация почв ведут к климатическим изменениям, утрате почвенного плодородия и разрушению природных экосистем на всей планете. Загрязнения, выброшенные в воздух в одной точке, немедленно распространяются на тысячи километров.

    Насколько быстро совершаются атмосферные переносы, мы знаем на личном опыте. В нашем регионе в г.Братске существуют предприятия «Братский лесоперерабатывающий комплекс» - БЛПК, «Братский алюминиевый завод» - БРАЗ которые с периодичностью выбрасывают отходы в атмосферу. Выбросы, в течение часа легко преодолевая десятки километров безлесных территорий, опускаются ядовитой дымкой в «чашу» нашего маленького города Вихоревка. На сутки, а то и более в безветренную погоду лишая жителей дышать свободно.

    Положение усугубляется варварским отношением жителей к природе своей местности: в погоне за лучшей жизнь, экономией средств люди нарушают законы РФ и предписания города. Страшно, что подрастающее поколение становится свидетелем, а иногда и соучастником данных действий. Не законная вырубка леса в прилежащих лесных массивах, стихийные свалки на лесных, дачных и даже городских территориях вблизи организованных мусорных площадках. Сжигание ТБО (твердых бытовых отходов) в бочках, захламленные улицы, места отдыха на реках и Братском водохранилище свидетельствуют о безразличии и низкой культуре экологического воспитания некоторых жителей.

    Ухудшающаяся экологическая обстановка вызывает огромную тревогу и беспокойство у всего человечества и у нас в частности. Большую роль в улучшении экологической обстановки может сыграть образовательное учреждение, обучающиеся которой могут активно участвовать в природоохранной деятельности, изучении состояния окружающей среды, организации экологического мониторинга. Повышение экологической культуру и грамотности жителей и всего населения – это один из путей выхода из сложившегося экологического кризиса.
    Школьное экологическое воспитание и образование обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний.

    Учить детей понимать и любить природу, значит, воспитывать их людьми нравственными, для которых трудовая и производственная деятельность будет связана с ответственностью за ее экологические последствия. Формирование экологического сознания, бережного отношения ко всему живому – одна из самых насущных задач современного воспитания, и наш проект предлагает решать ее путем вовлечения детей и подростков в практическую природоохранную деятельность.

    Проект направлен на осмысление ребенком себя как частицы окружающего мира, осознание гражданской ответственности за свои действия, понимание ценности человеческой жизни как величайшего дара природы. Проект сориентирована на то, чтобы человек захотел сделать свой дом, участок, двор, улицу, город чистыми, ухоженными и по возможности экологически безопасными, чтобы человек был убежден в том, что он и его семья заслуживают чистой, красивой и здоровой жизни.

    Таким образом, проект « Чистота природы начинается с меня» актуален для нашего времени и нашего города.

    В последнее время возникает проблема : как сделать экологическую, в том числе и исследовательско-поисковую работу более интересной и привлекательной для современного подростка. Поэтому становится актуальным использование современного оборудования и компьютерных технологий в данном направлении.

    Сегодня в школах отсутствует преподавание отдельного предмета экология, система знаний формируется на уроках биологии, химии, физики и географии и во внеурочной деятельности. Отсутствие современного учебного оборудования для экологического полевого практикума не позволяет осуществить мониторинг на местности. В нашем объединении «Родник» отсутствуют цветной ксерокс - принтер, цифровой фотоаппарат - видеокамера и комплексная лаборатория по экологии для полевых работ. Все это создает трудности в полевой работе по экологии.

    Важно сформировать не только знания, но и эколого практические умения у современного поколения. В последнее время профессия «эколог», становится все более востребованной и необходимой, в современном обществе.

    Цель проекта : Экологическое образование и формирование экологической культуры поведения обучающихся на основе трудового, духовно-нравственного развития личности через совместную деятельность обучающихся, педагогов и жителей города.

    Задачи проекта:

    • Сформировать у подрастающего поколения активную гражданскую позицию.
    • Содействовать нравственно – экологическому, эстетическому и трудовому воспитанию.
    • Исследование экологической обстановки в мире в стране и нашем городе.
    • Координация практической деятельности детей по изучению и оценке состояния окружающей среды на примере нашего города и вблизи расположенных окрестностях.
    • Воспитание чувства личной ответственности за состояние окружающей среды.
    • Развитие инициативы и творчества, обучающихся через организацию социально значимой деятельности.
    • Распространять экологические знания не только среди воспитанников интерната, но и среди местного населения, используя различные виды деятельности и формы работы.
    • Выращивание рассады и озеленение школьной территории.
    • Выявлять одаренных детей, склонных к научно-исследовательской работе, предоставлять им возможности для реализации своих способностей.

    Участники проекта:

    • Обучающиеся, родители, педагогический коллектив и администрация школы;
    • Сотрудники школы и ОАО «РЖД»;
    • Сотрудники Дома культуры
    • Сотрудники Братского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
    • Сотрудники Эколого – биологического Центра г. Братска
    • Сотрудники водозабора г. Вихоревка;
    • Сотрудники очистных станций г. Вихоревка и г. Братска
    • Работники лесничества города и района;
    • Сотрудники «Братского лесоперерабатывающего комплекса» БЛПК, «Братского алюминиевого завода» - БрАЗ ОАО «РУСАЛ БРАТСК»
    • Сотрудники Дома рыбака;
    • Жители города Вихоревка и Братского района.

    Механизм реализации проекта.

    • Сбор информации по теме проекта.
    • Поиск партнеров по совместной реализации проекта.
    • Разработка направлений плана деятельности с учреждениями и организациями города, привлечение их к работе по экологическому воспитанию.
    • Поиск адресов позитивного опыта по теме проектной деятельности.
    • Разработка модели управления проектной деятельностью.
    • Подготовка методического материала для проведения консультаций, мероприятий в рамках проекта.
    • Разработка программы.
    • Проведение исследований в соответствии с программой.
    • Общая работа (Проект реализуется через запланированные мероприятия по темам.)
    • Проведение экологических десантов на территории школы, города и родника.
    • Проведение мастер классов по комнатному и декоративному цветоводству.
    • Выращивание рассады, озеленение территории школы.
    • Подготовка обучающихся к участию в Байкальской Международной Школе и всероссийских олимпиадах по экологии.
    • Подготовка аналитического материала по итогам проведенной работы исследований.
    • Презентация итоговых результатов

    Условия реализации проекта

    Для реализации данного проекта имеются следующие условия:

    • Общешкольным планом учебно-воспитательной работы Школы-интерната №25
    • Разработана и реализуется Программа экологического образования и воспитания учащихся « Чистота природы начинается с меня»;
    • Разработана и реализована рабочая программа элективного курса: «Основы экологической культуры» 10 класс на основе авторской программы «Основы экологической культуры» для 10 -11 классов Л.Н Харченко, Дрофа 2012 г
    • Положение об «Экологической дружине» от 15.09.2014 г ОАО «РЖД»
    • Работа экологического объединения «Родник»
    • Исследовательская работа учащихся 11 класса победителей IV Летнего Межрегионального тура конференции Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского: «Повышая уровень экологической культуры, решаем проблему твердых бытовых отходов в г. Вихоревка».

    Механизм отслеживания результатов работы осуществляется:

    Путем сравнивания активности обучающихся в течение года. Проверка знаний проводится в форме игр, викторин, конкурсов;

    • через наблюдения;
    • путем опроса;
    • интерес к поисковой работе;
    • активность в деятельности экологической дружины «Родник»;
    • востребованность к консультациям и элективным курсам по экологии и биологии.

    Принципы организации экологического воспитания и образования:

    • Принцип целостности окружающей среды, формирующий у учащихся понимание единства окружающего мира.
    • Принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира.
    • Принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период.
    • Принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению обучающихся в практическую деятельность.
    • Принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.

    Реализация проекта осуществляется по основным направлениям:

    • Организация деятельности школьного экологического объединения «Родник»
    • Исследовательская работа по следующим направлениям:
      • Климат и человек
      • Химия и окружающая среда
      • Полевая экология
      • Лесной мониторинг
      • Окружающая среда и человек
      • Комплексный мониторинг естественных и антропогенных систем
    • Эколого-просветительская деятельность:
      • Проведение экологических уроков, классных часов, мероприятий в школе (выставки, конкурсы).
      • Организация и проведение городских акций
      • Создание: информационных щитов, газет, буклетов
      • Разработка и реализация школьных экологических проектов.
    • Эколого-практическая деятельность:
      • Озеленение территории школы и города
      • Экологический десант
      • Экологический мониторинг
      • Экскурсии на предприятия
      • Забота о птицах.
    • Организация работы по формированию здорового образа жизни
      • Школьный туристический слет
      • Тематические классные часы.

    Реализация проекта осуществляется через разные формы деятельности :

    • Беседы и наблюдения.
    • Викторины эколого-биологического содержания.
    • Конкурсы рисунков, плакатов, презентаций, буклетов.
    • Конкурсы стихотворений, сочинений, рассказов, сказок на экологическую тему.
    • Выставки поделок из бросового материала, кормушек, даров осени.
    • Тематические дни: День Земли (22 апреля), День защиты окружающей среды (5 июня), Всемирный день защиты животных (4 октября), Всемирный день воды (22 марта), День Птиц (1 апреля) и т.д.
    • Выпуск экологических листовок, газет, буклетов.
    • Знакомство с видеоматериалами о жизни растений и животных.
    • Экологические турниры, КВН, брейн-ринги,интеллектуальные игры эколого-биологического содержания.
    • Посещение экологического и гидрометеорологическогоцентровг. Братска.
    • Экологические походы по изучению флоры, фауны, природных особенностей края, экологического состояния водоемов, их берегов, прибрежной растительности.
    • Операция «Родник»
      • Изучение экологической обстановки на территории города и поиск путей улучшения экологической ситуации.
      • Экскурсии на предприятия г. Братска и г. Вихоревки с целью изучения влияния деятельности человека на природу.
      • Сотрудничество по вопросам благоустройства города с администрацией города.
      • Озеленение и благоустройство школы и города.

    Социальные партнеры:

    Для реализации проекта и успешного претворения в жизнь проекта школы-интерната № 25 г Вихоревка будет продолжать тесно сотрудничать со следующими организациями:

    • Братским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
    • Детским экологическим центром в г. Братске;
    • С Байкальской Международной Школе п. Танхой;
    • Администрацией Вихоревского городского поселения;
    • Общеобразовательными школами;
    • Промышленными предприятиями БЛПК, БрАЗ ОАО «РУСАЛ БРАТСК» г. Братска.
    • С организациями ЖКХ г. Вихоревка: очистные, водозабор;
    • Городским радиоузлом;
    • СМИ и сайт школы;
    • Образовательными учреждениями: ФГБОУ ВО «Братский государственный университет» (Фабрика проектов)

    Информационное обеспечение включает в себя:

    • библиотечные ресурсы,
    • интернет-ресурсы,
    • информационные ресурсы экологического центра, Братского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
    • экскурсии на предприятия
    • встречи с сотрудниками предприятий, ЖКХ, жителями города.

    Техническое оснащение:

    • Кабинет
    • Черно белый принтер - ксерокс
    • Компьютер
    • ТВ плазма
      Подключение к сети Интернет.

    Сроки реализации проекта: 2016-2017 гг.

    Результаты реализации проекта:

    В результате реализации проекта «Чистота начинается с меня» была создана комплексная целевая программа по экологическому воспитанию подрастающего поколения, которая позволит:

    • Сохранить экологическое направление, как одно из направлений, в воспитательной работе школы и повысить уровень экологической культуры обучающихся, школьного коллектива и жителей нашего города.
    • Решать задачи государственной политики в области экологического воспитания молодежи.
    • Повысить уровень экологической культуры.
    • Развивать творческие и организаторские способности.
    • Повысить интерес учащихся к изучению экологии, района, города, страны, через систему творческого, практического участия в запланированных экологических мероприятиях, акциях:
      • Благоустройство лесного родника
      • Выращивание рассады
      • Озеленение школьной территории и т. д.
    • Сформировать сознание личной ответственности и активную гражданскую позицию в защите, и сохранение природной среды.
    • Повысить эффективность работы экологической дружины «Родник» за счет использования инновационных форм и практических методов для решения воспитательных задач.
    • Повышать познавательную активность учащихся посредством внедрения в образовательный процесс научно – исследовательской и практической деятельности.
    • Обеспечить повышение мотивации к изучению не только экологии, но и предметов естественнонаучного цикла.
    • Формировать социальный опыт школьника, который позволит применять полученные знания в нестандартных и новых ситуациях.

    Литература.

    • Бианки В.В. Лесная газета. Л.: Детская литература, 1983г.
    • Красная Книга Иркутской области. Иркутск: «Время странствий», 2010 г.- 453с
    • Криксунов Е.А., Пасечник В.В.Экология. 10(11) класс: Учеб. для общеобразоват. Учеб.заведений. М.: Дрофа,2001
    • Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников 5-11 класс. Москва: «5 за знания», 2007. - 204с.
    • Научно-методический журнал «Классный руководитель». №3.-Москва 2008г
    • Руководство по определителю показателей качества воды полевым методом. Муравьев А.Г. Санкт-Петербург 2004 г.
    • Фото определитель. Редкие виды растений Южного Прибайкалья. Улан-Удэ, 2011 -72с.
    • Экологический практикум. Муравьев А.Г. Санкт-Петербург 2003 г.
    • Экологический словарь. Литвинов Н.И. Иркутская ГСХА 2003 г.
    • Фонды эколого-гидрометеорологического центра г. Братска.
    • Интернет ресурсы содержащие:
      • Указы: Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (1996), «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (1996);
      • Экологическая доктрина Российской Федерации (2002);
      • Федеральный законом «Об охране окружающей среды» (10.01.2002);
      • Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (2009);
      • Концепции общего экологического образования для устойчивого развития (2010);
      • Образовательный портал (edu.wladimir.ru) в открытом доступе для широкого обсуждения.

    Экологическое образование и воспитание - чрезвычайно актуальная проблема современности. Ведь небрежное и даже жестокое отношение к природе всегда начинается с недостатка экологического образования и воспитания. Познавательные, исследовательские и творческие проекты, представленные в этом разделе, призваны восполнить эти пробелы, научить любить и понимать природу, сформировать у детей основы экологической культуры.

    Тематика проектов разнообразна: от изучения ярких представителей флоры и фауны до самостоятельного выращивания растений и планомерного наблюдения за их ростом. Воспитываем в детях добрые чувства, любознательность, эстетическое восприятие, связанные с красотой природы; умение реализовать свои впечатления в трудовой деятельности.

    Экологические проекты - комплексный подход к воспитанию культурных в экологическом отношении людей.

    Содержится в разделах:
    Включает в себя разделы:

    Показаны публикации 1-10 из 2911 .
    Все разделы | Проекты по экологии

    Проект по экологическому воспитанию «Земля - Наш общий дом» для детей средне-старшего дошкольного возраста с ОНР РАЗРАБОТАЛИ : воспитатель – Макарова И.В, учитель-логопед – Смирнова С.Н. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА : В настоящее время губительное воздействие человеческой деятельности на природу приобрело поистине катастрофические масштабы. Причина в деятельности человека в природе. Часто...

    Социально-экологический проект для детей старшей группы «Тропинки доброты» Социально-экологический проект для детей старшей группы (5–6 лет) «Тропинки доброты» https ://kuznecova-hh-egords6.edumsko.ru/folders/post/1819437 Берегите землю! Берегите землю. Берегите Жаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях повилики, На тропинках солнечные блики. На...

    Проекты по экологии - Экологический проект «Вот она какая, белая береза»

    Публикация «Экологический проект «Вот она какая, белая...» Введение. Актуальность проблемы. Воспитание экологически грамотного человека одна из актуальных проблем нашего времени. Если мы не научим детей любить и беречь природу, во что может превратиться наш город, наша страна, наша планета. Осознание ценности растений (в данном случае...

    Библиотека изображений «МААМ-картинки»

    Проект по экологии «Сохраним природу» для детей старшей группы ПРОЕКТ «Сохраним природу» «Если бы каждый человек на клочке земли своей сделал все, что он может, как прекрасна была бы Земля наша» А.П. Чехов Актуальность выбранной темы несомненна: экологическая грамотность сегодня является необходимым условием сохранения окружающей среды и...


    Конспект НОД по экспериментальной деятельности в средней группе «Берегите землю» (в рамках экологического проекта) Цель:Создание условий для экспериментальной деятельности детей;развитие познавательной деятельности детей. Задачи: Образовательные: 1. Познакомить детей со...

    Проект по экологии «Невидимка нужен всем» Воспитатель: Полякова Л.А. Тип проекта: информационно-исследовательский. Длительность: 6 месяцев, ноябрь-апрель. Участники проекта: Воспитатели, родители, дети подготовительной группы (возраст 5-6 лет. Образовательная область: Познание....

    Проекты по экологии - Экологический мини-проект в средней группе «Огород на участке»


    Природа – это самая лучшая из книг, написанная на особом языке, этот язык надо изучать. (Н. Г. Гарин-Михайловский) Наблюдая за явлениями и объектами природы, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает...