Сливная яма из шин своими руками. Выгребная яма из покрышек

Все счастливые владельцы собственной квартиры, сразу поселившись в новое жилье, пользуются всеми благами цивилизации: освещение, газ, теплоснабжение, горячее и холодное водоснабжение. Совсем по-другому дело обстоит с частным домостроением, в котором домовладелец обязан самостоятельно подключать электричество, устанавливать газовый котёл и обустраивать систему отвода канализационных стоков.

Канализацию по праву можно назвать одной из самых главных составляющих комфортной жизни жильцов любого домостроения. В первую очередь - это обусловлено тем, что не существует семей, где люди ни принимают ванну, ни занимаются стиркой или ни моют грязную посуду. При этом вода, которая была использована должна куда-то деваться и для этого понадобиться выгребная яма или септик.

В качестве водосборника в частном доме может использоваться кирпичная или бетонная яма , но для их сооружения понадобится много денег и сил, что не всегда оправданно. Поэтому народные умельцы придумали интересную альтернативу – выгребную яму из старых автомобильных покрышек. Естественно, такой резервуар не предназначен для работы с большими объёмами нечистот, однако, для дачного домика вполне сгодиться.

В чём основные преимущества выгребной ямы из покрышек?

Выгребная яма для сбора отходов жизнедеятельности человека, сооружённая своими руками из старых автомобильных покрышек, выгодно отличается перед стандартными аналогами, следующими характеристиками:

Естественно, нет ничего совершенного – это коснулось и выгребной ямы из автомобильных скатов. В первую очередь такое изделие негерметично и поэтому может испускать неприятные ароматы. При этом, если яма утратила свою герметичность, то ремонту она не подлежит. Если такие проблемы домовладельца не беспокоят, то он может смело переходить к самостоятельному обустройству канализации.

Очень часто домовладельцы игнорируют правила выбора подходящего места для сооружения выгребной ямы. В частном домостроительстве существуют определённые нормы, которые определяют месторасположение под размещение сборников отходов жизнедеятельности человека. Сливной резервуар для стоков из автомобильных скатов для загородного дома должен размещаться только в месте, соответствующем следующим стандартам:

Для подсоединения канализационной разводки к основному домостроению необходимо использовать только современные трубы из пластика толщиной 10 см. Прокладка канализационных труб от дома до выгребной ямы должна выполняться строго по прямой с уклоном в сторону стока отходов. В случае невозможности прокладки труб ниже точки промерзания почвы в зимний период года, выполняется их качественная теплоизоляция из влагоотталкивающих материалов.

Если нет желания скандалить с соседями, то не стоит размещать выгребную яму рядом с межой участка. По нормам такое сооружение должно располагаться на расстоянии не менее 2 метров от соседних земельных угодий. В случае несоблюдения данных правил, обиженные соседи имеют право обратиться в суд для разрешения конфликта и переноса сливного резервуара.

Правила расчёта объёмов сливного резервуара

Только правильно рассчитав объёмы выгребной ямы из автомобильных покрышек можно обеспечить комфорт жильцов , проживающих в доме. Для определения оптимальных габаритов канализационного водосборника нужно исходить из следующих критериев:

Однако, при возможности лучше выполнять строительство выгребной ямы с небольшим запасом объёма. При этом важно, чтобы сточный колодец из автомобильных скатов был в глубину не менее 300 см. В таком случае, если все работы выполнены правильно, то очистку стоков придётся выполнять не чаще 1 раза в 3-5 месяцев.

Последовательность строительства выгребной ямы из покрышек

Сложно найти более простой и дешёвый способ самостоятельного обустройства выгребной ямы для канализационной системы дома, чем резервуар из старых автомобильных покрышек. Такой материал каждый автолюбитель сможет найти в гаражном автокооперативе, поспрашивав ненужные покрышки у соседей. Если такой возможности нет, то нужно отправиться в ближайший автосервис , где всегда можно приобрести испорченную автомобильную резину за копейки. После того как строительный материал будет подготовлен, вся работа происходит согласно определённой схеме.

Прежде чем укладывать последнюю или предпоследнюю покрышку в зависимости от того, на какой глубине проходят канализационные трубы, с любого удобного края автомобильного ската вырезается отверстие для подключения канализационной системы , идущей от домостроения.

Завершающий этап сооружения выгребной ямы

После того как последняя покрышка будет уложена на своё место и к ней будет подключена канализационная труба, возведение выгребной ямы практически завершено. Домовладельцу остаётся только засыпать пустоты, образовавшиеся между скатами и грунтом.

Чтобы предотвратить просачивание нечистот в грунт желательно, перед тем как засыпать пустоты землёй простелить поверх автомобильных покрышек плёнку из полиэтилена или другого доступного материала, не пропускающего воду.

Перекрытие выгребной ямы можно выполнить при помощи плотной крышки из пластика, поверх которой насыпать холм из глины, благодаря которому дождевая вода не будет попадать в сточный резервуар. После этого домовладелец может наслаждаться результатами своей работы, пользуясь всеми благами цивилизации.

Особенности сооружения выгребной ямы с переливом

Из автомобильных покрышек можно своими руками соорудить и более сложное канализационное устройствосливную яму с переливом. Такой септик способен перерабатывать небольшие объёмы нечистот , тем самым уменьшая периодичность проведения очистки резервуара. Такое устройство подойдёт для домостроений, где не регулярно пользуются водой: дачи или загородные постройки, где люди находятся не постоянно. При этом сам процесс возведения сточной конструкции с переливом из покрышек выполняется строго в соответствии с определёнными этапами.

  1. Вырывается яма в соответствии с предполагаемыми объёмами среднесуточных сточных вод.
  2. На дне котлована под покрышками насыпается 20-30 см слой щебня.
  3. Для увеличения объёма септика срезается внутренний обод покрышек.
  4. В образованный из автомобильных скатов колодец устанавливается вертикальная бетонная труба с диаметром в 2 раза меньше основного резервуара. Высота такой трубы должна быть ниже ямы минимум на 15 см.
  5. Нижний край трубы заполняют при помощи бетонной смеси, а в верхней части просверливается множество отверстий так, чтобы получилась сетка, через которую излишки стоков будут переливаться в основной резервуар.
  6. В верхнем краю бетонного изделия также выполняется подключение канализационной трубы.

После завершения всех работ выгребную яму накрывают крышкой, после чего её можно использовать по прямому назначению.

Как очистить сливную яму из покрышек?

Канализационную яму из автомобильных скатов, как и любую другую подобную конструкцию, необходимо с определённой периодичностью очищать. При этом существуют разные способы проведения этой процедуры. Можно вычерпать стоки ведром или откачать фекальным насосом. Но оба варианта требуют непосредственного присутствия человека. Естественно, можно воспользоваться услугами ассенизаторских компаний , но стоимость их услуг не самая дешёвая. Плюс ко всему домовладельцу придётся организовать доступ автотранспорту.

Поэтому единственно правильным решением в такой ситуации является использование препаратов на биологической основе. Такой вариант предусматривает добавление в выгребную яму препарата , содержащего специальные микроорганизмы, перерабатывающие органические отходы жизнедеятельности человека, превращая их в удобрение, которое можно использовать на приусадебном участке.

Как видно, в сооружении выгребной ямы из автомобильных покрышек нет ничего сложного. Поэтому такие работы при желании сможет выполнить каждый домовладелец своими руками. Плюс ко всему срок службы такой конструкции, достаточно длительный и может составлять 15 лет.

Особенности выгребных ям из покрышек и их преимущества. Выбор расположения отстойников. Метод расчета требуемого объема сооружения, технология его монтажа и способы очистки в процессе эксплуатации.

Особенности выгребов из шин


В связи с тем, что строительство кирпичных и бетонных отстойников требует вложения средств, народными умельцами был придуман способ использования для этой цели старых автопокрышек.

Для что сбора нечистот в большом объеме резиновая емкость не годится, но в качестве выгреба для летнего домика вполне подойдет.


Выкопать яму под стопку покрышек несложно. Вес у них небольшой, поэтому и монтаж будет легким. Однако долговечность такого сооружения не превышает 15 лет. Причиной этому является разгерметизация конструкции с течением времени. Если это происходит, нечистоты поступают в грунт, что небезопасно для окружающей среды. Поврежденное сооружение можно отремонтировать, но проще удалить покрышки, очистить яму, а потом снова собрать такой же колодец.

Для резинового отстойника можно использовать автошины от любых автомобилей, тракторов, экскаваторов и пр. При этом стоит учитывать грузоподъемность такой техники. Ведь чем она выше, тем крупнее ее колеса, а значит, и диаметр покрышек. Это может стать важным при достижении нужного объема сооружения за счет его ширины, если нет возможности углубить колодец по причине высокого расположения грунтовых вод.

Изготовленная своими руками сливная яма из покрышек превосходит все каменные аналоги такими характеристиками:

  • Простотой монтажа - в одиночку сборка такого сооружения может занять не более 2-3 дней;
  • Возможностью регулировать объем отстойника автошинами любого диаметра, начиная от покрышек легковых автомобилей и заканчивая скатами тракторов;
  • Доступностью необходимых материалов - старые покрышки можно добыть бесплатно или купить недорого в шиномонтажной мастерской;
  • Сравнительно большим периодом эксплуатации колодца из шин - до 15 лет.
Кроме претензий к недостаточной герметичности, приводящей к появлению на участке неприятных запахов, недостатков у таких выгребных ям крайне мало. К тому же они легко демонтируются и не требуют при выполнении подготовительных работ использования землеройной техники.

Выбор места для сливной ямы из покрышек


Как и любой выгреб, яма из покрышек требует правильного расположения на участке. Для этого существуют узаконенные государством нормы, нарушение которых может привести к неприятному общению с органами санитарного надзора или соседями по даче.

Эти нормы предписывают следующее:

  1. Минимальное расстояние от выгреба до жилой постройки - 5 м, а до внешнего забора - не менее 2-х.
  2. Минимальное расстояние от сливной ямы из шин до источника воды - 25 м.
  3. При объеме стоков из жилых построек, туалетов и бань более 1 м 3 /сутки для выгреба следует изготавливать герметичное днище.
  4. Для доставки жидких нечистот из постройки к отстойнику следует использовать металлические или ПВХ-трубы диаметром 110 мм. При их укладке необходимо соблюдать уклон не менее 2% в сторону слива.
  5. Для предотвращения заледенения стоков закладку транспортирующей их магистрали нужно выполнять ниже глубины зимнего промерзания почвы. Если это невозможно, канализационную трубу стоит утеплить влагостойким материалом.

Внимание! Идеально проложенная до отстойника сточная труба не должна иметь отводов и крутых поворотов. Этому могут помешать корни деревьев или кустарник, которые могут оказаться на пути магистрали. По возможности их следует избегать.

Расчет объема резервуара


Определение требуемого объема выгребной ямы из покрышек нужно для полноценного проживания на даче и экономии денег при утилизации отходов ассенизаторской техникой.

Оптимальные габариты колодца можно определить, используя такие критерии:

  • В среднем один человек потребляет в день для различных нужд около 200 л воды. Это число получено статистикой, его в нашем случае можно считать постоянной величиной.
  • Бактерии могут переработать органику естественным путем за трое суток.
  • Количество жильцов дома.
Если перемножить данные вышеизложенных трех пунктов, можно узнать требуемый объем технического колодца.

Немаловажное значение имеет структура грунта, в котором планируется выкапывать яму для отстойника из покрышек. В зависимости от нее первоначально задуманный объем резервуара можно уменьшить. Грунт пористый, то есть песчаный, позволяет это сделать на 30%, а плотный - не более 10%.

Обычно глубина канализационного отстойника принимается около 3-х метров. Это оптимально для работы ассенизаторов. Поэтому объем сооружения в основном варьируется его шириной, то есть диаметром покрышек. Если все рассчитать правильно, откачку стоков из такой ямы потребуется выполнять раз в четыре месяца.

Следует учитывать, что ошибочный расчет объема сточного резервуара чреват неприятными последствиями. Независимо от того, что такая емкость является локальной канализацией, могут появиться проблемы: по причине быстрого переполнения выгреба необходимость в услугах ассенизаторов может возникать чаще, чем этого бы хотелось. Тем более, что они платные. А если пренебречь своевременной очисткой ямы, нечистоты из нее станут попросту загрязнять дачный участок.

Также не стоит забывать, что от рассчитанного объема сливной ямы из покрышек будут зависеть ее параметры: глубина и размеры в поперечнике. При этом важно знать, что уровень стоков в резервуаре должен располагаться ниже уровня поверхности грунта минимум, как на 1 м.

Подготовительные работы


На этом этапе работы следует подготовить материалы, измерительные и рабочие инструменты, сделать разметку, выкопать яму и установить в нее дренажную трубу. Теперь обо всем по порядку.

Для работы понадобятся: покрышки одинакового диаметра, труба канализационная и дренажная, штыковые лопаты, бур, трехметровая лестница, веревка и ведро, строительная рулетка, отвес, шпагат и несколько колышков.

После определения расположения ямы одну покрышку нужно уложить на место и обвести ее по грунту острием лопаты. Это будет диаметр будущего колодца. Направление канализационной магистрали следует обозначить с помощью колышков и шнура, стараясь не угодить по направлению на деревья или другие помехи.

После разметки можно приступать к выемке грунта. Яму рекомендуется рыть немного большего размера, чем диаметр покрышки. Тогда в ней будет удобнее работать. Углубившись до планируемой отметки дна, следует сделать в его центре буром круглую полость для дренажной трубы. Глубина отверстия должна заканчиваться на уровне почвенного водоносного слоя, а диаметр должен соответствовать размеру трубы.

Перед установкой ее нужно подготовить. Для этого следует определить длину заготовки путем замера глубины пробуренного отверстия. Лишнее надо отрезать «болгаркой». Потом необходимо отмерить от конца трубы 1 м и выполнить на этом участке в стенке изделия несколько отверстий. Сверху перфорацию нужно покрыть полимерной сеткой. Все, дренажная труба готова.

Теперь ее предстоит вставить в донное отверстие так, чтобы ее перфорированный метровый конец был свободен. Сетка, установленная на нем, будет препятствовать попаданию в дренажную трубу нерастворимых отходов. Верхний торец трубы тоже следует снабдить сеткой. После окончания этой процедуры дно колодца надо засыпать слоем щебня и утрамбовать его. Толщина этого слоя - 200 мм.

Инструкция по монтажу выгребной ямы


После вышеописанной подготовки можно укладывать в яму покрышки, но перед этим с каждой из них следует спилить внутренний обод. Тогда жидкость будет свободно стекать вниз, а не оставаться внутри шин. Для спиливания можно использовать электрический лобзик.

При укладке необходимо следить, чтобы крайняя шина сверху немного возвышалась над грунтом участка. Крепление покрышек друг к другу следует осуществлять с помощью монтажных хомутов.

На следующем этапе необходимо установить ввод магистральной трубы от дома. Перед этим со стороны протектора шины потребуется вырезать отверстие соответствующего размера. После этого в него следует протянуть конец трубы.

Когда эта работа будет закончена, внутренние стыки столбика покрышек нужно герметизировать влагостойким составом или горячим битумом, а наружные пустоты между шинами засыпать землей.

Перекрытие изготовленной своими руками выгребной ямы из покрышек можно соорудить из пластиковой крышки подходящего диаметра. Поверх нее рекомендуется насыпать глиняный холм. Благодаря ему атмосферные осадки не будут проникать в отстойник, вызывая его переполнение.

Пластиковую крышку желательно снабдить вентиляционным патрубком, который должен возвышаться не менее 600 мм над поверхностью грунта. Он необходим для предотвращения скопления ядовитых газов внутри выгреба. После установки вентиляции всю работу можно считать законченной.

Тонкости очистки сливной ямы из покрышек


Сливную яму, сооруженную из автопокрышек, нужно, как и бетонную или кирпичную, периодически очищать. Эту процедуру можно выполнять разными способами. Можно вычерпать нечистоты вручную, используя ведро и веревку. Такой метод крайне неприятный, опасный и трудоемкий. К тому же он требует наличия особой экипировки исполнителя: защитной одежды, респиратора и т.д.

Другой способ легче - использование собственного или арендованного фекального насоса для механизированной откачки стоков из ямы. Он безопаснее для работников, но, как и первый метод, требует их присутствия.

Третий метод не требует активного участия владельца участка, но он не бесплатный. Это услуги ассенизаторской фирмы. Кроме денежных затрат, потребуется обеспечить доступ автотранспорта к выгребной яме, а это не всегда возможно.

Последний вариант очистки многим нравится больше всего. Метод заключается в использовании анаэробных бактерий для переработки стоков. Специальный биологический препарат помещают в выгребную яму, и через некоторое время «проснувшиеся» во влажной среде бактерии начинают активно расщеплять органические отходы, превращая их в полезное удобрение без запаха, которое можно применять на огороде земельного участка.

Как сделать выгребную яму из покрышек - смотрите на видео:


Дачная выгребная яма - удобная вещь. И в ее сооружении нет ничего сложного, особенно когда хозяин предполагает, как сделать сливную яму из покрышек. Тем более что такой вариант считается самым дешевым.

576 Просмотры

При отсутствии на участке централизованной канализации возникает необходимость подготовить выгребную яму своими руками. Это позволит полностью решить вопрос отвода стоков с дома. При использовании покрышек, кирпича и бочек такая канализация совершенно бесплатная -и не нужно вносить коммунальную плату. По мере заполнения нужно будет обращаться к ассенизатору, чтобы откачать содержимое. Делать это придётся, если яма герметична и жидкость не впитывается в почву или это происходит слишком медленно.

Типы выгребных ям

По принципу обустройства сливная яма бывает герметичной и открытой. Открытая имеет земляное непокрытое дно, сквозь которое жидкость уходит в почву. При этом возможно попадание нечистот в колодец, что приведёт к порче и заражению питьевой воды. Такая конструкция подойдёт для отдалённого участка, где нет поблизости источников питья.

Герметичная выгребная яма таких недостатков не имеет. Она полностью сохраняет всю жидкость, не позволяя ей просочиться в грунт. При такой конструкции стока будет возникать необходимость откачивать весь объем, который в него попал. При открытом типе это можно не делать годами, особенно если интенсивность наполнения не превышает скорость естественного впитывания грунта.

Ещё одна классификация сливов заключается в типе материалов, использованных для строительства. В этом качестве используют:

В зависимости от наличия материалов для строительства и герметизации стенок для предотвращения их обвала, при размокании, могут использоваться и другие материалы. Неплохим решением являются выгребные ямы из шифера.

Выгребные ямы нельзя копать где-либо. Для строительства понадобятся разрешения от местных органов власти. Выдавать их могут только при соблюдении строгих норм строительства:

  1. Расстояние до ближайшей постройки минимум 5 м., а к забору 2 м.
  2. Для открытой конструкции расстояние к источнику воды минимум 30 м., а для герметичной 15 м.
  3. При объёме слива больше 1 куб.м. можно использовать только герметичную яму.

Выданный разрешительный документ предотвратит возникновение проблем в будущем. При его отсутствии возможно наложение штрафов, а также судебные иски от соседей, которые недовольны загрязнением почвы на их участке. Необходимо чтобы специалист сам обследовал ваш двор и определил оптимальное место, где слив никому не помешает. Даже если он будет находиться на алее или пути в гараж, то все можно компенсировать, установив надёжный и толстый потолок для ямы.

Проектируя будущий слив необходимо рассчитать траекторию канализационных труб так, чтобы они имели как можно меньше поворотов. Если есть колена - неизбежно будет возникать засорение. Если яма находится достаточно далеко от ввода, то обычным тросом пробить пробку не удастся. Идеальным решением будет прямое расположение труб с достаточным наклоном. Чем он больше, тем меньшая вероятность образования мусорной пробки.

Важно! Если канализационная труба вкопана недостаточно и находится близко к поверхности, то необходимо утеплить. Зимою неизбежно появиться обмерзание, которое полностью остановит работу системы. Это касается и самой ямы. Её крыша не должна пропускать холод внутрь.

Строительство ямы из покрышек

Самым бюджетным и неимение затратным является сливная яма, сделанная из покрышек своими руками. При таком выборе конструкции - основной проблемой станет только необходимость выкопать под неё котлован. Его диаметр зависит от того какая шина используется. Если сток нужен для дачи, где он активно будет использоваться только летом в период отпуска, то вполне подойдут покрышки от легкового автомобиля. При активном пользовании - объем будет явно недостаточным.

Обычная выгребная яма из покрышек своими руками не отличается слишком большой производительностью. Для большого слива понадобятся шины от грузовиков или сельскохозяйственной техники. А также необходимо учитывать, что их диаметр должен быть одинаковым, чтобы после установки друг на друга можно было получить ровный колодезь. На покрышках требуется срезать боковой обод. Это предотвратит забивание между их складками. Делать это удобней всего при помощи электролобзика.

Подобрав необходимые материалы можно вырыть котлован. Его диаметр должен быть лишь немного больше покрышек. Если работа выполняется вручную, то его сразу нужно делать круглым, при использовании экскаватора задача по укладке немного осложнится. Перед тем как сделать выгребную яму из покрышек необходимо позаботиться о закупке цемента, если требуется полная герметичность.

Для этого сначала бетонируется дно, после чего укладываются шины. В пространство между ними и земляными стенками котлована заливается раствор. Чтобы он полностью распространился, его следует проталкивать деревянным черенком. Для негерметичной конструкции эти предосторожности не понадобятся, и все что потребуется – это засыпать в пустоты гравий или вырытую глину.

Подведя впускную трубу от дома необходимо закрыть яму. И также следует сделать люк, чтобы контролировать заполнение и иметь доступ для выкачивания жидкости. Бюджетным вариантом будет покрытие из шифера, сверху которого следует залить бетон. Раствор должен выходить за пределы очертания ямы, чтобы полученная крыша надёжно зафиксировалась.

Шифер под низом облегчит процесс залива бетона, но для придания прочности будет бесполезным. Для этого обязательно следует использовать железную арматуру, ведь лучше перестраховаться, чем потом провалиться в сливной колодезь.

Строительство слива из кирпича

Выгребная яма из кирпича – это самый древний вариант обустройства стен канализации. Она может быть герметичной или с открытым дном. Для облегчения строительства требуется подготовить котлован с ровными стенками, чтобы кирпич класть впритык к ним. Это значительно ускорит работу, особенно если нет достаточного опыта в данной сфере. Домашняя выгребная яма из кирпича кладётся на цементный раствор. Использовать лёгкую песочную кладку нельзя, ведь в условиях постоянной влажности обвал будет неизбежен.

Кладка делается в полкирпича по кругу. Таким образом, углы плотно держат друг друга. При этом способе возможна дополнительная модернизация для повышения герметичности. Для этого необходимо оштукатурить стены и залить дно. Можно использовать старый кирпич, добытый из разрушенных зданий. Этот способ возведения самый длительный. Выгребная яма из кирпича одна из самых надёжных и если использовать крепкий раствор, то её разрушение произойдёт нескоро. Стоит только заранее подготовить отверстие для впускной трубы, поскольку потом пробить стену будет сложно.

Использование специализированной тары

Сейчас на рынке можно встретить специализированную тару, которая представляет собой большую бочку. Её необходимо вкопать в землю, что оградит от необходимости беспокоиться об укреплении стенок и герметизации. Выгребная яма из бочки обойдётся дороже, чем вышеупомянутые варианты. Специальные пластиковые ёмкости для выгребных ям лёгкие, но при этом большие. Для их доставки потребуется грузовой транспорт. Некоторые дачные участки имеют такое расположение, что подвезти к ним бочку просто невозможно в связи с полным отсутствием подъезда.

Для правильной установки пластиковой выгребной ямы требуется соблюдение некоторых норм. Недостаточно просто опустить бочку в котлован и засыпать землёй, поскольку при таком монтаже нельзя гарантировать долгий срок службы. Следует подготовить на его дне бетонную стяжку. Это позволит бочке равномерно распределять свой вес, без риска неравномерного погружения и появления трещин.

Нужно отметить, что выгребная яма из пластика очень лёгкая и если откачать всю жидкость, то грунтовые воды могут выдавить её из земли. Чтобы этого не случилось, ее потребуется заякорить к стяжке. Делается это цепями или тросами. Для местности, где не бывает много осадков, а грунтовые воды залегают глубоко, такая предосторожность необязательна.

Небольшое видео про строительство ямы из покрышек

После строительства каждая выгребная яма требует особый уход. Ее необходимо периодически откачивать. Для открытой конструкции это происходит реже, но периодичность можно еще больше увеличить. Для этого нужно понимать, что такое бактерии перерабатывающие органику. Эти микроорганизмы разлагают нечистоты в воду и газ. В результате очищенная жидкость лучше впитывается в сравнении с густой жижей. Чтобы они работали необходимо ограничить слив химических моющих средств, которые убивают микроорганизмы.

Сейчас на рынке можно найти специальные биопрепараты с культурой этих организмов. Добавив их в септик можно улучшить впитывание жидкости в грунт. Они будут полезны и для герметичных выгребных ям, поскольку в результате работы убирают неприятный запах. При этом содержимое слива становиться более жидким, поэтому выкачка насосом ассенизаторского автомобиля пройдет легче и быстрее.

1.
2.
3.

Благоустроить дачный участок поможет выгребная яма из покрышек своими руками. Это один из вариантов обустройства канализации. Смонтировать такую яму довольно просто каждому домашнему умельцу, не имеющему профессиональных строительных навыков. Однако перед проведением работ не помешает ознакомиться с особенностями создания сливной ямы из бывших в употреблении колес.

Преимущества и недостатки выгребной ямы из покрышек

Созданная выгребная яма из покрышек своими руками имеет ряд преимуществ:
  • такая конструкция станет самым лучшим решением, когда объемы стоков незначительны (это бывает в случае редких посещений дачного участка, например, только на выходные дни). Читайте также: " ";
  • монтажные работы отличаются простотой;
  • для обустройства не потребуется большая сумма денег, в то время как яма из бетонных колец или кирпича относится к дорогостоящим вариантам устройства канализационной системы (подробнее: " ");
  • можно использовать шины не только от легковых авто, но и от грузовых машин и спецтехники.

Для ямы значительного объема потребуются покрышки, имеющие диаметр более метра.

Необходимо знать недостатки системы, когда используется сливная яма с покрышек:

  • недолговечность конструкции – срок службы не превышает 15 лет;
  • герметичность ямы очень быстро нарушается;
  • возможно появление неприятных запахов;
  • необходимость соблюдать минимум 30-метровое расстояние от скважин и колодцев с питьевой водой. Ещё на стадии проектирования расстояние от выгребной ямы до колодца учитывается специалистом;
  • сложность проведения ремонтных работ и демонтажа.

Как сделать сливную яму из покрышек

Создается яма для туалета из покрышек пошагового следующим образом:
  1. Для обустройства на дачном участке туалета с выгребной ямой необходимо приготовить несколько автомобильных покрышек, можно использовать шины от трактора. Количество колес зависит от объема сливной ямы, среднее количество обычно составляет 10 штук.
  2. Если нет в наличии использованных шин, можно проехаться по мастерским, расположенным в окрестностях. Нередко, чтобы не заниматься их утилизацией, владельцы автотранспорта после ремонта не забирают шины. Возможно, сотрудники автосервиса отдадут использованные покрышки бесплатно (прочитайте также: " ").
  3. До того, как сделать выгребную яму из покрышек, надо приготовить все требуемые материалы. Шину следует поместить на землю в выбранном для туалета месте и отметить ее размер. Начинают копать с учетом того, что дно относительно люка должно располагаться с уклоном. Работу эту нельзя назвать легкой, поскольку она трудная и потратить на нее потребуется несколько дней. Оптимизировать процесс поможет услуга по найму трактора – для того, чтобы он выкопал яму, потребуется менее часа.
  4. Когда сливная яма готова, в ее центре при помощи бура высверливают дренажную скважину. Ее необходимо сделать, чтобы сточные воды могли пройти через все водоупорные грунтовые слои, не застаиваясь. Читайте также: " ".
  5. В выполненное отверстие вставляют дренажную трубу таким образом, чтобы ее верхний конец возвышался над дном выгребной ямы на один метр. Подобная мера позволяет предотвратить засорение трубы крупными сточными частицами. Для осуществления дренажа проделывают отверстия, которые, как и верхнюю часть трубы защищают полипропиленовой сеткой.
  6. На дно ямы насыпают крупный щебень 10-сантиметровым слоем. На него выкладывают автомобильные покрышки, необходимо с каждой шины срезать электролобзиком внутренний обод, чтобы жидкость беспрепятственно стекала и не скапливалась внутри изделий.
  7. На этом этапе устанавливают вводную трубу, для чего на боковой поверхности покрышки электрическим лобзиком вырезают отверстие требуемого диаметра.
  8. Укладывают их так, чтобы верхняя покрышка располагалась от уровня почвы на небольшом возвышении. Поскольку, как видно на фото, между шинами и стенками ямы остаются пустоты, их засыпают землей, а стыки между ними изолируют герметиком. Дополнительно сооружение из покрышек укрепляют неиспользованными материалами.

    Так как до того, как сделать сливную яму из покрышек, из траншеи вынимают слой грунта, который отличается плодородием и эту почву можно использовать для обустройства грядок на участке для получения хорошего урожая. Также следует оставить землю для засыпания ямы сверху.

  9. В верхней части устанавливают люк, представляющий собой полимерную крышку. Канализационная система должна хорошо вентилироваться, для чего монтируют вентиляционную трубу, возвышающуюся над землей примерно на 60 сантиметров. Читайте также: " ".

Обустройство простейшей ямы для туалета из покрышек

Автопокрышки можно применять как стройматериал для простых очистных сооружений таких, как выгребная яма с переливом. Данный септик способен очищать небольшие объемы стоков, он актуален для дачной постройки, в которой проживают периодически.

Выгребные ямы с переливом создают следующим образом:
  • на дно подготовленной ямы помещают 30-40-сантиметровый слой щебня;
  • срезают внутренний обод, чтобы сделать объем септика максимальным;
  • в колодец из покрышек монтируют вертикальную трубу из бетона, диаметр ее должен быть равным половине диаметра котлована, а верхняя граница – на 10-15 сантиметров ниже колодца;
  • нижнее окончание трубы заливают бетоном, а в верхнем конце, используя сверло, создают сетку с мелкими отверстиями – именно через них будет в процессе эксплуатации происходить перелив;
  • там же в верхней части подготавливают отверстие для канализационной трубы. Когда ее подведут внутрь бетонной трубы, следует ввод герметично закрыть.

Знание, как сделать сливную яму из покрышек на даче, поможет ее владельцу благоустроить участок и обеспечить минимальные удобства для отдыхающих за пределами города. Использование автомобильных шин является одним из наиболее дешевых способов.

При строительстве нового туалета на дачном участке основную сложность представляет грамотное обустройство выгребной ямы. Среди предлагаемых способов встречается кирпичная кладка, установка бетонных колец и другие. Умельцы сумели приспособить для подобных целей даже ненужные автомобильные колеса, сооружая яму из покрышек. Рассматривая последовательность операций, можно понять, что сделать подобную конструкцию доступно своими руками в достаточно сжатые сроки.

Выгребная яма для дачного туалета из шин

Подготовительный этап

Вначале в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами подбирается место на участке под будущий туалет.

  • Соблюдается минимальное расстояние до жилых сооружений в 5 метров.
  • Учитывается, что нельзя ставить туалет ближе 2 метров от забора.
  • Выгребная яма, которую решено сделать из покрышек, не должна располагаться ближе 30 метров от магистральных скважин и централизованных колодцев.

Затем следует приобретение покрышек нужных габаритов. Какой их тип будет наиболее оптимальным (колеса от трактора, легковых или грузовых машин), зависит от прогнозируемого объема выгребной ямы и высоты залегания слоев с грунтовыми водами.

Это важный показатель, поскольку дно ямы должно быть примерно на один метр выше водоносных пластов. Поэтому, чем выше залегают грунтовые воды, тем больше должен быть диаметр подбираемых для дальнейшей работы покрышек.

Кроме шин подготавливаются инструменты, необходимые материалы и приспособления:

  • лопаты – совковая и штыковая;
  • садовый бур;
  • рулетка;
  • электрический лобзик;
  • пластиковая труба для дренажа;
  • крышка из прочного пластика, необходимая для того, чтобы закрывать яму;
  • герметик;
  • щебень;
  • полимерная сетка.

Как вырыть яму для туалета под покрышки

Самой трудоемкой операцией при сооружении своими руками такого необходимого помещения как дачный туалет является рытье ямы под дальнейшее выкладывание ее покрышками. Этот процесс состоит из нескольких этапов.


  1. Размечаются границы будущей ямы. Для этого на выбранном месте обводится одна из подготовленных шин с небольшим отступом до 15 см по всему диаметру.
  1. Копается яма при помощи лопат. Штыковая больше подходит для разрыхления грунта и копания вертикальных стен. Совковой лопатой удобнее выбрасывать грунт на поверхность.

  1. Вставляется пластиковая дренажная труба. Ее верхний конец должен возвышаться над дном примерно на 1 метр. Чтобы дренаж работал эффективно, в боковых стенках верхней части трубы делаются отверстия. Для избегания засорения свободный верх и боковые плоскости трубы с отверстиями затягиваются полимерной сеткой.
  1. Вокруг трубы яма засыпается крупно фракционным щебнем слоем около 10 см.

Если применить специальную малогабаритную технику, то яма будет готова практически через два часа. Копая ее своими руками, можно потратить несколько дней. Наибольшую трудность доставляет тяжелый суглинистый грунт.

Как сделать яму из покрышек

В подготовленную яму укладываются ряды шин. Для исключения скапливания и застоя лишней жидкости внутри покрышек с них электрическим лобзиком удаляется внутренний обод. Если планируется сбор отходов из туалета, находящегося в доме, то необходимо на боковой поверхности вырезать отверстие, соответствующее диаметру вводной трубы.


Последнее время для этой цели берутся ПВХ канализационные с диаметром в 100 мм трубы. Располагаются они в траншее, дно которой находится ниже черты промерзания грунтовых пластов. Для обычной выгребной ямы, над которой в дальнейшем будет сооружаться уличный туалет, отверстие для трубы не понадобится.

Укладка шин своими руками требует внимательного отношения. Их кладут одна на другую, а затем надежно фиксируют при помощи монтажных хомутов. Для обеспечения необходимой герметичности все стыки промазываются герметиком. Предварительный расчет количества покрышек, зависящего от того, на какую глубину будет вырыта яма, должен обеспечивать возвышение самой верхней шины над земляной поверхностью. Это убережет яму от нежелательного попадания в нее воды после дождей.


Если яма со стенами из шин будет использоваться в роли септика, собирающего все стоки из дома, то ее необходимо плотно закрыть крышкой с зафиксированной в ней вентиляционной трубой, из материала, стойкого к негативному воздействию достаточно агрессивной среды. В последнее время все чаще для этих целей применяется пластик. Чтобы осуществлять регулярный осмотр степени заполнения, в крышке можно сделать небольшую дверку, закрывающуюся легко и герметично. Выгребной яме для туалета, возводимого своими руками на даче, крышка не потребуется.

Пространство, остающееся между стенками ямы и помещаемыми в нее покрышками, засыпается вынутым при копке грунтом или щебнем. Удобнее делать это послойно, постепенно добавляя засыпку и уплотняя ее по мере укладывания шин.

Преимущества и возможные недостатки

Прежде чем сделать на своей даче несложную конструкцию туалета своими руками с использованием покрышек следует оценить полюсы и минусы подобного решения.


Среди неоспоримых преимуществ называются следующие показатели:

  • невысокая стоимость, поскольку использованные покрышки можно приобрести за символическую плату или даже бесплатно в специализированных компаниях, занимающихся обслуживанием и ремонтом автомобилей;
  • отсутствие проблем в копании своими руками ямы необходимых размеров;
  • неподверженность резины коррозионным разрушениям;
  • легкий и быстрый монтаж, проводимый своими руками с помощью доступных инструментов.

Несмотря на ряд весомых достоинств выгребной ямы для дачи, выложенной при помощи покрышек, нужно отметить, что в процессе эксплуатации могут проявиться следующие недостатки подобного решения:

  • эксплуатационный срок обычно не превышает 12 лет;
  • не исключается появление разгерметизации швов, что может нанести вред окружающей почве и загрязнить водоносные пласты.

Владельцами подобных сооружений отмечается проблематичность проведения демонтажа после того, как обнаруживается просачивание содержимого выгребной ямы в грунт. Это обстоятельство влияет на сложности при ремонте выгребной ямы.

Наиболее эффективно в условиях дачи работает туалет, у которого выгребная яма выложена покрышками, когда не наблюдается частого посещения его большим количеством людей.

Грамотная эксплуатация

Влияет на долговечность выгребной ямы из шин грамотная ее эксплуатация, заключающаяся в основном в своевременной очистке. Есть несколько апробированных способов, которые неплохо показали себя на практике:


  • выбор содержимого ведром, привязанным на веревку, с последующим переносом его в ближайшую канализацию;
  • приглашение ассенизаторов со специализированной техникой;
  • применение самостоятельно насоса;
  • использование биопрепаратов.

Последний способ помогает сделать процесс очистки более комфортным, поскольку начинается расщепление отходов, благодаря жизнедеятельности бактерий, находящихся в биопрепаратах.

Через дренажную систему происходит отток жидкой фракции, а сухой остаток остается в минимальных количествах, что обусловливает достаточно редкую очистку ямы.

Видео: Как сделать выгребную яму из покрышек для дачи