Сонник сидеть за накрытым столом. «Стол к чему снится во сне? Если видишь во сне Стол, что значит? Форма и размеры

УРОК НА ТЕМУ «СОН И СНОВЕДЕНИЯ »

(8 КЛАСС)

ЦЕЛЬ УРОКА:

1 . На конкретном материале познакомить учащихся с понятием «сон» как одной из важнейших и жизненно необходимых функций человеческого организма, разоблачить несостоятельность суеверий, связанных со сном и сновидениями

2 . Разъяснить физиологическую природу сна и сновидений, цикличность сна, изменения, происходящие в организме во время сна, его значение; меры, предупреждающие нарушение сна и нормальную психологическую деятельность человека. ОБОРУДОВАНИЕ:

Таблицы: « Головной мозг», « Развитие нервной системы у позвоночных животных», муляж «кора головного мозга», дополнительный материал: научная литература по теме.

ВИДИО :

Кассета «Анатомия-2.» (06 минут 25 секунд) О СУМ : физиологическая природа. Изменение жизнедеятельности организма во время сна. Фазы сна. Сновидения. Нарушение сна, их причины, предупреждение. Необходимость знаний об охране и гигиены нервной системы, высшей нервной деятельности.

На уроке мы должны уяснить для себя, что такое «сон», почему он необходим для всех живых организмов, доказать что сон одна из важнейших жизненных функций человеческого организма, познакомиться с различными видами сна, попытаться поспорить с несостоятельностью суеверий связанных со сном и сновидениями.

Чтобы перейти к изучению следующей темы давайте повторим строение нервной системы, так как она является важнейшим фактором процесса сна. С этой целью обратимся к опорным конспектам. Эффективным способом обучения на данном уроке может быть сочетание рассказа, беседы с сочетанием схем и таблиц.

  • Что входит в состав нервной системы? На какие части подразделяется центральная нервная система?
  • На какие части подразделяется периферическая нервная система?
  • Из каких отделов состоит головной мозг?
  • Перечислите функции:

А) больших полушарий;

Б) мозжечка;

В) гипоталамуса;

Сон и сновидения всегда казались людям таинственными и непознаваемыми явлениями. Тайну сна окружали суеверия и предрассудки. Такова трактовка вопроса была, потому что люди не знали, как объяснить природу сна, религия властвовала над наукой, особенно в средние века. Церковь инквизиция всячески подавляли научную мысль. Тогда был опасно для жизни выступать и говорить о природе сна с точки зрения науки многие мыслители древности за свои открытия были сожжены на кострах (Сервет, Бруно.)

На протяжении веков была загадкой сущность сна. Еще совсем недавно, в 19 веке, можно было встретить так называемые сонники, которые « толковали» сны. Ученые высказывали самые различные гипотезы о природе сна, поэты воспевали сновидения как действительность, Данте в своем бессмертном творении «Божественная комедия» с большой поэтической силой описал собственный сон – путешествие в потусторонний мир.

Издавна люди думали, что сон приносит человеку пользу.

Учитель : Какую пользу приносит сон?

Ученик : Вечером я зачитался интересной книгой, и вдруг, мои глаза начали слипаться, словно в них насыпали песок, я зевнул раз, другой, третий, в чем же дело? Я захотел спать, так как, время подошло ко сну, и мой мозг напомнил мне об этом.

У человеческого организма есть удивительное свойство, он привыкает соблюдать внутреннее расписание и очень не любит, когда расписание, то есть, режим нарушается.

Учитель: Если вы будете придерживаться строго распорядка дня – спать, есть, гулять, делать уроки постоянно в одно и тоже время, вашему организму будет легко работать, и вы всегда будете чувствовать себя здоровыми и бодрыми.

А когда же отдыхает мозг? Ведь бегаете вы или сидите, работаете или бездельничаете, вы все время при помощи зрения видите окружающий мир, или слышите звуки, о чем - то думаете, и всем этим занимается мозг.

Когда же отдыхает он? « Утра вечера мудренее» - гласит пословица. Выспится человек, и мысли его станут яснее, сон необходим вашему организму. Регулярная смена сна и бодрствования составляет суточный цикл и у животных. Человек длительное время может прожить без пищи, но без сна он погибает очень быстро.

Человек более 20 лет из 60 проводит во сне. Без сна жизнь невозможна. М.К. Петрова (ученица И.П. Павлова) в опытах на животных установила, что, например, собака может 25 дней голодать и при этом оставаться живой. В то же время искусственно вызванная бессонница в течение 5 дней приводит животное к гибели.

Учитель : « Сколько спит взрослый человек?»

Ученик . « Взрослый человек спит 7-8 часов, т.е. примерно одну треть суток».

Учитель: « Может ли человек жить без сна?»

Ученик : « Нет, не может. Ведь даже в природе есть периоды деятельности и отдыха, ритм покоя и бодрствования. Ночь сменяется днём. Зима переходит в весну, лето - в осень. Если человек спит, он тоже находится в покое. Но даже глубокой ночью засыпают не все клеточки мозга. В нём постоянно остаются «дежурные бригады». Кому-то ведь надо следить, чтобы продолжало ровно биться сердце, чтобы лёгкие дышали. А кишечник переваривал ужин. Кому-то надо быть начеку на случай опасности».

Бессонница очень мучительна. Не случайно в Древнем Китае приговаривали к смертной казни лишением сна. В древности считали, что сон посылается богом Морфием. Люди, например, считали, что спящего будить или переносить на другое место нельзя, потому что «душа», которая во время сна находится далеко от тела, не успеет вернуться и человек может умереть.

В течение многих веков снам придавали пророческое значение. По содержанию сновидений пытались определить будущее человека, предсказывать судьбы народов. Люди верили в «вещие сны».

Природу сна объяснил И.П. Павлов. В результате опытов над собаками он пришёл к выводу, что сон- это общее торможение организма. Оно распространяется на всю кору головного мозга и захватывает даже средний мозг. Сон наступает тогда, когда клетки мозга нуждаются в отдыхе. Он охраняет мозг от перенапряжения. Павлов назвал сон охранительным торможением, он является « выручателем нервной системы», он защищает организм от утомления.

И.П. Павлов доказал, что сон, сновидения и гипноз связаны с деятельностью высшего отдела центральной нервной системы- коры больших полушарий головного мозга. В процессе сна клетки мозга восстанавливают свою работоспособность, накапливают энергию. Сон восстанавливают умственные силы, создавая чувство свежести, бодрости.

Попутно в беседе вспоминаются сведения об условных и безусловных рефлексах, процессах возбуждения и торможения.

На основании полученных знаний учащихся делают выводы о том, что сон- это внутреннее торможение, которое распространяется по всей коре больших полушарий. Охватывает некоторые другие отделы мозга. Мы медленно погружаемся в сон, постепенно как бы теряя связь с внешними раздражителями.

Учитель задаёт вопрос: всегда ли человек спокойно спит, отчего снится сон? И с точки зрения физиологии высшей нервной деятельности объясняет причины сновидений. Тебе не раз приходилось, наверное, видеть во сне, будто ты вышел голый на улицу, забыв одеться. Если тебя в этот момент разбудить, окажется, что просто упало на пол покрывало, а ты лежал не укрытым. Дежурные клетки кожи почувствовали, что тебе холодно. И тотчас послали сигнал в мозг. Но там отдыхающие клетки спросонья не сумели правильно объяснить сигнал, и в сонном мозгу возникло представление, будто ты вышел на улицу раздетым. Самая важная ночная работа мозга - это, так сказать, текущий ремонт.

Пока ты сладко спишь, особые бригады нервных клеток руководят восстановлением в организме того, что истрачено за день.

Иногда встречаются суеверные люди, которые верят в так называемые «вещие сны». Приснился человеку хлеб и чистая вода - поутру он считает,

Что день у него будет удачный. Приснился ему покойник - ждёт плохого настроения и беды. Почему снятся причудливые сны?

Вспомним замечательное произведение великого писателя Н.Г. Чернышевского «Что делать?», а особенно «Первый сон Веры Павловны», «Снится ей, что она заперта в сыром тёмном подвале. И вдруг дверь растворилась, и Верочка очутилась в поле, бегает, резвится и думает: «Как же это я могла не умереть в подвале? Это потому, что я не видала поля….

А вот идёт по полю девушка,- как странно! - и лицо и походка, всё меняется, беспрестанно меняется в ней…» (зачитать отрывок из произведения»

Этот пример говорит о том, что сновидения являются в какой-то степени следовыми реакциями на пережитое недавно или очень давно.

Почему же иногда сновидения фантастичны и нелепы по содержанию? Порой человеку снятся страшные чудовища или ему представляется, будто бы летает как птица.

И.П. Павлов выяснил, что во время глубокого сна торможение охватывает не только кору мозга, но и подкорковые области, раздражения почти не воспринимаются или воспринимаются слабо, поэтому сновидений, как правило, не бывает. Если же сон у человека не глубокий, то торможение полностью не охватывает мозг и всякие случайные раздражения внешнего и внутреннего мира могут восприниматься отдельными очагами коры головного мозга, которые не охвачены торможением.

Приведём примеры. Человек неглубоко спит, а на улице с шумом прошло несколько автомашин. Сознание у человека выключено, а поэтому воспринимает этот шум как шум войны или ему снятся какие-то боевые шумящие машины. Очень часто могут сниться кошмарные сновидения, сопровождающиеся ложными чувствами удушья. Это бывает при неловком положении в постели или если сигналы возникают в самом организме, например, при боли в сердце. Таким образом, наличие в коре головного мозга деятельных очагов и обусловливает то или иное сновидение. Сновидения иногда способствуют различные переживания человека. Например, жена ухаживает за тяжелобольным мужем, она всё время тревожится, и ей снится страшный сон, связанный с болезнью мужа. Если спать с переполненным желудком, то это может вызвать не только беспокойный сон, но и кошмарное сновидение с чувством удушья.

ИТАК, сновидения всегда бывают связаны с какими-нибудь сигналами, идущими из внешней или внутренней среды. Сновидения - это результат следовых реакций в нервных клетках мозга.

Быстрее всего мы теряем способность смотреть и обонять (осязать). Во сне частично сохраняется способность к восприятию осязательных и слуховых раздражителей.

Во время сна изменяется биохимические процессы:

А) снижается газообмен;

Б) меньше расходуется энергии;

В) падает кровяное давление;

Г) становится реже дыхание;

Д) слабее и спокойнее удары сердца;

Е) мышцы расслаблены.

В отдельных случаях целые зоны мозга продолжает напряжённо работать во сне.

*А.С. Пушкин некоторые стихотворения сложил во время сна.

* Д.И. Менделеев утверждал, что окончательно периодическая система химических элементов сложилась во сне.

*Ф. Тютчев писал: «Дневные раны сном лечи».

* Сеченов говорил, что сновидения - это «небывалые комбинации былых впечатлений».

*Помните строки из письма Татьяны к Евгению Онегину? (зачитать эти строки).

Влюблённая в Евгения, она постоянно думает о Евгении и образ его является во сне.

Иногда люди, плохо знакомые с учением И.П.Павлова, задают вопрос: можно ли разгадать будущее? Можно. Этой возможностью обладает человек, имеющий не только богатый жизненный опыт, но и глубокие научные знания, и поэтому он способен понимать закономерности того иного процесса жизни. Такие люди могут предвидеть. К.Э. Циолковский, талантливый мыслитель и изобретатель, предвидел возможность полёта человека в космос тогда, когда мало кто этому верил и считал нереальностью.

Нельзя не сказать ребятам, что такое медленный сон, быстрый сон и сколько они длятся по времени.

Кроме нормального сна различают:

*сезонный сон (у животных);

*наркотический сон;

*гипнотический сон;

*летаргический сон;

*сомнамбулический сон;

*лунатизм (снохождение).

*каталептический;

* нарколепсию.

С данными видами сна можно познакомиться, если прочитать следующие статьи:

1. «Сон длиною в 20 лет».

2. «Сколько можно спать или не спать».

3 «Сны- вещуны».

4 «Гипноз в медицине, педагогике».

О расстройстве сна можно продолжить тему на факультативных занятиях. ВЫВОДЫ: Сон- это общее торможение организма. Оно распространяется на всю кору головного мозга и захватывает даже средний мозг.

Закрепление

1 .Из каких периодов состоит сон?

2 . Каковы физиологические признаки медленного сна?

3. Каковы физиологические признаки быстрого сна?

4. . Что увидел немецкий химик Кекуле во сне?

5. Сколько времени человек проводит в быстром сне?

Домашнее задание : подготовить сообщение на тему: «Сонник и толкование снов предсказателями»

Послесловие

По утверждениям сонников разных народов, сны могут толковаться ещё и в зависимости от того, под какой день недели они снились, какого числа, месяца или в какой день Лунного календаря. Так, сны под воскресенье сбываются до обеда. А сны под пятницу более всего наделены вещим смыслом. Сны под субботу - очень серьёзные. А под четверг - больше относятся к делам и отношению с начальством.

Когда снятся сны плохие, желательно, чтобы они не сбылись. Для этого у разных народов существовали различные обряды, позволяющие отвести дурной сон. Древние китайцы возжигали в кумирне перед идолом курительные свечи, падали ниц и старались заснуть. Во сне божество давало указание…Серьёзно относиться к тому, что существуют сны-вещуны, не советую, но после выступлений учащихся, будем искать смысл в сонниках.

Толкование снов, на первый взгляд, показалось совершенно произвольным и неестественным. Во-первых, известная поговорка «В здоровом теле - здоровый дух» ни у кого не вызывает сомнений. Можно предположить и обратную связь. А именно - здоровый дух (то есть, скажем, сознание и подсознание) определяет общее здоровье человека. Отсюда - связь сна и физиологического состояния.

Какие выводы можно сделать после урока? Что такой урок даёт учащимся? Приятно услышать непосредственные высказывания учащихся во время перемены или после уроков.

Надо же! Я до этого урока сам считал сон чем-то таинственным. Теперь всё прояснилось.

Теперь я со своей бабушкой поспорю, я её перевоспитаю.

Учителю биологии в этом вопросе принадлежит ведущая роль.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ: «СОН И СНОВЕДЕНИЯ».

СНЫ- ВЕЩУНЫ .

Чего только не увидишь во сне! Словно на «машине времени», мы переносимся в другой век, путешествуем по странам, сражаемся. Без удивления встречаемся с умершими, говорим с животными, летаем по воздуху. В мозгу спящего, как в кино, проходит порой целая человеческая жизнь. И какие бы фантастические картины ни развёртывались перед нами во сне, все они кажутся подлинными, реальными.

Необычность сновидений и древняя вера в потустороннее, в иной мир, населённый бестелесными духами, призраками, божествами, уже с незапамятных времён натолкнули человека на ложную мысль о том, что сновидения могут предсказать ему будущее. «Сон даёт отдых и успокоение для всех, кроме суеверного»,- писал знаменитый древнегреческий писатель Плутарх, - «Несчастную душу тревожат страшные видения и чудные призраки. Так, что страх не оставляет его ни во сне, ни наяву».

Да, нелегко переубедить таких людей! И не удивительно: ведь все, что связано с психическим состоянием человека, было для наших предков великой Тайной. Человека пугали не только «бесноватые», психически больные люди, не только колдуны с их страшной силой влияния на других, но и обыкновенные сновидения. Хотя были они не в диковинку, но ведь в них раскрывался какой-то совсем иной, неведомый мир призраков. Надо ли столь строго судить наших пращуров за их убеждённость в том, что за сновидениями стоят какие-то силы, вещающие человеку его будущее. Его судьбу?

В большом ходу были у наших предков «сонники»- книги, в которых растолковывался почти любой сон. Каких только «объяснений» в них не было! Увидеть блох - к беспокойству. А барана - к почестям, флюгер - к разводу, а змею - к неприятностям. Приснится вырванный зуб – жди потери, кровь – жди родственников. Булка- жди богатства… И никого не смущало, что разные «сонники» совсем по – разному толковали увиденное во сне.

Люди хотели верить – и верили!

Только в прошлом веке в России были издавна десятки толстых книг, владельцы которых становились счастливыми обладателями призрачных ключей от заветных дверей в будущее. Чего стоили одни названия таких книг: «Сонник, сказующий матку – правду». Надо признать, что бездумная вера в «вещие» сны не так уж беспочвенна. Известно множество рассказов о том, когда виденное во сне потом сбывалось наяву. С ними стоит познакомиться.

Предположим, что человеку во сне приснилось, будто его укусила собака за ногу. Проходит несколько дней, и он действительно чувствует на месте мнимого укуса сильную боль, а затем на ноге образуется настоящая язва.

Значит, сон оказался «вещим»? Не будем торопиться с выводом. Да. Действительно, когда снился этот сон, язвы ещё не было. Но болезненный процесс уже протекал. И в этом весь секрет «вещего» сна.

Болевые сигналы поступали в мозг человека и днём, но они заглушались другими впечатлениями, событиями, ощущениями. Поэтому больной просто не замечал, не чувствовал этих сигналов. А когда наступил сон и сильные раздражители были устранены, тогда дали знать о себе слабые: они-то, и были замечены человеком во время сновидения. Сновидение не предсказало, а лишь только отразило то, что уже существовало в действительности!

Когда человек видит во сне, что он хочет вынырнуть из воды, или на грудь наваливается тяжесть, или что он лезет в узкую щель и застревает в ней, либо поднимается в гору, или его грудь сдавливает тяжелая одежда, при таких сновидениях возможны воспаление лёгких, плеврит, туберкулёз.

К доктору В.Н.Касаткину пришла пожилая женщина, которую вот уже месяц преследовал сон: она сама или кто - то из её знакомых ест сырую или испорченную рыбу. Доктор направил её на исследование желудочно – кишечного тракта и не ошибся - у женщины была обнаружена острая форма гастрита.

Женщина легла спать, не чувствуя никаких недомоганий. Ночью она увидела сон: её угощают вкусным пирогом, но она не может проглотить откушенный кусок, её душит. Утром у неё обнаружили ангину. И здесь в сновидении отразилось уже начавшееся заболевание.

Пример другого характера. У вас тяжело заболел близкий человек. Вы начинаете думать о том, не приведёт ли болезнь к трагическому исходу. Вы гоните прочь эту мысль, но она продолжает преследовать вас, вселяет чувство постоянного беспокойства. С другой стороны, вы знаете, что если человеку приснится выпадение зуба, то это предвещает смерть близких людей. Так что же будет удивительного в том, если эта навязчивая мысль и тревожное состояние, в конце концов всё же вызовут у вас «роковое» сновидение о выпавшем зубе? И если болезнь была смертельной, сон оказывается «вещим», сновидение сбывается. Попробуйте теперь переубедить человека, что его «вещий» сон был навеян самовнушением!

Известно старинное поверье: если приснится давно умершие родители – быть ненастной погоде. Казалось бы, никакой связи тут не может быть. Но не будем торопиться. Известный русский физиолог Н.Е.Введенский пишет, что в этой примете, пожалуй, есть свой смысл. Дело в том, что чем глубже сон человека, тем к более раннему периоду его жизни относятся ожившие во сне следы былых впечатлений. А известно, что перед ненастьем обычно человек спит более глубоко. Ну, а раз глубже сон, то и образы всплывают из более далёкого прошлого.

Бывает, что причиной «вещего» сна оказываются слабые раздражения, приходящие в мозг из внешнего мира. В одном доме площадка лестницы была украшена стеклянным шаром. Потом шар был разбит и долгое время ничем не заменялся. По лестнице ежегодно ходил довольно рассеянный человек. И вот однажды ему приснилось, что вместо шара на лестнице поставлено новое украшение - большая медная шишка. Проснувшись утром. Он рассказал свой сон семье и был удивлён. Что уже несколько дней такая шишка поставлена вместо разбитого шара.

Что здесь произошло? Ясно. Что человек до того, как увидеть сон. Уже несколько раз прошёл мимо нового украшения и мельком увидел его. Но это впечатление было слабым и не доходило до его сознания: мозг был занят в это время другими мыслями. Однако виденное оставило в памяти человека, какие – то слабые следы. Во сне. Когда чувствительность к слабым раздражениям увеличилась. Эти следы и вызвали «вещий» сон.

Известен рассказ о сновидении банковского работник, который при составлении отчёта обнаружил недостачу крупной суммы денег, но не мог вспомнить. Когда эти деньги были израсходованы. Расстроенный, он целый день думал, кому выдал деньги, но так и не мог вспомнить, а во сне увидел того человека. На следующий день он убедился в правильности сна, а позднее вспомнил и то, почему забыл: при выдаче денег его отвлекли, и он забыл сделать необходимую отметку.

Наконец, продолжая разговор о «вещих» снах, надо сказать, что чаще всего сновидения сбываются благодаря случайным совпадениям или того проще: верящий в «вещие» сны просто подгоняет какое - либо событие из своей жизни под сновидение, чтобы оправдать его. Убедить себя и других в том, что сон оказался «вещим».

Во время быстрого сна мозг работает очень активно. Но если это так, то мы можем ожидать при этом не только одних фантастических, беспорядочных сновидений. Но и мыслительной работы над тем, О чём человек думал днём. Особенно этого можно ожидать в тех случаях, когда человек думает над какой – то проблемой, трудным вопросом не один и не два дня. Ведь это в какой – то степени напоминает навязчивые идеи у психически больных людей. Во сне здравомыслящий человек способен продолжить свои размышления и найти решение. Жизнь подтверждает. Что так бывает. В сновидениях математики решали задачи, композиторы дописывали музыку. Поэты сочиняли стихи…

Знаменитый французский математик А.Пуанкаре утверждал. Что плодотворные идеи у него возникали в полусонном состоянии. Фабула бессмертной комедии «Горе от ума» пришла в голову её автору, по утверждению самого Грибоедова, также во сне.

Стихи во сне сочинял и Пушкин, и Фет, и Маяковский. Один из снов подсказал Ф.М.Достоевскому сюжет романа «Подросток». И.С.Тургенев рассказал: «Я беспрестанно вожусь с моими лицами, даже во сне их вижу».

«СКОЛЬКО МОЖНО СПАТЬ И НЕ СПАТЬ».

Шестидесятипятилетний Яни Думас из Бюккдере на Босфоре, как всегда, пожелал своей сестре спокойной ночи и лёг спать. А на следующий день он не проснулся! Проходили дни и недели. Яни не пробуждался. Его искусственно подкармливали.

Проснулся Думас через шесть месяцев. Когда ему сказали. Что уже наступила осень, он не поверил. И только, посмотрел в зеркало и увидел на своём лице бороду, старик понял, что проспал полгода

Это совсем не удивительная для врачей история произошла недавно в Турции. Такой ненормальный, болезненный сон называют «мнимой смертью», летаргическим сном. Или просто летаргией.

В прошлом летаргический сон часто вызывали у очевидцев суеверный страх. Служил пищей для фантастических домыслов. Недаром у многих народов существуют сказки о спящих красавицах и заснувших богатырях.

В истории известны случаи очень глубокого длительного сна, когда в организме человека на долгое время замирают почти все жизненные процессы: он ничего или почти ничего не ощущает. Едва можно уловить дыхание и биение сердца. Стоит вспомнить хотя бы знаменитый рассказ Эдгара По «Преждевременное погребение».

Но, пожалуй, одним из самых «знаменитых» больных, впавших в летаргию, был В. Качалкин, управляющий одного имения. Он заснул в конце19 века и проспал до 1918 года. Сон длился более 20 лет! Всё это время он находился в психиатрической лечебнице.

Перед выздоровлением сон стал постепенно ослабевать. Иногда Качалкин просыпался только ночью. В полной тишине и темноте. От малейшего шума он сильно пугался и вновь крепко засыпал. Затем стал просыпаться и днём. В1918 году с Качалкиным много беседовал И.П.Павлов. Вот что он писал об этом человеке:

«…Мужчина 60 лет, 22 года лежавший в больнице настоящим живым трупом, без малейшего произвольного движения, без единого слова…Последние годы. Когда стал приближаться к 60 годам, начал делать всё более и более произвольных движений; в настоящее время встаёт с постели… говорит много и совершенно разумно…О прошлом своём состоянии говорил, что всё понимал что около него происходило, но чувствовал страшную неодолимую тяжесть в мускулах, так что ему было даже трудно дышать. И то было причиной, почему он не двигался, не ел и не говорил. Болезнь началась около 35 лет». Причина такого длительного частичного сна – заболевание мозга. Летаргический сон может появиться вследствие крайнего истощения нервной системы, после

Сильных и длительных волнений, после тяжёлой болезни. Иногда такой сон возникает при воспалительных процессах в мозгу.

Надо заметить, что как бы ни был глубок летаргический сон, врач всегда может определить, умер человек или спит.

По степени глубины летаргические сны бывают и поверхностные, и очень глубокие, когда жизнь в человеке едва теплится. Известны и такие случаи, когда летаргический сон возникал периодически. Один английский священник спал шесть дней в неделю, но каждое воскресенье вставал, чтобы поесть и отслужить обедню.

С 1942 года в одной из подмосковных лечебниц находился боец; привезённый прямо с поля боя, он много лет лежал без сознания, ничего не говорил, его с трудом кормили. Прошло восемнадцать лет, и только в 1960 году медицина победила: солдат пришёл в себя и вспомнил всё, что с ним было. Во время боёв под Москвой его тяжело контузило, и он впал в летаргический сон.

Другая более распространённая болезнь, связанная с ненормальным сном - лунатизм, или правильнее, снохождение. Луна к этой болезни не имеет отношения. Установлено, что лунатики ходят во сне, как в лунные, так и в безлунные ночи.

Известный русский биолог И.И.Мечников рассказывал: «Девушка (сиделка больницы) встаёт с постели и поднимается на чердачный этаж. Дойдя до верхней площадки лестницы, она открывает окно, выходящее на крышу, выходит из окна, гуляет по краю крыши на глазах другой сиделки, с ужасом следящей за нею, входит обратно в другое окно и спускается по лестнице. Она ходит бесшумно, движения её автоматичны, руки висят вдоль несколько наклонённого туловища; голову она держит прямо и неподвижно; волосы её распущены, глаза широко открыты. Она совершенно походит на фантастическое приведение».

Лунатик ничего не помнит о том, что с ним произошло. Иногда во время снохождения больные выполняют домашние работы, а, проснувшись утром, видят, что работа, которую намечали только сделать, уже выполнена. Раньше в таких случаях это приписывали «домовому».

Во время снохождения больной находится в особом состоянии, которое называется сумеречным. Больной автоматически совершает движения. Не сознавая их.

Известна ещё одна болезнь, связанная с нарушением механизма сна. Её, кстати, «открыл» Чарлз Диккенс. В своём знамением романе «Записки Пикквикского клуба» он вывел образ толстого лакея Джо, который тут же засыпал, где садился. Прошло полвека, и врачи описали такую болезнь. Её назвали - нарколепсия.

Эта болезнь проявляется в двух формах. Человек засыпает в любом положении и в самой необычной ситуации: в кино на прогулке, во время езды на велосипеде. Сон наступает мгновенно, с ним невозможно бороться.

Болезненный сон длится недолго. Человек просыпается. Если к нему притронуться.

Другой формой этого заболевания является внезапное ослабление мышц. Человек обычно при этом падает. А непосредственной причиной служат эмоции: например, большая радость и т.п. Люди, подверженные такому заболеванию, боятся бурно выражать свои эмоции. Наконец, нельзя не рассказать и о тех случаях, когда у человека совсем пропадает сон. В селе Благай (Герцеговина) живёт Франьо Микулич, который 22 года не знает, что такое сон. С именем этого человека связаны ещё два необычных свойства: удивительная память и способность производить в уме сложные арифметические подсчёты. Но Франьо не был таким от рождения.

Весной 1942 года, когда мальчику не был ещё семи лет, поблизости от него разорвалась ручная граната. Ребёнок оцепенел от страха, потом бросился домой. Вечером он напрасно старался уснуть - сон не приходил. Минули недели, месяцы, годы, но он так и не мог заснуть. – Время сделало своё дело,- говорит Франьо, - и за эти годы я привык к бессоннице. Я вполне здоров. Но я бы солгал, если бы сказал, что не ощущаю никакого неудобства: ведь нелегко проводить целые ночи в кровати без сна. Летом мне легче, особенно когда стоят тёплые ночи. Я гуляю, стараюсь не беспокоить своих домашних. После таких прогулок я чувствую себя способным заняться работой. Как правило, я никогда не ощущаю усталости.

У Микулича феноменальная память: без помощи карандаша и бумаги он выполняет четыре основных действия арифметики; он до сих пор помнит номера винтовок всех солдат своего взвода, хотя прошло уже более15 лет после демобилизации.

Микулич за несколько секунд перемножает в уме шестизначные числа. Поразительная история!


Малютина Наталья Владиславна

учитель химии и биологии

школы-гимназии № 6

им. Абая Кунанбаева

Предмет: Биология

Класс: 8 класс

Тема урока: «Сон и его значение»

Цель урока: Изучить физиологическую природу сна и сновидений, цикличность, изменения, происходящие в организме во время сна, его значение.

Основные образовательные задачи:

    Дать понятие о биологических ритмах.

    Раскрыть физиологическую природу сна, цикличность сна, изменения, происходящие в организме во время сна, его значение.

    Раскрыть гигиенические требования, обеспечивающие полноценный сон и активное бодрствование.

    Развитие навыков самостоятельной работы.

Основные воспитательные задачи:

    Сформировать материалистическое представление о единстве живой и неживой природы на основе общности элементного состава

    Развивать адекватную самооценку и взаимопроверку

Основные развивающие задачи – развить умение:

    Анализировать факты и делать выводы

    Работать с учебным текстом, выделяя главное

    Обобщать полученные знания, выстраивая их в логической последовательности

    Сообщать полученную самостоятельно информацию кратко, в доступной форме

Понятия: Биоритм, сон, медленный сон, быстрый сон, сновидения. Летаргия, вещие сны, электроэнцефалограмма.

Планируемый результат:

Знать: Биологические ритмы. Природа и фазы сна.

Методы обучения :

словесные: рассказ, эвристическая беседа;

наглядные: демонстрация слайдов

Методы и формы контроля:

устный опрос: индивидуальный, фронтальный, уплотненный;

проверка: устный, письменный опрос, самостоятельные практические исследования, репродуктивная воспроизводящая работа, самостоятельная работа,

программированный контроль: тестовая работа.

Оборудование : интерактивное оборудование, Презентация Microsoft PowerPoint

Тип урока: комбинированный

План урока

    Организационный момент

    Проверка ЗУН

    Мотивация к изучению нового материала

    Изучение нового материала

    Закрепление и обобщение нового материала.

    Рефлексия

    Подведение итогов урока, оценивание результатов, домашнее задание

Ход урока.

Сегодня мы с вами продолжим изучать высшую нервную деятельность человека и мне хотелось бы построить урок следующим образом, давайте сначала вспомним материал прошлых тем, что бы закрепить и усвоить основные термины и понятия. А затем перейдем к изучению нового материала.

При изучении любого предмета, есть своя терминология, которая используются только в нем, так называемый предметный язык и я думаю вы согласитесь что термины и понятия важно знать, а тем более уметь ими пользоваться. Вам было задано повторить тему «Поведение человека и рефлекс» Давайте в виде биологического диктанта проверим ваши знания. Откройте тетради для проверочных работ, запишите тему: Биологический диктант. Правила проведения проверочной работы.

Вопросы :

    Совокупность сложных психических и физиологических процессов, направленная на достижение определенной цели, называется….(поведением)

    Изучение особенностей поведенческих реакций человека, как сознательного существа, состоянием его души занимается наука…..(психология)

    Наука изучающая поведение человека и животных называется….(этиология)

    Какой ученый физиолог указал, что в основе психической и высшей нервной деятельности человека лежит рефлекторный механизм? (Сеченов И.М.)

    Рефлекс это- …..(ответная реакция организма на раздражитель)

    Эти рефлексы постоянны и не изменяются в течении всей жизни - ….(безусловные)

    Эти рефлексы не наследуются – (условные)

    К какому типу рефлекса можно отнести наши привычки? (условный)

    Этот тип рефлекса способствует приспосабливанию организма к условиям окружающей среды (условные)

    Назовите ученого, который ввел понятие высшая нервная деятельность. (И.П.Павлов)

Поменялись тетрадями, взяли ручку другого цвета и проверили работы.

На экране появляются правильные ответы.

Попробуйте определить к какой особенности высшей нервной деятельности относится данная ситуация

1. Малышу делала уколы медсестра в белом халате. Он всегда плакал при ее появлении. Уколы закончились, но рефлекс остался. Но со временем люди в белых халатах не будут вызывать у ребенка плач. Почему? определить к какой особенности высшей нервной деятельности относится данная ситуация

Ответ : у ребенка выработался условный рефлекс взаимосвязи белого халата с болью от укола. Боль - это защитный безусловный рефлекс. Со временем этот рефлекс затормозился, так как не подкреплялся безусловным раздражителем - болью. Допустим нянечка в детском саду тоже ходит в белом халате и у ребенка первые встречи с ней могли вызвать слезы, однако отсутствие укола со временем затормозили условный рефлекс.

2. На уроке учитель, объясняя тему урока, пошутил, вызвав смех всего класса, посмеявшись все продолжили работать, только один мальчик все никак не мог успокоиться, он продолжал посмеиваться и отвлекать одноклассников. С чем связана такая реакция ученика?

Ответ : Процесс возбуждения и торможения это два противоположных процесса. Шутка учителя вызвала рефлекторную реакцию – смех, в ходе осознания шутки началась реакция торможения, однако условный рефлекс индивидуален и у всех скорость затухания его различна.

3. Музыкант из духового оркестра был уволен за регулярные прогулы репетиций.Он решил отомстить… Он пришел на концерт и сел на первый ряд и когда концерт начался, вытащил из кармана пиджака лимон, разрезанный на дольки и начал его есть делая соответствующую гримасу. Концерт был сорван! Почему?

Ответ: Вид лимона вызвал у музыканта артистов условный рефлекс подкрепленный безусловным раздражителем – слюноотделение, что привело к невозможности продолжать концерт, так как игра на духовом инструменте подразумевает строгий контроль за слюноотделением.

Послушайте отрывок из произведения В.Катаева «Сон»

Создание проблемной ситуации:

«Бойцы конницы С.М.Буденного в течение трех суток выдержали 20 атак, к мукам жажды, голода и зноя прибавилось еще новое – мука борьбы с непреодолимым сном.

Атака кончилась. Бойцы едва держались в седлах. Не было никакой возможности бороться со сном. Наступал вечер. Сон заводил глаза. Веки были намагниченные. Глаза засыпали. Сердце, налитое кровью, затихало медленно, и вместе с ним останавливались и вдруг падали отяжелевшие руки, разжимались пальцы, мотались головы, съезжали на лоб фуражки.»

Проблемный вопрос:

? Как вы думаете, почему человек и животные не могут обходиться без сна?

Ответы учащихся:

- помогает восстановить силы, работоспособность

- дает возможность отдохнуть организму, набраться сил

- головной мозг отдыхает, когда человек спит

- а животным помогает пережить неблагоприятные условия

Учитель подводит к выводу: СОН – это наша потребность, это часть нашего жизненного ритма.

Хотелось бы обратиться к словам русского ученого физиолога Ивана Петровича Павлова:

« Нет ничего более властного в жизни человеческой, как ритм. Любая функция… имеет постоянную склонность переходить на свойственный ей ритм».

Сегодня мы с вами поговорим об удивительных особенностях высшей нервной деятельности человека. Мы поговорим с вами о сне и его значении для организма человека.

Откройте рабочие тетради, запишите число и тему урока.

Сколько в среднем человек отводит на сон?

Ответы учащихся

Зависит ли продолжительность сна от возраста?

До 18 часов спит новорожденный

Подростки около 8 часов

Взрослые не менее 7 часов в сутки

Во сне мы проводим треть своей жизни. Сон необходим нам как пища и вода. Если человек лишен сна три дня у него резко падает работоспособность, ухудшается память, нарушается внимание. А если человек лишен сна в течении 5 дней, у него могут наступить галлюцинации, сначала слуховые, а затем зрительные. Без сна человек может умереть от нервного истощения. . Выяснено, что самый длительный период, который человек выдержал без сна, составил 11 дней. Полностью лишенные сна экспериментальные животные погибали.

Не случайно в Древнем Китае одна из самых страшных казней была через лишение человека сна.

У человека сон протекает циклично.

Наука занимающаяся изучением сна называется сомнологией.

В настоящее время работу головного мозга и его активность можно зафиксировать при помощи электрического прибора электроэнцефалографа.

Электроэнцефалограмма - это графическая запись регистрирующая с помощью электрического прибора биотоки головного мозга, в данном случае в состоянии бодрствования и сна.

Демонстрация электроэнцефалограммы.

Работа с учебником стр 262 рис 141.

Цикл сна включает две фазы:

Первая фаза сна называется сном медленного движения глаз ортодоксальный или медленный сон. Во время этой фазы организм начинает постепенно засыпать, погружаясь в глубокий сон.

Первая фаза состоит из четырех стадий сна:

Первая стадия – неглубокий сон, во время которого человек дремлет – еще не спит, но уже и не бодрствует. Становятся активными мышцы подбородка и появляются медленные вращательные движения глазных яблок.

Вторая стадия первой фазы сна является более глубокой. Это уже настоящий здоровый сон: на ЭЭГ регистрируются так называемые сонные веретена.

Последующие третья и четвертая стадии медленного сна соответствуют все более и более глубокому сну. Физиологи иногда объединяют последние две стадии сна и называют его глубоким или медленным сном, потому что волны мозга имеют низкую частоту.

Вторая фаза сна носит название быстрый сон или парадоксальный. Почти все ночные сновидения приходятся на эту фазу сна. В это время мозг генерирует быстрые волны ЭЭГ, и движения глаз также становятся быстрее. Парадоксальный потому, что, несмотря на то, что человек спит, его мозг генерирует такие же быстрые волны, как и в состоянии бодрствования.

Исследования показали, что 75 % ночного времени приходится на МДГ-сон, остальное – на парадоксальный (быстрый) сон, в котором происходят сновидения. Однако спящий человек не остается непрерывно в каждой их фаз или стадий сна. Совершается цикл, в котором все фазы и стадии сна поочередно сменяют друг друга. Этот цикл называется архитектурой сна. БДГ-сон и МДГ-сон поочередно сменяют друг друга в течение ночи периодами длительностью от 80 до 100 минут. Наибольшая часть глубокого сна приходится на первую треть ночи, а большая часть БДГ-сна – на ранние утренние часы.

? Можно ли сон отнести к рефлексам? И какому типу рефлекса он относится

Как и все безусловные рефлексы, центр сна и бодрствования находится в стволе головного мозга. Исследования показали, что сон - это общее торможение клеток головного мозга, во время которого клетки головного мозга отдыхают. Торможение постепенно распространяется на значительную часть коры больших полушарий головного мозга.

Смена сна и бодрствования - это повторение природного ритма Земли - смена дня и ночи, к которому приспособлены все живые организмы. Даже среди людей есть совы и жаворонки. Жаворонок рано ложится, но и легко рано встает, а совы долго бодрствуют, но а утром любят подольше поспать.

И наконец сон - это привычка, рефлекс, выработанный на время, на обстановку

Однако, к сожалению различные нарушения сна встречаются достаточно часто, ну и первым из таких нарушений является конечно бессонница. Бессонница может быть связана со снижением физической активности и отсутствием физического труда, но такая бессонница в первую очередь поражает пожилых людей. Но бессонница может быть вызвана не только этим… Ночная работа, активная ночная жизнь большого города, все это нарушает режимы сна и бодрствования. Огромное количество информации, которую получает современный человек за день, все это нарушает нормальное течение нашего сна, в результате может возникнуть бессонница. Что же нужно делать для того, чтобы сон был нормальным и за время сна организм мог полностью восстановиться и подготовиться к следующему дню. Давайте мы с вами попробуем составить правила «Здорового сна»

Работа в парах (составление правил в рабочих тетрадях)

"Правила Здорового сна»

    Придерживаться режима – сон это часть суточного ритма и поэтому должен начинаться в определенное время.

    Вечерние часы это часы отдыха и расслабления – время предшествующее сну не должно быть заполнено какой либо бурной деятельностью, как то танцами, музыкой, всевозможными зрелищами какими то физическими упражнениями или нагрузками

В часы перед сном следует избегать тяжелой пищи, лучше ужинать часа за да до сна.

    Долой кофеин, алкоголь и никотин, такие напитки как чай, кофе, кока кола, содержат кофеин и оказывают стимулирующее действие на нервную систему. В результате мы взбудоражены и не можем уснуть

    Создайте себе хорошую обстановку для сна. Спать лучше в затемненной, тихой, хорошо проветриваемой комнате, кровать для сна должна быть достаточно широкой и удобной. Одежда для сна должна быть свободной и не сковывать движения, подушка не должна быть слишком высокой и жесткой.

    Необходимо соблюдать временные рамки сна.

Запомните еще такое правило: Сном как и пищей нельзя запастись впрок . Избыточный сон так же вреден для организма как и переедание.

Крепкий и здоровый сон обеспечит восстановление работоспособности головного мозга и предохранит его от чрезмерного перенапряжения. Недосыпание к сожалению одна из самых частых причин подростковых неврозов.

Еще в далекие времена люди верили снам. Считали, что сны могут быть «вещими», они могут предсказать человеку что-то.

Для вас приготовила сообщение на эту тему…

Существуют еще несколько более опасных нарушений сна. С ними вас познакомят…

Выступление учеников

»
Тема: Сон и сновидения.
Цель: Изучить явление сна.
Задачи:
1. Разъяснить физиологическую сущность сна, природу сна и сновидений, цикличность, его
значение в нормальном функционировании мозга;
2. Показать, что циклы сна и сновидения определяются как внутренними, так и внешними
факторами;
3. Познакомиться с теорией сновидений К. Юнга и З.Фрейда:
Ход урока
Мотивационно ­ организационный этап.
I.
Проверка домашнего задания, работа в группах, с последующим афишированием
результатов. (Задания для групп смотри в приложении 1)
Наружный хаос мрака и огня
Мой мозг вгоняет в четкие пределы
Дробит и клеит, разрушает смело
И вечно строит только для меня
Исполненные музыки, значенья,
Причудливые яркие миры-
Творения возвышенной игры,
Сооруженья внутреннего зренья.
Д. Леви (нейроэстетик)
Древние греки верили, что сны приносит и управляет сновидениями бог Гипнос. Людям,
живущим по совести он приносит облегчение и покой, охраняя их сны, и не впускает туда
чудовищ ада. Но к тем, кто живет неправедно приходят во сне Цербер (адский пес Аида)
и медузы горгоны терзающие душу но не плоть. Наверное, каждый из вас хоть раз в жизни
просыпался в холодном поту от ужаса или страха, кто – то, наоборот, видел хорошее и
просыпался с улыбкой, потому что, по мнению греков к нему являлся его сын бог Морфей,
который навевал только сладкие сны. А сколько людей видят вещие сны, известно, что
Менделеев увидел во сне периодическую таблицу, а Ферма доказал теорему, которую
пытаются доказать до сих пор. Тема сна находит свое отражение и в картинах художников,
например Сальвадор Дали в картине (как вы думаете, как называется картина?) «Сон,
навеянный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения» обратился к теме
сновидений.
II.
Операционно – исполнительный этап.
Если принять за данность, что средняя продолжительность жизни человека составляет 75

лет, то треть жизни 25 лет мы проводим в состоянии сна. Стадия дремоты появляется у детей в
возрасте 8­9 лет. До этого времени дети либо спят крепким сном, либо бодрствуют, они не
умеют по­настоящему дремать. Что же такое сон? Найдите определение сна в учебнике и
выпишите его в тетрадь. Сон ­ глубокое охранительное торможение, предотвращающее
переутомление и истощение нервных клеток. Сон­ это торможение клеток коры больших
полушарий головного мозга, но не всех. Во время сна активность головного мозга не
прекращается, а лишь перестраивается. Всякий сон есть разговор самого с собой, поэтому все
чудеса, которые мы видим это наши мысли, чувства и переживания.
Сон протекает в несколько стадий, называемых фазами. (прочитайте в учебнике на стр. о
характерных особенностях сна и заполните схему)
Фазы сна
Медленный сон Быстрый сон
сердцебиение и обмен сердцебиение усиливается
веществ замедляется приходят сновидения
Итак что же такое сон?(ответы учащихся)
Все животные видят сны, хищники чаще, чем жертвы. Все из­за того, что хищники меньше
опасаются за свою жизнь, а значит могут позволить себе расслабиться(пример кошки). Даже
не родившийся малыш видит сны. Фаза быстрого сна помогает развитию мозга, поэтому до
двух лет у ребенка преобладают сновидения. У взрослого же человека фаза сновидений
составляет всего 25 % от общего количества сна. Во время фазы медленного сна у нас
останавливается дыхание примерно на 10 секунд в среднем 5 раз за ночь, с возрастом
количество таких остановок дыхания увеличивается. А любители поспать видят сны в 2 раза
чаще, чем те, кто мало спит. Чаще яркие многоцветные сны видит лентяй и бездельник,
потому, что быстрый сон это тренировка тех центров мозга, которые отдыхали днем.
Сновидения – нормальная психическая деятельность мозга, протекающая во сне и
связанная с комбинацией осознанных и неосознанных явлений внешнего мира и
физиологическими процессами организма.(определение биологический
энциклопедический словарь). В состоянии сна сознание общается с подсознанием, в
результате мы видим вещие сны, те которые сбываются, уже доказано, что по­ настоящему
вещие сны человек за всю жизнь может увидеть один­ два раза. Причины сновидений
объясняли по­разному, особенно интересные теории сновидений Зигмунда Фрейда и Карла
Юнга. С теорией сновидений З.Фрейда нас познакомит Шамсутдинов Руслан. С теорией
сновидений Карла Юнга Тимошенко Александр.
Итак, в чем же основное отличие теории сновидений Фрейда и Юнга? Вспомните ваше

домашнее задание, посмотреть фильм « Астрал», как вы думаете в чью, из предложенных
теорий укладывается действие фильма? Почему?
III.Рефлексия.
А какая из теорий сновидений вам ближе? Верите ли вы в вещие сны?
Домашнее задание. На следующем уроке мы будем изучать нарушения сна, гипноз и
летаргические состояния, подготовьтесь, прочитав учебник и обратитесь к другим источникам.
Приложение 1
Задания для проверки домашней работы
1 группа
Малышу делала уколы медсестра в белом халате. Он всегда плакал при ее появлении.
Уколы закончились, но рефлекс остался. Но со временем люди в белых халатах не будут
вызывать у ребенка плач. Почему?
2 группа
Урок труда. Девочки вяжут. Вдруг с улицы раздается громкий, резкий звук. Все бегут
смотреть, побросав свои работы. Чем вызвано такое поведение?
3 группа
Собака становилась на задние лапы, выпрашивая лакомство. Но вдруг стала так же,
выпрашивать прогулку, хотя ее этому не учили. Объясните почему?
4 группа
Птица подлетает к гнезду, птенцы раскрывают клюв. Схватив пищу, птенцы
отворачиваются от матери. Назовите форму поведения.
Раздаточный материал урока предлагается отдельно.

Список использованной литературы.

План- конспект открытого урока по экологии человека

Учитель биологии МОУ "сош № 67" Кировского района г.Саратова:

Щекотурова Юлия Сергеевна

Класс: 8

Тема: Сон и сновидения.

Цель : Изучить явление сна, п ознакомить учащихся с физиологической природой сна, причинами нарушений сна.

Задачи :

    Разъяснить физиологическую сущность сна, природу сна и сновидений, цикличность, его значение в нормальном функционировании мозга;

    Показать, что циклы сна и сновидения определяются как внутренними, так и внешними факторами;

3.Познакомиться с теорией сновидений К. Юнга и З.Фрейда.

Тип урока : комбинированный (первичное изучение нового материала и первичное закрепление)

Методы обучения : частично – поисковый.

Формы организации познавательной деятельности : фронтальная, индивидуальная.

Оборудование. : таблицы и иллюстрации по природе сна, расстройствам сна, ноутбук, ММП: презентация Microsoft Power Point «Гигиенический режим сна- составляющая здорового образа жизни»

Ход урока:

1.Мотивационно - организационный этап.

Вступительное слово учителя : Сегодня мы проводим урок-путешествие по страницам природы сна и сновидений. Перед нами стоит задача: познакомиться с физиологической природой сна.

Тема урока: "Гигиенический режим сна- главная составляющая здорового образа жизни " (СЛАЙД 1)

"Врачующий бальзам больной души,

Сон- это чудо матери- природы

Вкуснейшее из блюд в земном пиру"

В.Шекспир

(СЛАЙД 2)

Если принять за данность, что средняя продолжительность жизни человека составляет 75 лет, то треть жизни 25 лет - мы проводим в состоянии сна.

Учитель: Открываем первую страницу нашего путешествия:

Что же такое сон? Найдите определение сна в учебнике на странице 117.

Учитель: Ребята, а как вы понимаете, значение слова "сон". Что для вас значит это слово?

Сон- это физиологическое состояние мозга и организма человека, а также животных, внешне характеризующееся обездвиженностью организма. (запись в тетрадях) (СЛАЙДЫ 3,4)

Учитель: Открываем вторую страницу нашего путешествия:

Потребности во сне: (запись в тетрадях ) (СЛАЙД 5)

Новорожденные- 16- 20 часов в сутки

1 год – 14-15 часов

6-9 лет – 11-12 часов

14-18 лет – 9-10 часов

Взрослые – 7-8 часов

Учитель: Открываем третью страницу нашего путешествия:

«Значение сна для организма».

Мне снится сон, что сплю я непробудно,
Что в грезы я надежно погружен.
И на меня ласкательно и чудно
Надежды тень навеял этот сон.

Учитель: Регулярная смена сна и бодрствования - это необходимый суточный цикл любого живого организма. Без сна жизнь немыслима. В проведенных опытах собака без пищи могла прожить 20-25 дней, хотя при этом теряла 50% веса, а собака, лишенная сна погибала на 12 день, хотя в весе теряла всего 5%. Бессонница мучительна. Неслучайно в древнем Китае приговаривали к смертной казни лишением сна, насильственное лишение сна - для человека один из видов пыток.

Сон непреодолим.

Учитель: Вот так рисует картину непреодолимого сна В.Катаев в рассказе «Сон»:

«Бойцы конницы Буденного в течение трех суток выдержали 20 атак.…К мукам жажды, немоты, голода и зноя прибавилась еще новая мука - мука борьбы с непреодолимым сном. Атака закончилась. Бойцы едва держались в седлах, не было никакой возможности бороться со сном. Наступал вечер. Сон заводил глаза. Веки были как намагниченные. Глаза засыпали. Сердце, налитое кровью, тяжелой, неподвижной, как ртуть, затихало медленно, и вместе с тем останавливались и вдруг падали отяжелевшие руки, разжимались пальцы, мотались головы, съезжали на лоб фуражки».

Ф.М.Тютчев писал: «Древние раны - сном лечи». Сон восстанавливает умственные силы и недаром в народе говорят: «Утро - вечера мудренее».

Учитель: Итак, без сна у человека плохое самочувствие, настроение, нарушается память

Так в чем же значение сна для человека? (запись в тетрадях)

Значение сна: (СЛАЙД 6)

1. Понижается обмен веществ

2.Снижается частота сердечных сокращений

3.Дыхание поверхностное и редкое

4.Снижается температура тела

5.Повышается работоспособность

6.В процессе сна создается чувство бодрости

И, конечно, замечали, что спать хочется, когда тишина, тикают часы или капли дождя ударяют в оконное стекло. Сонливость вызывает стук колес в поезде. Какова же природа сна?

Учитель: Открываем четвертую страницу нашего путешествия:

«Природа сна». (СЛАЙДЫ 7,8,9)

Чтобы понять природу сна, людей будили в период быстрого сна, днем эти люди были раздражительными, на пятые сутки у таких людей наблюдалось расстройство памяти

Сон протекает в несколько стадий, называемых фазами. (прочитайте в учебнике на странице 117 и заполните схему)

Фазы сна

Медленный сон Быстрый сон

сердцебиение и обмен сердцебиение усиливается

веществ замедляется приходят сновидения

Все животные видят сны, хищники чаще, чем жертвы. Все из-за того, что хищники меньше опасаются за свою жизнь, а значит могут позволить себе расслабиться(пример кошки). Даже не родившийся малыш видит сны. Фаза быстрого сна помогает развитию мозга, поэтому до двух лет у ребенка преобладают сновидения. У взрослого же человека фаза сновидений составляет всего 25 % от общего количества сна. Во время фазы медленного сна у нас останавливается дыхание примерно на 10 секунд в среднем 5 раз за ночь, с возрастом количество таких остановок дыхания увеличивается. А любители поспать видят сны в 2 раза чаще, чем те, кто мало спит. Чаще яркие многоцветные сны видит лентяй и бездельник, потому что быстрый сон это тренировка тех центров мозга, которые отдыхали днем.

Когда засыпает человек, то сразу наступает медленный сон, а через 1,5 часа - наступает быстрый сон. При медленном сне у человека частота пульса падает, дыхание становится реже, мышцы расслабляются. При быстром сне, который продолжается 10-15 минут, активизируется деятельность всех внутренних органов. Быстрый сон яркий, фантастический по содержанию. Медленный сон очень полезен. Это глубокий, отдыхающий сон. Неслучайно древневосточные врачи рекомендовали ложиться стать сегодня, а не завтра. Сон до полуночи - самый полезный сон.

В коре головного мозга находится центр сна и бодрствования.

Смена сна и бодрствования - это повторение природного ритма Земли - смена дня и ночи, к которому приспособлены все живые организмы. Даже среди людей есть совы, жаворонки и голуби. Жаворонок рано ложится, но и легко рано встает, а совы долго бодрствуют, но а утром любят подольше поспать. У голубей наибольшая активность в середине дня.

Одна из причин сна является усталость.

И наконец сон - это привычка, рефлекс, выработанный на время, на обстановку. Если человек привыкает ложиться спать в одно и тоже время, и даже если не устал, то все равно в определенный час наступает сонливость. Сон - это торможение клеток коры больших полушарий головного мозга.

Учитель: Открываем пятую страницу нашего путешествия:

"Теория сна": (СЛАЙДЫ 10,11)

Сон - это торможение клеток коры больших полушарий головного мозга нейронов),выработка гипнотоксинов, отравляющих на время клетки головного мозга. Во время сна активность головного мозга не прекращается, а лишь перестраивается.

Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.

И снится чудный сон Татьяне,
Ей снится, будто бы она
Идет по снеговой поляне,
Печальной мглой окружена.

«Евгений Онегин» А.С.Пушкин

Учитель: Открываем шестую страницу нашего путешествия:

"Вещие сны": (СЛАЙДЫ 12,13)

Учитель: Еще в далекие времена верили снам. Считали, что сны могут быть «вещими», они могут предсказать человеку что-то.

Увидел во сне речку - к разговору, мясо - к болезни, яблоко - явится кто-то. В чем причина такого совпадения?

Дело в том, что в снах отражаются наши чувства. Часто снится то, чего мы очень хотим, или, наоборот, то, чего мы опасаемся. Это и дает нам повод судить о том, что сны сбываются, что они «вещие». Сколько людей видят вещие сны, известно, что Менделеев увидел во сне периодическую таблицу, а Ферма доказал теорему, которую пытаются доказать до сих пор. Тема сна находит свое отражение и в картинах художников, например Сальвадор Дали в картине (как вы думаете, как называется картина?) «Сон, навеянный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения»

Каждый человек видит сны, но многие их забывают. Часто думают, что сон длится секунды, но это не так. Сколько времени события занимают в реальной жизни, такова и продолжительность сна. Но многое во снах и сновидениях остается для человека загадкой. Почему все-таки сон может быть вещим?

Учитель: Сон - это показатель физического и психического состояния здоровья человека. И если Тютчев писал: «Древние раны сном лечи», то сон заменить ничем нельзя. Недосыпание, как и длительный сон, вредно организму. Недосыпание и длительный сон делают человека вялым, ленивым.

Сонливость - это результат переутомления, усталости, а бессонница - это признак различных болезней. И.П.Павлов сонливость назвал просьбой организма об отдыхе.

Учитель: Открываем седьмую страницу нашего путешествия:

«Нарушения сна». (СЛАЙД 14)

Из истории....

И.П.Павлов наблюдал за больным, который заснул в 1898 году и проспал 20 лет. Во сне он состарился. Спал беспокойно, глаз не открывал, в сознание не приходил, но мог иногда подниматься и грызть семечки.

В 1963 году молодая аргентинка, узнав об убийстве Джона Кеннеди, заснула на 13 лет.

Бразильская певица Сантос после автомобильной катастрофы, получив травму головного мозга, погрузилась в глубокий сон. Она спала 7 лет и в 1976 году проснулась.

20 лет непробудным сном проспала Надежда Лебедин. Родственники уже надежду потеряли, она открыла глаза спустя 20 лет, как заснула. Она выглядела на 34 года, хотя ей уже было 54 года. Все 20 лет, пока она спала, у нее прощупывался пульс, дыхание было замедленное. Первые два года ей пищу вводили через зонд, но потом Надежда стала сама принимать пищу из ложечки, правда пищу предварительно измельчали.

Слово учителя: В чем причина такого состояния человека? Ведь его в данный момент легко принять за умершего.

Любой сон более 24 часов - это летаргический сон.

1.Летаргия - в переводе с греческого означает спячка.

Летаргия- это болезненное состояние неподвижности, внешне напоминающее сон.

Летаргия- это глубокое торможение двигательных областей коры. При таком состоянии пульс едва улавливается, дыхание слабое, температура тела понижается. Причина летаргического сна - истерия, шизофрения, т.е. сильное расстройство нервной системы.

2.Л унатизм (сомнамбулизм)

Лунатики во время ночного сна автоматически совершают сложные движения. Во время сна они одеваются, передвигаются, блуждают. Такое явление наблюдается у повышенно возбудимых детей.

Пожалуй, ничего человеку не отравляет так жизнь, как невозможность легко и быстро вечером заснуть и проспать глубоким сном целую ночь. Это может подтвердить любой человек, которого мучает бессонница.

3.Бессонница Бессонница часто возникает от переутомления

Как же можно избавиться от бессонницы?

Учитель : Нельзя прибегать к снотворным препаратам. Как вы думаете, почему?

Очень полезна перед сном прогулка на свежем воздухе, а также, чтобы избавиться от бессонницы, можно на ночь выпить чай с медом.

Слово учителя: Со сном связано еще одно понятие- ГИПНОЗ.

Гипноз в переводе с греческого означает сон. Если загипнотизированному взрослому человеку внушить, что он ребенок 4-х лет, то взрослый человек в гипнотическом состоянии будет вести себя, как ребенок. Сила внушения велика.

Сейчас широко используют электросон.

4.Гиперсомния - повышенная сонливость

Учитель: Открываем восьмую страницу нашего путешествия:

«Гигиена сна ». (страница 118 учебника- прочитать) ; (СЛАЙД 15)

1.продолжительность сна - не менее 8 часов

2.перед сном проветривать комнату

3.не есть на ночь

4.ложиться спать в одно и тоже время

5.исключить воздействие раздражителей(шум, яркий свет, громкая музыка)

6.удобная кровать с жестким матрацом

7.плоская подушка или отсутствие ее совсем

Учитель: Открываем девятую страницу нашего путешествия:

"Сновидения" (СЛАЙД 16)

Сновидения нормальная психическая деятельность мозга, протекающая во сне и связанная с комбинацией осознанных и неосознанных явлений внешнего мира и физиологическими процессами организма. (определение биологический энциклопедический словарь). В состоянии сна сознание общается с подсознанием, в результате мы видим вещие сны, те которые сбываются, уже доказано, что по- настоящему вещие сны человек за всю жизнь может увидеть один- два раза. Причины сновидений объясняли по-разному, особенно интересные теории сновидений Зигмунда Фрейда и Карла Юнга.

-Рефлексия.

Верите ли вы в вещие сны? , в сновидения?

-Закрепление: (СЛАЙД 17)

Ответьте на вопросы:

1. Что такое сон? Почему он необходим?

2. Что помогает наступлению сна?

3. Почему недосыпание отрицательно сказывается на здоровье человека?

4. В какую стадию сна бывают сновидения?

5. Что происходит во время сна?

6. Чем быстрый сон отличается от медленного сна?

- Подведение итогов урока. Выводы....

- Домашнее задание : прочитать параграф 28, подготовить сообщение об одном из видов нарушений сна (СЛАЙД 18)

- Выставление оценок. Комментарии оценок...

Урок домоводства в 6 классе

коррекционной школы 8 вида.

Разработала учитель первой категории

Акимова Т.А.

«Русско-Акташская школа-интернат».

Тема урока: Сон – здоровье человека, обустройство комнаты для сна

Цель: дать определение сна и его значения для жизни человека.

Задачи:

Коррекционнообучающая: способствовать формированию умения

Коррекционноразвивающая: Расширять активный словарь, развивать умение делать словесно – логическое обобщение.

Коррекционновоспитательная: вырабатывать

Оборудование: таблички для стенда «сегодня на уроке»

Знать

Научиться: соблюдать гигиенические нормы для сна и отдыха человека.

Вырабатывать: положительные привычки поведения.

Сон

Бессонница – расстройство сна.

Режим сна

Что есть сон?

Для чего человек спит

Ход урока:

    Организация учащихся: 3 мин

Работа с дежурным: отметить отсутствующих, раздать тетради и необходимый инвентарь, настроить на помощь учителю.

    Актуализация опорных знаний. 5 - 7 мин

С давних времен человек обустраивает свое жилище, вспомните

    для чего древнему человеку понадобилось жилище,? (Для защиты от холода, от диких животных, от врагов, от воров)

    изменилось ли что-нибудь с тех пор в назначении жилища? (Нет)

    о чем мы говорили с вами на прошлом уроке? (планировка квартиры)

    современная планировка жилища, отличается от старинной? (конечно)

давайте проверим, как вы усвоили знания на прошлом уроке, для этого мы выполним тестовые задания.

Выполнение тестовых заданий.

    Сообщение темы и задач занятия.

Мы с вами вспомнили, как бывают обустроены прихожии и гостинные комнаты, справились вы с этим хорошо.

А сейчас я приглашаю вас заглянуть в кладовую народной мудрости!

(учитель предлагает учащимся выбрать из красивого мешочка коробочки от киндер-сюрпризов, в которые вложены пословицы, разрезанные на фразы)

составьте, пожалуйста, из предложенных слов пословицы.

    Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

    Чем меньше сон, тем слаще он.

    Сон лучше всякого лекарства.

    Пришел сон из семи сел, пришла и лень из семи деревень.

    Много спать - мало жить, что проспано, то прожито.

    Сон, что богатство, чем больше спишь, тем больше хочется.

    Сон не богатит.

Учитель: Скажите, пожалуйста, о чем все эти пословицы, какая тема их объединяет? (о сне).

А вы задумывались - почему человек спит? в некоторых пословицах говориться, что много спать и богатым не быть, и мало жить. То есть сон для человека вреден. А в другой пословице говориться, что сон лучше всякого лекарства. Как вы думаете, кто прав?

Сегодня на уроке мы попробуем разобраться в этом вопросе.

Тема урока: «Сон - здоровье человека» (Постановка задач на урок)

Мы узнаем, что такое сон с научной точки зрения, узнаем, какое значение для человека имеет сон, может ли человек жить без сна.

Научимся по правилам организовывать свой сон и место для сна.

(открыть цели на стенде «сегодня на уроке»)

    Сообщение теоретических сведений. Беседа. 10 - 20 мин

Сейчас мы послушаем рассказ учителя биологии высшей категории Шевяхову Юлию Олеговну о сне как естественном состоянии человека.

После просмотра ролика я задам вам вопросы: подчеркнутые ниже по тексту

(Просмотр видео ролика до середины)

Ответы на вопросы к ролику

Что есть сон? (Сон - необходимое для отдыха состояние человека)

Для чего человек спит? (сон предохраняет нервную систему и весь организм от переутомления, отдыхает мозг, мышцы, налаживается работа органов, которые активно работали во время бодрствования, систематизируется информация, стирается ненужная информация, остается в памяти только нужная для её дальнейшей жизнедеятельности)

Может ли человек жить без сна? (без сна человек может умереть от нервного истощения, или могут начаться психические расстройства)

Одним из таких расстройств является бессонница (просмотр 2 части видео ролика)

Сейчас вам нужно внимательно посмотреть и запомнить какие правила необходимо выполнять, что бы, не было психических расстройств

И так, что же влекут за собой нарушения сна? (бессонницу)

    Придерживаться режима

    Вечерние часы - время для отдыха и расслабления

    Долой кофеин, алкоголь и никотин

    Создайте себе хорошую обстановку для сна.

    Необходимо соблюдать временные рамки сна.

Словарная работа (открыть слова на стенде «сегодня на уроке»)

Сон – состояние человека, при котором отключается активная работа головного мозга, замедляются процессы кровообращения, дыхания, расслабляются мышцы.

Бессонница – расстройство сна.

Режим сна – засыпать и просыпаться в одно и то же время.

(запись в тетрадь словарных слов )

Способствовать формулировке вывода по теме урока учащимися .

И так, что нового и полезного для себя вы узнали сегодня на уроке?

(Что такое сон, что он необходим человеку, что нужно соблюдать режим сна)

    Моделирование реальных ситуаций. Упражнения на закрепление знаний.

Применение в жизни полученных ЗУН.

Истории из жизни школьников

Контрольная работа.

Завтра контрольная работа по математике. Дима точно знал, что, не зная таблицу умножения, ему будет тяжело решить любое задание. Но мама твердо сказала, что без пятерки по математике, нового телефона ему не видать как своих ушей. Дима решил, что выучит эту несчастную таблицу умножения. Что он, хуже других что ли? Он даже на прогулку с друзьями не пошел, и спать лег после всех, всё учил и учил. Утром, когда все дети собирались на уроки, Дима не мог проснуться. Собравшись кое – как, плохо позавтракав, он поспешил на урок.

Едва выполнив первое задание, Дима крепко заснул.

Почему Дима уснул на уроке?

Что он сделал не правильно и как бы вы поступили на его месте?

Поход.

Завтрашний день обещал быть интересным, веселым и запоминающимся. Начинались летние каникулы, и Маша со своими одноклассниками уходила в поход. Сегодняшний день был посвящен сборам. Маша готовила угощения для пикника, подбирала игры для веселой компании, готовилась петь песни у костра. Приготовления закончились очень поздно, Маша валилась с ног от усталости и очень быстро заснула. Спала Маша очень плохо, ей снились кошмары, то она тонула в реке, то на нее нападали дикие звери, то ураган разнес весь палаточный лагерь. Наутро Маша проснулась с плохим настроением. Она плохо себя чувствовала и предстоящее мероприятие не казалось ей таким заманчивым.

Почему сон Маши был не спокойным, что мешало ей выспаться?

    Подведение итогов урока.

Сделать вывод .

чему учились,

чему научились

Знать - что такое сон с научной точки зрения

Научиться соблюдать гигиенические нормы для сна и отдыха человека.

Вырабатывать положительные привычки поведения.

Тема урока:

    Придерживаться режима . (Так же как и в питании, организм готов к приему пищи, так же готовиться к отдыху)

    . (Тихие спокойные игры, позитивные фильмы, тихая мелодия)

    . (возбужденные - не можем уснуть)

    (хорошо проветренная комната, чистая уютная просторная кровать, не высокая подушка, сон на правом боку)

    (лишний сон так же вреден как и переедание).

Тема урока: Сон – здоровье человека, обустройство комнаты для сна

    Придерживаться режима . (Так же как и в питании, организм готов к приему пищи, так же готовиться к отдыху)

    Вечерние часы - время для отдыха и расслабления . (Тихие спокойные игры, позитивные фильмы, тихая мелодия)

    Долой кофеин, алкоголь и никотин . (возбужденные - не можем уснуть)

    Создайте себе хорошую обстановку для сна. (хорошо проветренная комната, чистая уютная просторная кровать, не высокая подушка, сон на правом боку)

    Необходимо соблюдать временные рамки сна. (лишний сон так же вреден как и переедание).

Тема урока: Сон – здоровье человека, обустройство комнаты для сна

    Придерживаться режима . (Так же как и в питании, организм готов к приему пищи, так же готовиться к отдыху)

    Вечерние часы - время для отдыха и расслабления . (Тихие спокойные игры, позитивные фильмы, тихая мелодия)

    Долой кофеин, алкоголь и никотин . (возбужденные - не можем уснуть)

    Создайте себе хорошую обстановку для сна. (хорошо проветренная комната, чистая уютная просторная кровать, не высокая подушка, сон на правом боку)

    Необходимо соблюдать временные рамки сна. (лишний сон так же вреден как и переедание).

Выполнение тестовых заданий:

    выбрать правильный ответ;

    угадать слово;

    указать соответствие.

Составить выражение из заданных слов

Просмотр видео ролика, ответы на вопросы.

Чтение текста, ответы на вопросы.

Что есть сон?

Для чего человек спит?

Может ли человек жить без сна?