Портфолио воспитателя на высшую категорию готовое. Готовое электронное портфолио воспитателя детского сада

Статья 121. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

1. Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

2. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются указанными органами на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, настоящим Кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации.

Статья 122. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей

1. Должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в пункте 1 статьи 121 настоящего Кодекса, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

Орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.

2. Руководители воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения.

3. Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, обеспечивает устройство ребенка (статья 123 настоящего Кодекса) и при невозможности передать ребенка на воспитание в семью направляет сведения о таком ребенке по истечении указанного срока в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для учета в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Порядок формирования и пользования государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, определяется федеральным законом.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 1998 года Федеральным законом от 27 июня 1998 года N 94-ФЗ)

4. За неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, за предоставление заведомо недостоверных сведений, а также за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью,руководители учреждений и должностные лица указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи органов привлекаются к ответственности в порядке, установленном законом (пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 1998 года Федеральным законом от 27 июня 1998 года N 94-ФЗ).

Статья 123. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей

1. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения) (абзац дополнен с 6 января 2000 года Федеральным законом от 2 января 2000 года N 32-ФЗ).

Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законами субъектов Российской Федерации.

При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

2. До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в учреждения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.

Комментировать статью "Семейный кодекс.
Глава 18. Выявление и устройство детей, Оставшихся без попечения родителей"

При этом, по сообщению Елены Альшанской, возглавляющей при департаменте Общественный совет по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и детей...

Проект № 1048557-6 «О внесении изменений в статьи 15 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"», далее также – «Закон о системе «Контингент», или «Контингент» Президентом не подписаны. В чём причина? Законопроект принят в третьем чтении Государственной Думой, утвержден Советом Федерации 23 декабря 2016 г. Запланирован был к введению в действие с 01 сентября 2017 года...

Тем, кто никогда не сталкивался с опекой, необходимо знать, какая она - Curatoria vulgaris, нарушающая все законы, как письменные, так и человеческие. Кто знает, какие бумажки о вас лежат у нее на полках... Александр Коваленин, РВС Недавно в «Прямом эфире» мне пришлось оппонировать опеке. Ведут они себя настолько типично, что этот ролик может служить наглядным пособием: «Опека обыкновенная (Curatoria vulgaris)». Тем, кто не сталкивался, полезно получить живое впечатление. Этот надменный...

«Солнечный город» (СГ) хочет конкурировать с государством на рынке содержания детей. Марина Аксёнова начала раскрутку проекта "фостерных семей", поддержанного мэрией Новосибирска. Опубликованы статьи на "Сибмаме" [ссылка-1] , и в "Тайге" [ссылка-2] . В изложении М.Аксёновой это в первую очередь выглядит как просто частный приют для трудной жизненной ситуации. Хотя другое его использование тоже особо не скрывается. Чтобы его объяснить, надо сделать предисловие. 1. Наличие рынка...

Вместо конституционной обязанности по защите семьи система государственной опеки разворачивается в сторону отобрания детей из трудно живущих семей в пользу богатых опекунов, считает эксперт общественной организации защиты семьи «Родительское всероссийское сопротивление» (РВС) Александр Коваленин Как члену Общероссийской общественной организации защиты семьи «Родительское всероссийское сопротивление» (РВС), мне приходится разбирать жалобы родителей на органы опеки в случаях помещения детей без...

Телеканал TLC и журнал «Русский репортер» провели предпремьерный показ документального проекта «Реальное усыновление», снятой продакшн-студией журнала «Русский репортер» при поддержке благотворительного фонда «В ответе за будущее» и Фонда Владимира Смирнова. Телевизионная премьера шестисерийного проекта состоится 21 сентября на TLC. Гостями вечера стали герои и создатели проекта, представители московских властей, а также люди, известные своей помощью детям-сиротам, в том числе актриса Ольга...

Гм... Нашла правовой акт... Относительно недавно в Семейный кодекс РФ внесли изменения. Статья 122. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей. 1. Должностные лица организаций (дошкольных образовательных организаций...

Анализ закона о фостерных семьях Не так давно под руководством депутата Государственной думы Ольги Баталиной разработан законопроект о так называемых фостерных (профессиональных) семьях [ссылка-1] . Собственно, институт платного родительства существует у нас уже несколько лет, но новый баталинский законопроект существенно усиливает все недостатки нынешних форм возмездного опекунства. Сейчас в семью ребенка за деньги могут взять опекуны. Они же - в отличие от настоящих приемных родителей...

В определении места жительства дети -сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не достигшие совершеннолетия, зависимы от избранной им формы устройства и места жительства законных представителей.

Встреча Морозовых на вокзале [ссылка-1] 7 августа закончилось ещё одно дело по восстановлению семьи, которым полгода занимались Челябинское и Новосибирское областные отделения Родительского Всероссийского Сопротивления (РВС). Жительница одного из посёлков Увельского района Челябинской области Светлана обратилась в РВС в феврале. В позапрошлом году жизнь заставила Светлану уехать с сыном в Новосибирскую область, где она стала жертвой наигранной комбинации районных органов опеки и неведомых...

Отдел защиты прав детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей По общим вопросам, связанным с процедурой семейного устройства Вы можете написать Елене на почту [email protected] или позвонить на бесплатную горячую линию " Дети в семье" 8-800-700-88-05.

Уже неделю изучаю вопросы, связанные с этой темой. Пока вот это пригодится: Усыновление Семейный Кодекс, «Правила передачи детей на усыновление», утвержденные постановлением Правительства №275 правила ведения банка данных о детях, лишенных родительского попечения Федеральный банк данных о детях, подлежащих устройству в семьи: [ссылка-1] База мин образования [ссылка-2] [ссылка-3] Школа приемных родителей. Есть очная и очно-заочная форма. 10 недель. [ссылка-4] Школа приемных родителей На...

Начинаем публикацию выдержек из общественного заключения по проекту № 3138-6 Федерального Закона «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Проект № 3138-6 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 1) Из Статьи 1. Следует, что доступ к решению детских судеб получают и международные некоммерческие (общественные) организации. 2) Статьёй 2 законопроекта...

Семейный кодекс. Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей: Выявление и защита детей оставшихся без попечения родителей. Опека, попечительство, усыновление, приёмная семья. (с изменениями от 28 декабря 2004 года)...

2. Обеспечение детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилыми помещениями осуществляется в соответствии с законодательством. 3. В соответствии с требованиями Семейного кодекса Российской Федерации опекуну (попечителю) назначается...

Усыновление – одна из возможных форм устройства судьбы ребенка, оставшегося без попечения родителей. В семейном кодексе РФ записано: «усыновление – это установление между усыновителем (его родственниками) и усыновленным ребенком (его потомством) правоотношений (личных и имущественных), аналогичных существующим между кровными родителями и детьми». Усыновление является предпочтительной формой воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Дети, в отношении которых допускается усыновление...

По данным из формы отчетности 103-РИК Федерального государственного статистического наблюдения "Сведения о выявлении и устройстве детей и подростков, оставшихся без попечения родителей ".

"Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается".

Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.

Кроме вышеназванных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, существуют и иные формы, не получившие четкого законодательного закрепления и широкого распространения в практике.

К таким формам устройства детей можно отнести патронат - это форма воспитания, при которой дети, лишившиеся родительского попечения, передаются на воспитание в семьи граждан по договору, заключаемому уполномоченным государственным органом и лицом (патронатным воспитателем), выразившим желание взять ребенка на воспитание. Патронатному воспитателю выплачивается определенное вознаграждение, а он обязуется воспитывать и содержать ребенка как члена своей семьи и признается опекуном (попечителем) своего воспитанника. Под патронат передаются дети, не имеющие определенного статуса или если их статус не позволяет передать на опеку или усыновление. Эта форма основана на разграничении прав и обязанностей по защите прав ребенка между родителями (если они имеются и не лишены прав), уполномоченной службой органа опеки и патронатным воспитателем.

Патронат - форма заменяющая временное содержание в приюте и часто используется как переходная форма к опеке или усыновлению, после получения ребенком соответствующего статуса. Срок помещения ребенка под патронат может быть разным, и зависит от ситуации. Ответственность разделена между патронатным воспитателем, уполномоченным государственным органом, родителями ребенка и территориальными органами опеки. Патронат - это самая «гибкая» форма устройства, на которую можно поместить ребенка любого возраста, вне зависимости от его юридического статуса, состояния здоровья и на любой срок (от 1 дня до достижения ребенком 18 лет).

К положительным сторонам патроната можно отнести так же то, что появляется возможность помочь ребенку в любой ситуации, не нужно держать ребенка в приюте и ждать годами, когда суд, наконец, примет решение о статусе его родителей, либо не изымать из семьи и ждать, когда появятся очевидные доказательства насилия, впервые появляется шанс у больного ребенка, оставшегося без родителей, тоже найти семью (в этом случае важно, что уполномоченное учреждение возьмет на себя значительную часть забот о здоровье и обеспечении ребенка).

Патронат осуществляется на возмездной основе. Патронатному воспитателю платится заработная плата и засчитывается трудовой стаж. Патронатный воспитатель обязательно проходит специальную подготовку (обучение) в уполномоченном государственном органе. Плюсами данного вида устройства являются следующие: возможно поместить в семью патронатного воспитателя ребенка, не имеющего статус, который позволяет передать его под опеку или усыновить, то есть в ином случае обреченного попасть в приют, детский дом; на ребенка выплачивается содержание, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, жилью. По исполнении 18 лет патронируемому выделяется жилье, если у него такового нет. Уполномоченный государственный орган организует обучение, отдых и лечение патронируемого, оказывает помощь в воспитании, в решении сложных проблем. Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и так далее. Минусами могут являться следующие факторы: работа с ребенком ведется по планам уполномоченного государственного органа, постоянный контроль и отчетность за воспитание и расходование средств, ребенок может быть изъят из семьи воспитателя в любой момент, по решению уполномоченного государственного органа, контакты с родителями и родственниками ребенка, как правило, обязательны и их регламент определяется уполномоченным государственным органом. Данная форма пока используется только в отдельных регионах России, но в последние годы патронатное воспитание в нашей стране стало активно развиваться. Распространение формы патронатного воспитания проводится Министерством образования и науки РФ, однако до сих пор эта форма не закреплена в федеральном законодательстве и регулируется законами субъектов Российской Федерации.

К временным формам устройства также можно отнести гостевой режим, или краткосрочный патронат - это форма устройства ребенка в семью на выходные и каникулярные дни. Любой гражданин, оформив соответствующие документы и получив гостевое разрешение в органах опеки и попечительства, имеет право приглашать к себе в гости на выходные и каникулярные дни ребенка (детей) из детского дома.

Это особенно актуально для детей старше семи лет. Это может стать как первым шагом к иным отношениям (опеке или усыновлению), так и остаться самостоятельной формой. Гостевой режим дает возможность им побывать в семье хотя бы в гостях, увидеть взаимоотношения людей и быт в обычной жизни. Также пребывание в гостях способствует приобретению некоторых навыков и умений, приобрести которые невозможно в стенах детского дома. И наконец, ребенок просто психологически отдыхает от постоянного пребывания в учреждении

Перспективной формой воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, являются детские дома семейного типа. Правила организации детского дома семейного типа утверждены постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года № 95 «О детском доме семейного типа» Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 13. - ст.1251. Основной целью организации детского дома семейного типа является создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях семьи. Детский дом семейного типа создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органа исполнительной власти субъекта Федерации или органа местного самоуправления. Условия создания такого дома: желание обоих супругов, находящихся в зарегистрированном браке, взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей; учет мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе детей, а с 10-летнего возраста требуется их согласие. Общее количество детей, включая родных и усыновленных (удочеренных), не должно превышать 12 человек. Для получения заключения о возможности быть воспитателями и взять на воспитание детей супруги подают в органы опеки и попечительства по месту своего жительства соответствующее заявление и представляют необходимые документы. Органы опеки и попечительства на основании заявления, приложенных к нему документов, а также акта обследования условий жизни супругов составляют заключение в течение одного месяца со дня подачи заявления. Предпочтение отдается супругам, имеющим опыт воспитания детей, работы в детских учреждениях, являющимся усыновителями или опекунами (попечителями). Семейный детский дом финансируется учредителем, исходя из норм обеспечения воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот. На воспитателей детского дома семейного типа распространяются условия оплаты труда, предоставления ежегодных отпусков, а также льготы и гарантии, установленные для работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Они пользуются преимущественным правом на получение для детей путевок, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также дома отдыха и санатории для совместного с детьми отдыха и лечения.

Детская деревня SOS - это особая форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. В каждой семье живут 6-8 детей, мальчиков и девочек разного возраста. Если у ребенка есть родные брат или сестра, они обязательно живут в одном семейном доме. Во главе семьи стоит мать-воспитательница, которая воспитывает детей, дает им заботу и любовь. Детская деревня состоит из 10-12 семейных домов. Каждая семья живет в отдельном доме. Руководство Детской деревней осуществляет директор. Вместе со своей семьей он живет в деревне, словом и делом оказывая мамам помощь и поддержку. У SOS - мам есть помощницы, их называют «тетями». В случае необходимости (болезнь мамы, отпуск и так далее) тетя заменит маму рядом с детьми. Она также оказывает некоторую помощь в ведении хозяйства.Среди сотрудников Детской деревни есть такие специалисты, как педагог, психолог и педагог-организатор. Кроме того, в деревне работает административно-технический персонал (бухгалтер, секретарь, мастер, водитель, служащий охраны).

Как видно из всего вышесказанного усыновление, приемная семья, опека и попечительство являются безусловно приоритетными формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей, но не следует ими ограничиваться, так как существующие иные формы устройства детей бесспорно имеют свои плюсы и вполне могут в будущем получить дальнейшее развитие. Какой бы ни была избранная органами опеки и попечительства форма устройства в семью - семейная или временная - она должна в первую очередь обеспечивать ребенку достойный образ жизни, воспитание, образование, и самое главное, она должна обеспечивать нормальную социализацию личности.

ГАБДРАХМАНОВА ГУЛИНА ТАГИРОВНА

ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дипломная работа студентки 5-го курса очной формы обучения

Москва 2015

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….....3

Глава I. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ,

…………………………..6

1.1Источники правового регулирования устройства детей, оставшихся без попечения родителей………………………………………………………..........6

1.2 Понятие и история устройства детей, оставшихся без попечения

родителей…………………………………………………………………………9

Глава II. СПОСОБЫ И ВИДЫ, УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ,

ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ………………………...20

2.1 Способы устройства детей, оставшихся без попечения родителей……..20

2.2Усыновление(удочерение), как вид устройства детей, оставшихся без

попечения родителей…………………………………………………………...23

2.3Опека и попечительство над детьми……………………………………….37

2.4Приёмная семья, как форма устройства детей, оставшихся без попечения

родителей………………………………………………………………………..48

2.5Устройство детей, оставшихся без попечения родителей в организации

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………….52

Глава III. ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ …………………………………………………..56

3.1 Обеспечение защиты детей, оставшихся без попечения родителей,

органами опеки и попечительства…………………………………………..56

3.2Защита имущественных прав детей, оставшихся без попечения

родителей……………………………………………………………………….66

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….70

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………..73

Введение
Актуальность дипломной работы заключается в том, что дети довольно уязвимы и во многом их жизнь зависит от взрослых. Для защиты прав детей была создана Конвенция о правах ребёнка, это международный документ который защищает права детей всего мира. К таким относятся дети, у которых родители умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, а так же признанные недееспособными.

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в разных правовых формах. В первую очередь их стремятся передать на воспитание в семью: на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью. При отсутствии такой возможности детей помещают на воспитание в различные государственные учреждения: дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, дома для инвалидов и т.д. (ст. 123 Семейного кодекса РФ). Тип учреждения определяется в зависимости от возраста и состояния здоровья ребенка. Усыновление необходимо рассматривать как приоритетную форму устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

По статье 121 СК РФ отсутствие родительского попечения может вызвано так же болезнью родителей, уклонение родителей от воспитания детей и защиты их прав и интересов, длительного отсутствия родителей, при отказе родителей взять своих детей из общеобразовательных учреждений, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций. При создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в иных случаях отсутствия родительского попечения опека возлагается на органы опеки и попечительства.

Согласно требованиям норм международного права ребенок, временно или постоянно лишившийся своего семейного окружения либо который не может оставаться в таком окружение, вправе на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. В России задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе, а также оказание им психологической, медицинской и педагогической помощи.

Социально-экономические преобразования в РФ, повлекшие за собой снижение уровня жизни значительной части населения, изменения обычного мировоззрения и нравственно ‑ ценностных ориентиров, ослабление

воспитательных возможностей семьи, школы, детских учреждений, привели не только к существенному ухудшению уровня жизни взрослого населения, но также к массовым нарушениям прав детей. В значительной степени были разрушены главные механизмы защиты их прав. На сегодняшний день большое количество детей находится вне сферы заботы государства: они не получают того, что им гарантируют Конституция РФ и другие многочисленные законы.

Наиболее обстоятельные разработки в данном направлении осуществлены Антакольской М.В., Беловым В.А., Барковым А.В., Будановым М.Ф., Ерошенко А.А., Ершовой Н.М., Дубровской М.О., Ивановым Н.П., Кириловых А.А., Нечаевой А.М., Мурзиным Л.М., и многими другими учёнными.

В своей совокупности работы названных учёных представляют значительную теоретико-методологическую базу для исследования проблем усыновления (удочерения), опеки и попечительства, приемной семьи и устройства детей, в организации для детей, оставшихся без попечения родителей.

Правовые основы форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Семейным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, ФЗ «Об опеке и попечительстве» и другими нормативно правовыми актами.

Предметом данного дипломного исследования являются дети,
оставшиеся без попечения родителей.

Объектом - общественные отношения, связанные с устройством детей, оставшихся без попечения родителей.
Целью дипломной работы раскрыть особенности устройства детей оставшихся без попечения. Поставленные цели установили необходимость решения следующих задач:
1.Проанализировать правовую основу детей оставшихся без попечения родителей.

2.Раскрыть способы устройства детей оставшихся без попечения родителей.

3.Исследовать виды устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

4.Рассмотреть основные гарантии защиты детей оставшихся без попечения родителей.

Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, которые логично поделены на параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы.

Глава I. Правовые основы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

1.1Источники правого регулирования устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, регулируется положениями Семейного Кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, Федеральным Законом «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», ФЗ «Об опеке и попечительстве» и Правилами ведения государственного банка данных о детях, о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществление контроля за его существованием и пользованием.

Семейный кодекс РФ обогащен положениями Конвенции ООН о правах ребенка и других международных правовых актов, ратифицированных Россией. В СК РФ указано, что основные задачи семейного законодательства исходят из приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семей (п.3, ст.1).

В кодексе есть специальная Глава 11 «Права несовершеннолетних детей» (ст. 54 – 60), где ребенок впервые признается самостоятельным субъектом семейных правоотношений. Каждому ребенку предоставлено право выражать свое личное мнение по вопросам, касающимся его интересов, и обращаться за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, а по достижению четырнадцати лет – в судебные органы. Впервые в СК РФ введен особый раздел 6 «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей ». В целях расширения возможностей семейного воспитания кодекс предусматривает новый правовой институт «приемной семьи» (ст.151 - 155). Что касается правовых норм об опеке и попечительстве, то в них зафиксированы положения, выработанные практикой судебных и прокурорских органов, а также органов опеки и попечительства, органов ЗАГСа.

Судебный порядок установления усыновления вызвал к жизни специальную главу 29 «Усыновления (удочерения) ребенка» ГПК РФ. С учетом новых правил государственной регистрации усыновления (удочерения), изложена глава 5 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ.

В ст.15 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ указано, что дети, находящиеся в тяжёло жизненной ситуации, имеют право на особую заботу и защиту со стороны федеральных органов государственной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления.

Центральное место в защите интересов детей-сирот занял Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с данным законом детьми-сиротами считаются лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшихся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет которые остались без попечения обоих или единственного родителя в связи отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершение преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях. К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся также и лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения обоих или единственного родителя и имеют в соответствии с настоящим федеральным законом право на дополнительные гарантии конституционного права на образование, прав на имущество и жилое помещение, права на труд.

Принятый Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» внес важное изменение в структуру семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. С 1 сентября 2008 г. (со дня вступления закона в силу), фактически, все остальные семейные формы устройства ребенка сведены к тому или иному варианту опеки или попечительства. Таким образом, приемная семья, известная в российском законодательстве с середины 90-х годов, как что-то отдельное, особенное, представляет собой форму опеки(попечительства) по договору об осуществлении опеки (попечительства).

В свою очередь субъекты Федерации должны привести в соответствии с принятым законом свои нормативные акты, касающиеся патроната. Статья 14 упомянутого закона прямо относит патронат (патронатное воспитание, патронатную семью) к видам установления опеки или попечительства по договору. При этом опека определена законодателем, как «форма устройства малолетних граждан при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически важные действия» (ч.1 ст.2 ФЗ «Об опеки и попечительстве»). Законодательство не допускает «разделение полномочий» по опеке и попечительству. Кроме того, с принятием данного закона, к субъектам договора о патронате (патронатным воспитанием, патронатным родителям) должны предъявляться те же требования, как и к опекунам (попечителям), а их полномочия по законному представительству детей появляются с момента издания акта об установлении опеки или попечительства.

1.2 История и понятие устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
С самого начала развития общества были дети, лишенные родительского попечения и требующие особого внимания к себе. Современное, социально-ориентированное российское государство пытается разрешить проблемы таких детей, принимая множество нормативно-правовых актов, регулирующих порядок устройства детей, как в семьи, так и в организации. Эффективное развитие законодательства в указанной области невозможно без учета исторического опыта, что предопределяет актуальность осуществления историко-правового анализа несемейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Ещё в древности происходило историческое развитие института устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В период язычества уже была заложена традиция заботы о слабых и бесмощных. В общинах ребёнка передавали из дома в дом на кормление или ему назначались «общественные» родители, которые брали его на свой прокорм.

После принятия христианства на Руси стала складываться практика общественной помощи детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляемая новыми субъектами помощи: князем, церковью, приходами, монастырями. Дети, оставшиеся без попечения родителей, находили, как правило, поддержку у церкви через систему приходов, которые, согласно учению церкви, выступали в качестве общинного института по поддержке больных, немощных, инвалидов, сирот.

Такие бедствия как монголо-татарское нашествие, разорение городов, сёл, массовые эпидемии приводили к необходимости оформления не только церковных, но государственных подходов к призрению разных категорий нуждающихся, но такая помощь не была постоянной и чётко организованной.

После вступления на престол Петра I, который уделял особое внимание закрытому призрению, т.е. содержанию нуждающихся в различных учреждениях и заведениях благотворительной направленности, началась организовываться определённая система. Пётр Великий активно осуществлял политику государственной поддержки детей оставшихся без попечения родителей. В регламенте (уставе) Главного магистрата от 16 января 1721 г. в числе остальных институтов призрения указывались «сиротские дома» – для убогих и оставшихся без родителей детей, где бы их воспитывали и содержали. Данные дома предполагалось построить в каждой губернии за счет земских отчислений. Благодаря принятию Регламента (устава) 1721 г. можно говорить о законодательном закреплении специализированных учреждений именно для детей, оставшихся без попечения родителей. При Петре I, функции заботы о детях стали возлагаться не только на церковь, но и на государственные структуры в лице городских магистратов, старост и сотских в селениях.

При правлении Екатерины II, наиболее деятельно стали создаваться специализированные учреждения: воспитательные дома в Москве и Петербурге для подкидышей, незаконнорожденных, «законных детей», оставляемых родителями по бедности так же развивалось законодательство в данной области. Сиротские дома долгое время не имели четких принципов организации, только в 1823 г. Министр внутренних дел Кочубей разделил заведения приказов общественного призрения, в том числе сиротские дома, на разряды в зависимости от определенного числа нуждающихся в поддержке. Сиротские дома 1 и 2 разрядов были рассчитаны на 20 человек, 3 разряда – на 15, 4 разряда – на 10 детей.

К концу XIX века сложились две главные формы призрения: приказы общественного призрения и земские учреждения. Земское управление общественным призрением было наиболее прогрессивным: если в 90-е годы XIX века в приказной системе действовали 43 сиротских дома, то в земской системе – 56. Земские учреждения заботились о подкидышах, о незаконнорожденных детях. Стали возникать учреждения для детей «заброшенных и преступных» – земледельческие колонии и ремесленно-исправительные центры. Исходя из чего, мы можем говорить о расширении сети учреждений, которые формировались не только для младенцев, послушных детей, но и для детей, как сегодня уместно было бы сказать, с девиантным поведением.

Постепенно помощь детям, оставшимся без попечения родителей, начинает обретать определенную систему, законодательное закрепление; учреждения для детей-сирот малыми темпами, но развиваются при помощи государства, церкви, частных благотворителей. Частные благотворители организуют приюты, где дети получали заботу, уход, питание, одежду.

С начала 1917 года существенно увеличилась роль государства в поддержке детей, оставшихся без родительского попечения, о дальнейшем развитии детских учреждений для таких детей. Новая власть пыталась решать как политические, так и социальные вопросы. После событий октября 1917 года народный комиссариат государственного призрения (НКГП) стал проводить политику упразднения существующих органов помощи. Упразднялись благотворительные учреждения, попечительские организации, а 1 декабря 1917 года был упразднён Совет детских приютов ведомства учреждений императрицы Марии. Вместо упраздненных учреждений был создан отдел призрения несовершеннолетних, на местах создавались различные исполнительные комитеты.

В 1918 году образовывается наркомат социального обеспечения (НКСО) взамен НКГП, который определил новейшую стратегическую линию общественной поддержки, исходя из задач построения социалистического государства. В 1918 году «декретом СНК о комиссиях для несовершеннолетних детские приюты и сиротские дома преобразовались в детские дома».

Политика советской власти, направленная на ликвидацию детской беспризорности и безнадзорности, явилась одним из причин, повлекших создание сети детских учреждений интернатного типа. Государство поддерживало деятельность детских домов, детских трудовых коммун, при этом предпринимались шаги к устройству детей из детских домов в семьи: 6 февраля 1928 г. ВЦИК и СНК РСФСР приняли постановление «О передаче воспитанников детских домов в крестьянские семьи», 28 мая 1928 года – «О порядке и условиях передачи воспитанников детских домов и других несовершеннолетних трудящимся в городах и рабочих поселках».

Устройство детей в семьи из государственных воспитательных учреждений, непременно, является позитивной составляющей политики в области государственной социальной защиты детей-сирот. В то же время, политика по отношению к детям не была лишена недостатков: она была ориентирована не на предупреждение сиротства, а на борьбу с её последствиями. Подтверждением тому служат последующие исследовательские выводы И.А. Ложкиной: «…в стране организованно проводились плановые мероприятия по изъятию беспризорных и безнадзорных детей с улиц городов и сел в детские воспитательные учреждения. Сеть их вплоть до середины 1930-х гг. ежегодно увеличивалась». Увеличение, как правило, осуществлялось за счет создания детских трудовых коммун. Современные исследователи по-разному относятся к таким учреждениям. Устройство закрытых интернатских учреждений З.И. Воронина вообще определяет как «самый негативный принцип организации подобных учреждений», указывая: «дети, воспитывающиеся в данных учреждениях, были лишены социальных контактов с окружающим миром; слова «семья», «папа», «мама» для них были пустым звуком, ничего не значили».

Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. наложила свой отпечаток на работу детских учреждений. Задача страны состояла не только в том, чтобы открывать новые детские дома, а в том, чтобы эвакуировать воспитанников детских домов в безопасные регионы страны. К концу 1941 года были эвакуированы дети из 664 детских домов.23 января 1942 года издаётся постановление СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей», где были предусмотрены меры по созданию новых детских домов, по устройству детей в семьи граждан посредством оформления опеки или патронажа. В период Великой Отечественной войны стали преобладать интернаты смешанного типа, которые ежедневно принимали детей разного возраста, в то время, как в довоенный период преимущественно создавались дошкольные и школьные интернаты. Расширение сети учреждений для детей, оставшихся без родителей, а также условия военного времени, требовали выработки единых требований такого рода учреждениям.

В послевоенное время продолжается работа по созданию государственной системы детских учреждений, для детей, оставшихся без родительского попечения. Церковь, отделённая от государства, а также частные благотворительные лица, практически не участвуют в деятельности детских домов.

В советское время правительство полностью возложило на себя ответственность за содержание и воспитание детей в детских домах. Параллельно этому, всё семейное законодательство было ореинтировано на урегулирование процессов устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи.1 ноября 1969 года был введен в действие Кодекс о браке и семье РСФСР (далее – КоБС), который, как и прежние Основы, но только наиболее обстоятельно определял в главе 12 порядок усыновления ребенка, а в главе 13 – порядок установления опеки и попечительства.

Незначительным шагом в данном направлении можно считать регулирование в семейном праве вопросов выявления детей, оставшихся без родительского попечения. КоБС устанавливал функции органов опеки и попечительства. Как и в ныне действующем законодательстве, КоБС предусматривал обязанность учреждений и лиц, которым будет известно о несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, немедленно сообщать об этом органам опеки и попечительства по фактическому местонахождению детей, подлежащих опеке или попечительству. Дети, оставшиеся без родительского попечения и не устроенные в семьи, могли направляться в государственные учреждения или общественные организации.

Обращает на себя внимание тот факт, что государство среди форм устройства детей на первое место относили их устройство не в семьи, а в организации. Это детские интернатные учреждения всех типов, а также детские дома семейного типа. Государственной формой устройства таких детей является и передача их на воспитание в семьи трудящихся в порядке опеки (попечительства) и усыновления (удочерения).

Новым шагом в правовом регулировании отдельных форм устройства детей стало принятие Семейного кодекса Российской Федерации, приоритеты были отданы семейным формам воспитания детей. В ст. 123 СК РФ достаточно чётко предусмотрены семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека, попечительство, приемная семья) и несемейные – устройство в организации для детей-сирот и ли детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные, лечебные, социальной защиты населения и другие аналогичные организации).

Естественно, приоритетным следует полагать семейные формы устройства детей, что закреплено в ст. 123 СК РФ и поддерживается общественностью и научным миром. «Вторичность» несемейных форм устройства детей не подразумевает отказ от них, так как, несмотря на наше желание устроить каждого ребенка в семью, всегда будут дети, в отношении которых такое устройство, по тем или иным причинам, невозможно, а значит, всегда будет необходимость в существовании детских домов и интернатных учреждений.

Таким образом, подтверждается необходимость дальнейшего развития, исторически сложившихся, двух форм устройства детей: в семьи (усыновление, приемная семья, опека, попечительство) и в организации форм находит отображение в нормах СК РФ. Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. № 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве» раздел VI СК РФ был дополнен главой 22 «Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Таким образом, главами 19-21 СК РФ регулируются семейные формы, а главой 22 СК РФ – несемейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В результате историко-правового анализа устройства детей, оставшихся без попечения родителей можно заключить следующее:

1. Исторически сложились две формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: семейная и устройство в организации, т.е. несемейная форма.

2. Установлено, что в советской и постсоветской истории развития организаций, занимающихся оказанием помощи детям, оставшимся без родительского попечения, преобладают государственные, что позволяет говорить о патерналистской модели устройства детей, оставшихся без попечения родителей в организации.

3. Постепенное, поступательное развитие сети учреждений для детей сопровождалось принятием соответствующих актов, в связи с чем, представляется возможным выделить следующие этапы в развитии системы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

1 этап (становление) – с конца X – начала XI вв. (христианизация Руси) до конца XVII века (церковные приходы, благотворительные заведения);

2 этап (развитие) – с 1682 г. (вступление на трон Петра I) до 1917 года (сиротские дома, приказы общественного призрения, земские учреждения, земледельческие колонии и ремесленно-исправительные центры для детей «заброшенных и преступных»);

3 этап (формирование целостной государственной системы учреждений) – с 1917 года до 1996 года (детские трудовые коммуны, детские дома, интернаты и т.д.);

4 этап – с 1996 года по настоящее время. Кардинальный прогрессивный шаг сделан со стороны законодателя в 2008 году, когда впервые за всю историю деятельности учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, именно в Семейный кодекс РФ была включена глава 22 «Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей ввиду: отсутствия родителей или лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявления их умершими, отбывания ими наказания в виде лишения свободы, нахождения в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказа родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Такие дети весьма подвержены к психологическим травмам и чем дольше эти дети не попадают в приемную семьё, тем больше риск того что они вырастут обозлёнными и асоциальными людьми, причём чем старше ребёнок тем особенно он подвержены переживаниям и их последствиям. Как показывает практика, дети отказники более приспособлены к жизни, так как у них не было родителей и всё что они видели, с детства, это воспитали и воспитанники детского дома.

Обязанность по защите имущественных и личных интересов возлагается на органы опеки и попечительства. На органы опеки и попечительства возлагаются следующие функции:

1) выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей;

2) избрание формы устройства таких детей исходя из конкретных обстоятельств утраты ребенком попечения родителей;

3) подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, попечителями либо принять детей в семью на воспитание в иных формах, установленных семейным законодательством;

4) осуществление последующего контроля над условиями содержания, воспитания, образованием таких детей.

Для реализации указанных функций органы опеки и попечительства наделены комплексом полномочий, предусмотренных в различных нормативных актах. Органы опеки и попечительства:

– проводят работу по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми;

– дают заключение в суд об обоснованности и соответствии усыновления (удочерения) интересам ребенка, отмене усыновления (удочерения);

– осуществляют защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет;

– готовят материалы о назначении денежных средств на содержание подопечного (приемного) ребенка в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации;

– осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей, патронатных воспитателей, оказывают им помощь в организации медицинского наблюдения и трудоустройства подопечных;

– осуществляют подготовку документов и устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье, под опеку (попечительство) граждан, в приемную семью, усыновление, а при отсутствии такой возможности в воспитательное учреждение, лечебное учреждение или учреждение социальной защиты населения;

– дают заключение о возможности раздельного проживания попечителя с подопечным;

– дают заключение о возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным);

– дают заключения и участвуют в заседаниях судов по делам, связанным с воспитанием детей и защитой их личных и имущественных прав;

– проводят обследование условий жизни ребенка, а также лица, претендующего на его воспитание, представляют заключение в суд по спорам, связанным с воспитанием детей, и др.

Формы устройства детей можно подразделить на семейные и несемейные. К семейным формам относятся усыновление (удочерение), опека и попечительство, приёмная семья и патронатная семья. К несемейным передача детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Опека или попечительство устанавливаются над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Над детьми, не достигшими 14-летнего возраста, устанавливается опека, над детьми в возрасте от 14 до 18 лет – попечительство.

Опекуна или попечителя назначает уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа (муниципалитетом) по месту нахождения ребенка соответствующим решением руководителя муниципалитета. Этот же орган контролирует осуществление опеки (попечительства) – условия проживания ребенка в семье, расходование назначаемых денежных средств в интересах ребенка. Обследование проводится дважды в год.

При установлении опеки (попечительства) учитываются нравственные и иные личные качества кандидата в опекуны (попечители), его отношения с ребенком, согласие членов семьи кандидата в опекуны (попечители) и мнение самого ребенка.

Опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия.

Одним из основных прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье. В отношении детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение права на воспитание в семье означает, что при выборе формы устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения, в первую очередь предпринимаются попытки к устройству его именно в семью или, по крайней мере, в учреждение, в котором сохраняются основные черты и особенности семейного уклада.