Становление военно-фашистской диктатуры (милитаризма) и ее крушение.

Обострение внутренней социально-политической ситуации как одно из последствий экономического кризиса привело к обострению противоречий внут­ри самого правящего лагеря. Проявляла недовольство мелкая и сред­няя буржуазия, не выдерживавшая конкуренции с крупными концер­нами и разорявшаяся. Аграрный кризис подрывал положение мелких и средних помещиков, терпевших убытки от падения цен на сельско­хозяйственную продукцию. В этих слоях росло недовольство «ста­рыми» концернами Мицуи, Мицубиси, Ясуда, Сумитомо, а также по­литикой правительств, формировавшихся из представителей партий Минсэйто и Сейюкай, связанных с теми же концернами. Владельцы так называемых «новых» концернов, возникших главным образом в период Первой мировой войны в военных отраслях промышленнос­ти (цветная металлургия, самолетостроение и т.д.), поднявшиеся на волне военной конъюнктуры, заинтересованные в ней и тесно свя­занные с военными кругами, вели ожесточенную конкурентную борьбу со старой финансовой олигархией. В тоже время они имели слабую финансовую базу и поэтому зависели от дзайбацу.

Одновременно наметилось ослабление влияния политических партий. Это также было обусловлено мировым экономическим кри­зисом и влиянием международной обстановки, в частности Лондонс­кой конференцией 1930 г. и принятым там «Морским законом». Япо­нию обязали сократить тоннаж крейсеров до 70% от тоннажа крейсерского флота Великобритании и США. Поскольку экономика островной Японии почти целиком зависела от поставок сырья извне и крейсера считались необходимыми для защиты морских коммуни­каций, такое обязательство в совокупности с решениями Вашингтон­ской конференции было воспринято военными и шовинистически настроенными кругами как принесение в жертву безопасности страны. Широкое распространение получило отрицательное от­ношение к англо-американскому влиянию. В глазах общественного мнения партии стали ассоциироваться с проведением прозападной по­литики, вследствие чего они все более теряли свой авторитет и силу.

В этот период на политическую арену вышло так называемое «мо­лодое офицерство». Офицерские кадры младшего и среднего звена быстро растущих армии и флота к этому времени существенно отличались по социальному составу от генералитета. Они укомп­лектовывались в основном выходцами из семей мелких и средних предпринимателей, торговцев, помещиков и зажиточных крестьян - слоев, терпевших трудности кризисной обстановки, в отличие от генералитета, связанного с аристократией, бюрократией и крупным монополистическим капиталом (старые концерны). «Молодое офи­церство» выступало за решительные экспансионистские действия, отказ от сдерживающих соглашений, активизацию внешней полити­ки в Китае. Все это, как и неспособность подавить революционное движение и справиться с последствиями экономического кризиса, а также увольнение нескольких тысяч офицеров и снижение жалова­нья оставшимся на службе в связи с «модернизацией» армии, стави­лось в вину «партийным правительствам».


Союз «молодого офицерства» и «новых» концернов составил ос­нову японской разновидности фашизма. Широкую социальную ос­нову фашизации представляли мелкобуржуазные слои - выходцы из среды городской мелкой и средней буржуазии, кулачества, мелких помещиков. Низшими ячейками фашистского движения являлись всевозможные националистические организации и группы, гангстер-ско-террористические общества, в том числе в армии. Программа и лозунги «молодого офицерства» облекались в демократическую ан­тикапиталистическую фразеологию, которая изображала военных защитниками императора от засилья финансовой олигархии.

Наиболее реакционные круги правящего лагеря Японии, не боясь антикапиталистических лозунгов, использовали в своих целях выс­тупления «молодого офицерства», которое, подобно немецким национал-социалистам, выдвигало программу борьбы с финансовой плутократией. Подчеркивая свою преданность императору, «молодые офицеры» требовали ограничения активности основной четверки «старых концернов», выступали против парламента, буржуазно-помещичьих партий, устраивали заговоры, организовывали террористические акты. Антикапиталистические лозунги сочетались с шовинистическими идеями «ниппотизма», культом императора, претензиями на мировое господство.

Борьба внутри правящих слоев не исключала связей между различными их группировками. Так, Общество государственных основ объединяло и представителей военных, и членов правления Мицуи, Ясуда и других концернов. Ряд генералов, занимавших высшие армейские и флотские посты («группа контроля»), был связан со старыми» концернами. В целом вся финансовая олигархия - «старая» и «новая» была опорой фашизации агрессивной внешней политики. Приветствовали установление фашистского курса и другие реакционные элементы, входившие в правящую верхушку Японии, - помещики и бюрократия. Но именно «новые» концерны, в финансовом отношении более слабые, чем старая финансовая олигархия, были более заинтересованы в скорейшей фашизации страны. Они рассчитывали в этом случае на широкие государствен­ные дотации, использование государственного аппарата в целях собственного обогащения и укрепления политических позиций. Позиции «новых» концернов были поддержаны «молодым офицерством» («группа императорского пути»), которое, активно пробиваясь к власти, также рассматривало фашизацию как путь осуществления своих целей.

В то же время основная группировка правящих классов, имея прочную финансовую базу, стремилась сохранить старую структуру власти, приспосабливая ее к целям усиления репрессий против демократических-сил и активизации внешней экспансии. Интересам дзайбацу служили закон о государствен­ном контроле над главными отраслями промышленности, а также создание полугосударственного объединения металлур­гических заводов.

Правящие классы Японии в особой степени, как мы ужа знаем, тяготели к военно-монархической диктатуре. Иначе и быть не могло, поскольку конкурентная способность японской промышленности обеспечивалась низким жизненным уровнем рабочего, который удавалось удерживать благодаря совсем уж нищенскому существованию японского крестьянина, соглашавшегося на любую работу и за любую плату.

В то время как 74 % крестьян владели 22% земли, кучке помещиков принадлежало 42% Четыре млн. крестьянских хозяйств имели крошечные наделы (по 0.5 Га) или вовсе не имели земли. Понятно, почему крестьяне устремлялись в города. Экономические и политические интересы тесно связывала японские монополии с помещиками и профессиональной военщиной.

Союз этот преследовал две главные цели: обуздание рабочего класса и крестьянства, с одной стороны, завоевание внешних рынков для японской промышленности - с другой. Деревня, жившая натуральным хозяйством почти не покупала изделий промышленности. Внутренний рынок был поневоле узким. Превратить натуральное крестьянское хозяйство в товарное могла бы только земельная реформа, но ее не хотели помещики.

С помещиками, с реакционным дворянством вообще не хотели ссориться капиталисты: и те и другие имели общего врага - пролетариат и крестьянство.

Выходом из этой ситуации признавалось завоевание чужих территорий, завоевание внешних рынков. Отсюда выдвижение военной силы, агрессивная внешняя политика, отсюда указанный выше союз.

Ни одно из крупных империалистических государств не осуществляло столь робко и столь непоследовательно немногие либеральные реформы, как Япония.

В 1925 году здесь вводится «всеобщее» мужское избирательное право, при этом права голоса были лишены военнослужащие, студенты, лица, на не имеющие годичного ценза оседлости, пользующиеся благотворительностью, и, наконец, главы знатных фамилий (чтобы последние на смешивались с прочими гражданами). От кандидата в депутаты был потребован крупный залог в размере 2 тыс. иен., поступавший в казну, если оказывалось, что кандидат не набрал минимума голосов. Среди других либеральных реформ отметим введение суда присяжных.

И нигде - вплоть до установления военно-монархической диктатуры - не осуществлялась в таких масштабах, как в Японии борьба с рабочим движением.

В 1928 году японское правительство запрещает все сколько-нибудь левые организации. Тысячи рабочих и крестьян были брошены в тюрьмы. Специальный указ устанавливал длительное тюремное заключение для рядовых коммунистов и смертную казнь для активистов компартии.

В 1938 году японский парламент принимает пресловутый «закон о всеобщей мобилизации нации», разрешавший предпринимателям удлинять по своему усмотрению рабочий день и снижать заработную плату. Забастовки были объявлены преступлением. Конфликты между рабочими и капиталистами передавались на окончательное решение арбитражной секции «особой полиции»..



Парламент Японии играл ничтожную роль. Нижняя палата его собиралась не более чем на три месяца в год. Остальные 9 месяцев правительство (пользуясь правом издавать указы) законодательствовало само.

Конституция не устанавливала ответственности правительства перед парламентом, вследствие чего палата не располагала средством для эффективного влияния на политику. В то же время правительство, прибегнув в императорскому указу, могло в любой момент распустить палату.

Поощряемые крупным капиталом, в стране множились и крепли разного рода фашистские организации. Одна из них, объединявшая «молодое офицерство», но руководимая генералами требовала ликвидации парламента и партийных кабинетов. Она хотела установления военно-фашистской диктатуры во главе с императором.

Во всем этом была своя закономерность. Последовательное усиление роли военных в определения политики, их проникновение на все важные посты в государственном аппарате служили, хотя и своеобразно, целям подчинения японской государственной машины кучке наиболее крупных, наиболее агрессивных монополий, жаждавших войны вовне и сохранения зверских форм эксплуатации внутри страны.

Уже в 1933 году Япония выходит из Лиги наций и вторгается в Китай, намереваясь превратить его в колонию. Она дважды делает попытку вторжения на территорию СССР: первый раз у озера Ханка, второй - у озера Хасан, но каждый раз с огромным для себя уроном.



Лелея заветный план порабощения Азии и Океании. Япония вступает в союзе гитлеровской Германией. Заимствуя у последней лозунги “нового порядка“, “избранной расы” и “исторической миссии”, Япония готовилась к переделу мира с тем, чтобы “великая нация” получила «великую территорию».

Фашизация японского государственного строя получила свое развитие с началом второй мировой войны и в ходе ее.

В 1940 году японские правящие круги, но в особенности генералитет, сделали премьер-министром принца Коноэ, бывшего идеологом тоталитарного военно-фашистского режима. Наиболее важные посты в правительстве были поручены представителям концернов тяжелой промышленности.

На заводах и фабриках создавались вместо запрещенных профсоюзов “общества служения отечеству через производство”, куда рабочих загоняли силой. Здесь точно так же добивались взаимной слежки и слепого повиновения.

Непременным элементом “новой политической структуры” сделались унификация прессы, строжайшая цензура, шовинистическая пропаганда. Ни о каких «свободах» не могло быть и речи.

Экономическая жизнь контролировалась специальными ассоциациями промышленников и финансистов, наделенных административными полномочиями. Это называлось «новой экономической структурой». Японский парламент, вернее то, что от него осталось, потерял всякое значение. Члены его назначались правительством или (что то же самое) избирались по особы спискам, составленным правительством.

Так получили свое выявление основные признаки фашизма. Но были и некоторые отличия:

а) В Германии и Италии фашистские партии контролировали армию, в Японии именно армия играла роль главной руках Вящей политической силы;

б) как и в Италии, так и в Японии фашизм не ликвидировал монархии; разница в том, что итальянский король не играл ни малейшей роли, тогда как японский император нисколько не утратил своей абсолютной власти, ни своего влияния (сохранились и все связанные с монархией учреждения вроде Тайного совета и пр.).

Японский фашизм выступал в специфической форме военно-монархической диктатуры.

82. Конституція Японії 1947 р.

Либерально-демократические преобразования в области государственного строя были утверждены новой конституцией.

Работа над проектом будущей японской конституции началась весной 1946 г. была поручена оккупационными властями дворцовым кругам. Политические партии, с их диаметрально противоположными идейными позициями, подготовили свои проекты, центральное место в которых занял вопрос об отношении к императорской власти. Если консервативная партия дзиюто, например, настаивала на сохранении императорской власти, ограниченной только в праве на издание чрезвычайных указов и пр., то радикальные требования японских коммунистов сводились к установлению в Японии "народной республики".

Формально Конституция была принята японским парламентом и утверждена Тайным советом как измененная старая Конституция. Возможность такого изменения была предусмотрена в ст. 7 Конституции 1889 г. Но это была принципиально новая Конституция, впервые в истории государственного развития страны построенная на принципах парламентской демократии.

В 1947 г. конституция вступила в действие.

В преамбуле Конституции был закреплен принцип народного суверенитета, но наследственная императорская власть была сохранена под давлением прежде правых сил и определенных социально-психологических факторов, консервативного монархического сознания большинства японцев, особенно в сельской местности. Сохранение монархии предполагало вместе с тем радикальное изменение роли и места императора в государстве.

Конституция сохраняла династическую преемственность императорского трона. Согласно ст. 1, император является "символом государства и единства народа". Такая формула монархии не встречается ни в одной из современных конституций, что давало возможность некоторым японским государствовед говорить о том, что в Японии фактически установлена ​​не монархия, а республика.

В явном противоречии со ст. 4 Конституции, который отказывает императору в праве осуществлять государственную власть, за ним был закреплен ряд конституционных полномочий: в духе английского конституционализма он по представлению парламента назначает премьер-министра; по представлению кабинета министров назначает главного судью Верховного Суда; по совету и с одобрения кабинет осуществляет: промульгация (официальное опубликование) поправок к конституции, законов, правительственных указов и договоров, созыв парламентских сессий, роспуск палаты представителей, объявление всеобщих выборов, подтверждение назначений и отставок министров и других высших должностных лиц, подтверждение всеобщих и частных амнистий, пом " якшення наказаний и некоторое другое.

Конституция установила вместо полуабсолютистской парламентскую монархию. Парламент при этом была отведена роль "высшего органа государственной власти и единственного законодательного органа страны". Согласно этому были ликвидированы органы, стоящие ранее над парламентом, - Тайный совет и др. Сразу же после вступления Конституции в силу из нее была изъята статья о пожизненном сохранении за представителями знати их титулов.

Японский парламент состоит из палаты представителей и палаты советников (ст. 42). Первая (нижняя) палата переизбирается целиком каждые 4 года, но может быть распущена досрочно. Срок полномочий членов палаты советников - 6 лет с переизбранием половины советников через каждые 3 года. Установленный Конституцией порядок выборов палаты советников (ст. 45,46) делает ее состав более стабильным по сравнению с нижней палатой. Предполагается парламентская неприкосновенность.

Обе палаты создаются на основе всеобщих и прямых выборов при сохранении относительно высокого возрастного ценза (активное избирательное право предоставляется японским гражданам с 20 лет, пассивное - с 25 лет в нижнюю и с 30 лет - в верхнюю палату), ценза оседлости, а также требования внести залога кандидатом в депутаты. Эти условия вместе с мажоритарной системой выборов, установлением в законодательном порядке завышенного представительства от избирательных кругов с преимущественно сельским населением подрывают "всеобщий" и "равный" характер выборов в Японии.
Исполнительная власть вручается Кабинету министров, который должен ее осуществлять в рамках Конституции и законов, принятых парламентом. Премьер-министра выдвигает парламент из числа своих членов и далее уже номинально назначается императором. Премьер-министр как глава исполнительной власти наделяется важными правомочиями по формированию кабинета, а соответственно и по определению его политики. Он назначает министров и может по своему усмотрению отстранить их от должности, выступает в парламенте по вопросам внутренней и внешней политики, вносит в парламент проект бюджета, имеет право законодательной инициативы, руководит всеми звеньями исполнительной власти и контролирует их.
Конституция предусматривает достаточно большой список полномочий и самого Кабинета: проведение законов в жизнь, руководство внешней политикой, заключение международных договоров, организация и руководство гражданской службой и пр. Среди особых полномочий Кабинета следует выделить его право на издание правительственных указов в целях проведения в жизнь Конституции и законов. Правительству запрещено при этом издавать лишь указы, которые предусматривают уголовное наказание.

Принцип разделения властей, модифицированный вариант американской системы сдержек и противовесов, особенно отчетливо проступает в японской Конституции и в процедуре импичмента, которая может быть применена в отношении судей, и в полномочиях судов решать вопрос о конституционности любого закона парламента или указа исполнительной власти.

Судебная власть находится у Верховного Суда, состоит из Главного судьи и установленного законом числа судей и судов низшей инстанции. Главный судья Верховного Суда назначается императором по представлению кабинета министров. Остальные судьи назначаются Кабинетом из списка лиц, предложенных Верховным Судом. Этот суд как высшая инстанция имеет полномочия решать вопрос о конституционности любого закона и нормативного акта. Судьи независимы, действуют согласно "голоса своей совести" (ст.. 76) и подчиняются только закону. Исполнительные органы не вправе вмешиваться в деятельность судей. Общегражданские суды распространяют свою компетенцию и на представителей исполнительной власти, дела о которых находились ранее в ведении административных судов. Какие бы то ни было "особые суды" запрещаются

Японская Конституция провозгласила также как важной социальной обязанности государства "прилагать усилия для подъема и дальнейшего развития общественного благосостояния, социального обеспечения, а также народного здравия" (ст. 25). При этом право собственности закреплено в Конституции "в рамках закона, с тем, чтобы оно не противоречило общественному благосостоянию" (ст. 29).

Конституция впервые в истории Японии закрепила также автономию местных органов управления. Органы местного самоуправления получили право в пределах своей компетенции издавать постановления, взимать налоги, управлять своим имуществом и делами.

83. Становлення і розвиток сучасних правових систем: англосаксонська і континентальна.

В XVIII-XIX вв. в связи с образованием ряда новых государств в Америке (США) и в Европе (Бельгия, Италия и т. д.), с завершением территориального раздела мира и образованием колониальных империй, с распространением рыночных структур по всему земному шару капитализм превратился в мировую систему, определяющую последующий ход развития человеческой цивилизации. Интернационализация экономической и политической жизни имела своим результатом растущее взаимодействие правовых систем различных стран, преодоление их былой самоизоляции.

В связи с широкими процессами рецепции и трансплантации права на базе английской и французской национальной правовой системы сложились так называемые мировые системы (семьи) права - англосаксонская и континентальная (романо-германская). Эти структурные общности представляли собой две большие группы национальных правовых систем, различающихся по своей внутренней структуре и внешним юридическим характеристикам.

Особенно тесно связано с колониальной политикой образование англосаксонской системы права. Большое значение колониального фактора в истории этой системы во многом определяется тем, что английское право, уникальное по способам своего формирования, содержанию и форме, обладающее большим потенциалом саморазвития, было тем не менее слишком традиционным, национальным, а потому сложным и недоступным для рецепции, для более или менее широкого восприятия в других странах мира. В итоге англосаксонская правовая семья превратилась в мировую систему не в результате рецепции трудных для понимания английских правовых форм, а путем их трансплантации или насильственного внедрения в процессе колониальной экспансии.

На начальных этапах английской колониальной экспансии были выработаны две судебные доктрины, способствовавшие именно трансплантации, а не рецепции английского права. Согласно первой из этих доктрин, англичанин, отправляющийся за границу, "берет с собой" английское право. Тем самым, английский суд как бы гарантировал англичанину, находящемуся в английских колониях ("за морями"), сохранение всех свобод и демократических институтов, которые существовали в самой метрополии. Эта доктрина стала следствием обобщения правового опыта, накопленного в первых королевских колониальных хартиях.

Согласно второй доктрине, сформулированной в 1693 г. судьей Холтом, в случае освоения англичанами "незаселенных" земель местное индейское и иное туземное население не должно было приниматься во внимание как "нецивилизованное". В этих колониях считались действующими все законы Англии. Термин "законы Англии" в колониальной практике подразумевал не только статуты, но и "общее право" и "право справедливости", т. е. прецедентное право, которое вводилось в судах, создаваемых английскими колонистами.

В конце XIX в. в связи с окончательным разделом Африки английские законы, а также прецедентное право были введены специальными правительственными актами в африканских колониях (в 1874 г. - в Гане, в 1880 г. - в Сьерра-Леоне, в 1897 г. - в Кении и т. д.).

В XIX в. законодательство, вводящее в колониях английское право, довольно четко указывало и пределы применения его источников. Так, например, Ордонанс 1874 г. для Золотого Берега (Гана) постановил, что в колонии действует "общее право, справедливость и статуты общего характера, которые действовали в Англии на 24 июля 1874 г.", то есть на момент издания Ордонанса. Там же указывалось, что "во всех вопросах, в которых имеется конфликт или расхождение между нормами справедливости и нормами общего права, относящимися к одному и тому же вопросу, предпочтение должно отдаваться нормам справедливости". Подобные положения предусматривались в законодательстве, изданном для других колоний. В Либерии, основанной неграми - переселенцами из США, английское "общее право" первоначально было позаимствовано в его американском варианте. В законе 1820 г. указывалось, что в стране вводится "общее право в том виде, в каком оно было преобразовано и действует в Соединенных Штатах". Правда, в 1824 г. новый закон говорил уже о действии "общего права и обычаев судов Великобритании и Соединенных Штатов", а в 1839 г. было постановлено, что в Либерии действуют "те части общего права, которые установлены в "Комментариях" Блэкстона, и поскольку они могут быть применены к условиям данного народа".

Своеобразно складывалась правовая система в английских колониях в Южной Африке. Эти колонии расширялись по мере захвата бурских республик, в которых действовало голландское (так называемое римско-голландское) право. Основные черты этого права определились еще в XV- XVII вв. В начале XIX в. в самой Голландии право было преобразовано по французскому образцу (на основе кодексов Наполеона), но в колониях (в Индонезии, в Южной Африке и т. д.) оно действовало главным образом в первоначальном виде. Голландские власти в случае пробелов в колониальном законодательстве допускали ссылки даже на римское право.

Ориентация на английское право сохранилась в самоуправляющихся колониях и после принятия в 1865 г. английским парламентом "Акта о действительности колониальных законов". Формирующееся в доминионах национальное законодательство базировалось на основных принципах англосаксонской правовой системы, то есть на судебном прецеденте и общем праве.

Английское право было положено в основу кодификации отдельных отраслей и институтов права, которая проводилась в ряде колоний. Так, в Индии уже в 30-х гг. XIX в. специальная комиссия под руководством известного английского юриста Маколея составила проект уголовного кодекса. Он был утвержден Законодательным советом при вице-короле Индии лишь в 1860 г., вскоре после подавления национального восстания 1857 г., в связи со стремлениями англичан укрепить колониальный правопорядок. Этот кодекс испытал на себе известное влияние и французского законодательства, а также заимствовал ряд положений из индусского и мусульманского права, но в целом по своему духу он соответствовал английской правовой системе. В 1859 г. был принят кодекс гражданского судопроизводства, а в 1861 г. - кодекс уголовного судопроизводства Индии. В 60-х гг. в Индии был принят также ряд кодифицированных актов в сфере гражданского права (Акт о наследовании 1863 г., Акт о договорах 1866 г.). На основе английского права (проект Стифена) был принят в 1892 г. уголовный кодекс Канады. В конце XIX - начале XX в. индийские колониальные кодексы были распространены Англией на ряд других колоний (Аден, колонии в Восточной Африке - Сомали, Кения и др.).

Континентальная система (семья) права складывалась в отличие от англосаксонской системы под непосредственным влиянием правовой системы Франции, и особенно наполеоновской кодификации, осуществленной еще в начале XIX в.

Континентальная система права в своем развитии рано вышла за рамки Европейского континента. В силу влияния римско-испанских правовых традиций ее уже в XIX в. восприняли практически все латиноамериканские республики, где рецепция французского и римского права была особенно глубокой. Основные элементы структуры и отдельные положения континентальной системы были трансплантированы в XIX и в начале XX в. в многочисленные африканские и азиатские колонии Франции, Бельгии, Голландии, Германии. Во второй половине XX в., когда эти колонии получили независимость, их правовые системы оказались "привязанными" к романо-германской правовой семье.

Романо-германская (континентальная) правовая семья имеет ряд структурных и технико-юридических особенностей, которые восходят еще к римскому праву и к средневековым правовым традициям. В странах континента в отличие от Англии решающую роль в создании права играла не судебная практика, а законодательные и иные нормативные акты королей, в том числе основанные на римском праве. Революции, прокатившиеся в конце XVIII - начале XIX в. по Европейскому и Американскому континентам, содействовали дальнейшему росту авторитета закона. Он превратился в главный источник права и стал при этом основным системообразующим фактором в континентальной правовой семье. Именно закон, а не судебная практика выступил как инструмент в создании единого национального правового порядка и единого режима законности.

Другая специфическая черта континентальной системы - это кодификация, которая рассматривалась как необходимое условие отраслевой организации правовых норм. В кодификациях, осуществленных в XIX в. в рамках континентальной системы права, было реализовано пожелание Вольтера, высказанное им еще в XVIII в.: "Давайте сделаем все законы ясными, единообразными и точными". В кодификационных работах особенно ярко отразился присущий XIX в. экономический и политический либерализм, который предполагал сначала установление общих рамок правового здания, а затем - минимальное государственное вмешательство в частную правовую сферу. Кодексы, по замыслу юристов XIX в., должны были дать четкое определение границ запрещенного и дозволенного.

Континентальная система права отличается от англосаксонской системы не только по своим источникам, но и по внутренней структуре, по основным правовым институтам, конструкциям, по юридической технике. Сама правовая норма рассматривается как абстрактное предписание, как выс-шее правило поведения для граждан и государственных органов. Многие структурные особенности права континентальной системы проистекают еще из переработанного применительно к новым условиям римского права. Так, для стран континентальной системы, как и для римского права, ха-рактерно деление права на публичное и частное. Первое связано с публичным, общественным интересом и соединяет частных лиц под эгидой государственной власти в единый коллектив "ради блага всего общества". Второе ориентировано на отдельных индивидов и связывает частных лиц в процессе защиты своих личных интересов, в том числе от не требующегося в этой сфере государственного вмешательства.


Японский фашизм возникает позже остальных в виде «Ассоциации помощи трону»

Ассоциация помощи трону (Тайсэй ёкусанкай , яп. 大政翼賛会) - японская фашистская организация в 1940-45. Цель создания - «мобилизовать нацию вокруг монарха» в условиях войны.

Была создана в 1940 году по инициативе премьер-министра Фумимаро Коноэ в рамках создания так называемой «новой политической структуры» взамен распущенных политических партий вскоре после подписания Японией «Тройственного пакта», закрепившего союз стран оси. Возглавлял Ассоциацию помощи трону председатель, которым становился премьер-министр

Ось «Берлин-Рим-Токио». Создание блока Берлин-Рим-Токио

Общие интересы Японии, Италии, Германии быстро привели их к сближению. Германия же в октябре 1936 г. оформила военно-политический союз с Италией («Ось Берлин – Рим»), а уже 25 ноября 1936 Германия и Япония подписали Антикоминтерновский пакт, а 6Ноябрь 1937 к нему присоединилась Италия. [Создание реваншистского альянса заставило активизироваться страны буржуазно-демократического лагеря. ] Образовалась "ось" Берлин-Рим-Токио. Стороны обязывались информировать друг друга о деятельности Коминтерна и вести против него совместную борьбу. В дополнение к договору дали обещание в случае войны одной из сторон с СССР не делать ничего, что могло бы облегчить положение СССР.

Этот блок агрессоров не был монолитным. Германия и Италия соперничали в Австрии и обе претендовали на гегемонию на Балканах, прежде чем им удалось договориться о разграничении сфер влияния в этом регионе. Тогда же Германия признала завоевание Италией Эфиопии. После этого Германия и Италия активно координировали свою политику и совместно провели ряд международных акций. В1936 они поддержали мятеж националистов в Испании, Который привел в1939 г. до власти Ф. Франко.

Сложнее развивались отношения Германии и Японии. Они осложнялись тем, что Япония захватила германские колонии в Тихом океане и Китае и не собиралась их возвращать. Германия и Италия во время японской агрессии 1937 против Китая продавали оружие китайскому правительству. Обе страны находились далеко друг от друга и стремились сохранить свободу действий в своей сфере интересов.

К середине 30-х годов Германия, Италия и Япония стали на путь прямого нарушения условий послевоенного урегулирования. Над всей Версальско-Вашингтонской системой нависла угроза. Альтернативой ей был предложен Германией, Италией и Японией основанный на господстве силы "новый порядок", который сводился к разделу мира между этими государствами. Путь к новому порядку шел через войну.

Важнейшим договором стран оси был Берлинский пакт.

Берлинский пакт 1940 года , известный также как Пакт трёх держав 1940 года или Тройственный пакт , - международный договор (пакт), заключённый 27 сентября 1940 года между главными державами Оси - странами - участниками Антикоминтерновского пакта: Германией (Иоахим фон Риббентроп), Италией (Галеаццо Чиано) и Японией (Сабуро Курусу) сроком на 10 лет.

Стороны договорились о следующем:

«Правительство Великой Японской Империи, правительство Германии и правительство Италии, признавая предварительным и необходимым условием долговременного мира предоставление каждому государству возможности занять свое место в мире, считают основным принципом создание и поддержание нового порядка, необходимого для того, чтобы народы в районах Великой Восточной Азии и Европы могли пожинать плоды сосуществования и взаимного процветания всех заинтересованных наций, выражают решимость взаимно сотрудничать и предпринимать согласованные действия в указанных районах в отношении усилий, основывающихся на этих намерениях. Правительства трех держав, преисполненные стремления к сотрудничеству со всеми государствами, которые прилагают подобные усилия во всем мире, полны желания продемонстрировать свою непреклонную волю к миру во всем мире, для чего правительство Великой Японской Империи, правительство Германии и правительство Италии заключили нижеследующее соглашение.
Статья 1. Япония признает и уважает руководящее положение Германии и Италии в установлении нового порядка в Европе.

Статья 2. Германия и Италия признают и уважают руководящее положение Японии в установлении нового порядка в Великой Восточной Азии.

Статья 3. Япония, Германия и Италия соглашаются осуществлять взаимное сотрудничество, основывающееся на указанном курсе, если одна из трех договаривающихся сторон подвергнется нападению со стороны какой-либо державы, которая в настоящее время не участвует в европейской войне и в японо-китайском конфликте, то три страны обязуются оказывать взаимную помощь всеми имеющимися в их распоряжении политическими, экономическими и военными средствами.

Статья 4. В целях осуществления настоящего пакта безотлагательно создается смешанная комиссия, назначаемая правительством Японии, правительством Германии и правительством Италии.

Статья 5. Япония, Германия и Италия подтверждают, что указанные выше статьи никоим образом не затрагивают политического курса, существующего в настоящее время между каждым из трех участников пакта и Советским Союзом.

Статья 6. Настоящий пакт вступает в силу с момента его подписания. Срок действия пакта - десять лет со дня вступления в силу. Договаривающиеся Стороны по требованию одной из держав, заключивших пакт, обсудят вопрос пересмотра настоящего договора в любой момент до истечения этого периода.»

Берлинский пакт предусматривал разграничение зон влияния между странами Оси при установлении нового мирового порядка и военной взаимопомощи. Германии и Италии предназначалась ведущая роль в Европе, а Японской империи - в Азии. Таким образом, Япония получала формальное право на аннексию французских владений в Азии, чем и воспользовалась, без промедления вторгнувшись во Французский Индокитай.

К Берлинскому пакту присоединились также зависимые от Германии правительства Венгрии (20 ноября 1940 года), Румынии (23 ноября 1940 года), Словакии (24 ноября 1940 года), Болгарии (1 марта 1941 года).

Во время Второй мировой войны для японских солдат и офицеров было обыкновенным делом рубить мирных жителей мечами, закалывать штыками, насиловать и убивать женщин, убивать детей, стариков. Именно, поэтому, для корейцев и китайцев японцы враждебный народ, убийцы.

В июле 1937 года японцы атаковали Китай, началась японско-китайская война, продолжавшаяся до 1945 года. В ноябре-декабре 1937 года японская армия вела наступление на Нанкин. 13 декабря японцы захватили город, 5 дней шла массовая бойня (убийства продолжались и позднее, но не такие массовые), вошедшая в историю, как «Нанкинская резня». В ходе бойни, которую устроили японцы, было вырезано более 350 тыс. человек, некоторые источники приводят цифру в полмиллиона человек. Десятки тысяч женщин были изнасилованы, многие из них убиты. Японская армия действовала исходя из 3-х принципов «дочиста»: «выжигай дочиста», «убивай всех дочиста», «грабь дочиста».

Внимание для впечатлительных - присутствуют шокирующие кадры!

Бойня началась с того, что японские солдаты вывели из города 20 тыс. китайцев призывного возраста и закололи всех штыками, чтобы они никогда не смогли вступить в китайскую армию. Особенностью массовых убийств и издевательств было то, что японцы не стреляли – берегли боеприпасы, всех убивали и калечили холодным оружием. После этого массовые убийства начались в городе, женщин, девочек, старух насиловали, затем убивали. У живых людей вырезали сердца, резали животы, выкалывали глаза, закапывали живыми, отрезали головы, убивали даже младенцев, на улицах творилось безумие. Женщин насиловали прямо посреди улиц – опьянённые безнаказанностью японцы заставляли отцов насиловать дочерей, сыновей - матерей, самураи соревновались, кто больше зарубит человек мечом – победу одержал некий самурай Мукаи, убивший 106 человек.

После войны преступления японской военщины были осуждены мировым сообществом, но уже с 1970-х годов Токио их отрицает, о бойне японские учебники истории пишут, что просто было убито много людей в городе, без деталей.

Япония вышла из первой мировой войны, увеличив свои колониальные владения за счет захвата германских колоний на Тихом океане. Рост промышленности, особенно военной, стимулировал усиление позиций крупных финансово-промышленных концернов «дзайбацу». Вместе с тем сохранение феодальных пережитков в сельском хозяйстве, обрекавшее крестьян-арендаторов на крайне скудное существование, сдерживало развитие внутреннего рынка. Не менее тяжелым было положение и городских трудящихся.

Социально-экономические и политические противоречия достигли особой остроты в период кризисов 20-х -- начала 30-х годов. Выход из создавшегося положения правящие круги видели в ужесточении военно-полицейского режима в стране и активизации колониальной экспансии. Подготовка к новой большой войне стала определяющим фактором государственной жизни.

Временная послевоенная стабилизация японского капитализма сменилась экономическим кризисом 1927 г., не успев выйти из которого, Япония была ввергнута в мировой экономический кризис конца 20-начала 30-х гг. Этот кризис оказался сокрушительным для страны. Он затронул и промышленность, и сельское хозяйство.

В обстановке экономических потрясений, роста классовых противоречий и усиливающихся разногласий в самом правящем лагере финансовая олигархия делает ставку на сильную власть, на рвущуюся к установлению открытой диктатуры военщину, которая резко критикует парламентские буржуазно-помещичьи партии - Минсэйто и Сэйюкай - за неспособность навести в стране "твердый порядок".

После периода относительной либерализации политического режима, с конца 20-начала 30-х гг. начинается поворот Японии к фашизму, закончившийся установлением в годы второй мировой войны монархо-профашистской диктатуры.

Одновременно с проведением либерально-демократической реформы в Японии в период между двумя мировыми войнами была издана серия антиконституционных законов, которые обеспечивали фашизацию государственного строя этой страны. Новые законы были направлены против рабочего и демократического движения (о принудительном арбитраже в трудовых конфликтах, об охране порядка полицией на предприятиях во время стачки и др.).

В 1925 г. был принят закон об охране общественного спокойствия. Основная направленность закона была сформулирована в первом его параграфе: "Лица, создающие организации, имеющие целью изменение государственного строя или уничтожение системы частной собственности, сочувствующие этому и вступившие в эти организации, подлежат наказанию каторжными работами или тюремным заключением сроком до 10 лет".

В 1928 г. императорский указ за принадлежность к коммунистическим организациям устанавливал смертную казнь. Эти законы были первым шагом по пути фашизации Японии.

В 1931 г. в Японии был принят Закон о картелях (он был принят на 5 лет, но в 1936 г. продлен еще на пятилетие), предусматривающий обязательное соглашение между крупными фирмами о квотах производства, о контроле над распределением продукции и установлением цен; в 1933 г. - Закон о создании полугосударственного треста, в руки которого переходило все производство чугуна и 50% стали.

С 1938 г. законодательным путем вводится государственный контроль над финансами, торговлей, транспортом, рабочей силой, сферами распределения продукции. По существу, уже в это время японское правительство начинает проводить мероприятия, которые в дальнейшем стали основой экономической политики профашистского режима.

В 1931 г. Япония оккупировала Северо - Восточный Китай, где было образовано марионеточное государство Маньчжоу-Го, на территории которого была расквартирована японская Квантунская армия. В 1937 г. началась агрессия Японии в отношении Китайской республики, втянувшая страну во II мировую войну.

Милитаризация экономики, связанная с усилением политики военных авантюр в Китае, подготовкой войны с СССР, сопровождалась постепенным установлением государственного контроля над производством.

Ярким показателем фашизации Японии становятся бурный рост профашистских организаций, создававшихся при прямой поддержке правящей верхушки, и усиление их политического взаимодействия.

Для решения своих задач ультраправые, ультранационалистические организации используют традиционный тэнноизм, что приводит к упрочению его главных идейных позиций, ставших стержнем профашистско-монархической идеологии милитаристской Японии. Вместе с тем в тэнноизм вносятся и новые идеи, органически сочетающиеся со старыми, - идеи расового превосходства японцев, оправдывающие их право на господство над всеми другими народами и расами. Культ императора эклектически увязывается с заимствованными у Европы идеями создания "нового порядка" и пр.

В 1932 и 1936 гг. происходят первые попытки фашистских переворотов, подавление которых свидетельствовало о не устраненных еще противоречиях в правящем лагере. Временная консолидация буржуазно-помещичьих партий в Японии в 1937 г. на базе подавления левых сил и признания военной программы открыла путь не только к "большой войне", но и к окончательному установлению профашистского, открыто террористического режима.

В 1937--1939 и 1940--1941 гг. на посту министра-президента был принц Коноэ -- сторонник тоталитарного строя, ставленник милитаристов и «дзайбаиу». Его правительство, состоявшее из представителей армии и флота, а также крупнейших концернов «Мицубиси», «Мицуи», «Сумитомо», объявило о создании «новой политической структуры». Всем легальным политическим партиям было «предложено» самораспуститься Милехина Е.В. История государства и права зарубежных стран.- М.,2000..

Условия военного времени привели к деформации конституционного строя Японии. Устанавливается военно-фашистская диктатура с террористическим политическим режимом.

Характерно, что этот режим не был следствием государственного переворота, не сопровождался существенной перестройкой государственного аппарата. Он был введен конституционным правительством путем создания "новой политической структуры". В соответствии с ней вместо распущенных партий и организаций создавалась единая для всей страны полуобщественная, полугосударственная организация "Ассоциация помощи трону" (АПТ), состоящая на государственном бюджете и возглавляемая премьер-министром. На местах - в префектурах, уездах, городах и селах функционировали местные отделы АПТ. Её основные подразделения возглавляли представители военной и гражданской бюрократии, а также пользующиеся доверием руководители самораспустившихся партий.

Первичной ячейкой АПТ являлась "соседская община", объединявшая 10-12 семей. Каждые 30-40 общин объединялись в "ассоциацию" улицы или села, подчинявшуюся местному отделу АПТ. Члены "общины" обязаны были следить за настроением и поведением соседей и представлять в полицию соответствующую информацию.

В это время не только сохранялась сильная монархическая власть, такие феодальные атрибуты японской монархии, как Тайный совет, Министерство императорского двора, но и достиг своего апогея тот фанатичный культ императора, который упорно насаждался вместе с активизацией милитаристских, крайне агрессивных кругов.

"Новая политическая структура", олицетворявшая монархо-профашистский режим в Японии, не была фашистской партией. Она представляла собой разветвленную полицейско-бюрократическую сеть органов "движения помощи трону", начиная от верхушечной "Ассоциации помощи трону" и кончая сельскими отделениями движения.

Во главе "Ассоциации помощи трону" стоял министр-президент, ее верхние этажи заполнялись министрами, генералами, адмиралами, высшими чиновниками. Через губернаторов префектур и мэров городов, а также сельских старост Ассоциация включала всю бюрократию, а через общество резервистов - всю военщину.

В состав Ассоциации вошли на правах коллективных членов бывшие партии, различные общества и союзы. Взамен распущенных профсоюзов были созданы «общества служения отечеству», возглавляемые назначаемыми правительством должностными лицами Меняйло Д.В. Государство и право стран Древнего Востока. - Белгород,2008..

"Ассоциация помощи трону" объединяла различные верноподнические по отношению к императору и правительству общественные организации. Это ассоциации женщин, молодежи, рабочих, интеллигенции и т. д. В итоге все население страны было включено в военно-бюрократическую структуру, призванную организационно и идеологически обеспечить выполнение правительственного курса: "Императорский путь и создание самопроцветающей Азии".

С помощью этих организаций в невиданных даже для Японии масштабах устанавливается режим всеобщей полицейской слежки, подавления инакомыслия, усиливается культ императора, пропагандируется шовинизм. В итоге фактически все взрослое население страны было включено в глобальную военно-бюрократическую структуру, призванную организационно и идеологически подготовить население к войне.

"Самораспустившиеся" буржуазно-помещичьи партии были также включены в "новую политическую структуру" путем создания в 1942 г. "Политической ассоциации помощи трону", которая объединяла большинство депутатов парламента, весь актив партий Сэйюкай и Минсейто.

Женщины принудительно объединялись в "Женскую ассоциацию обороны родины", в "Общество женщин-патриоток", писатели и работники печати - в "Патриотический союз работников печати и литературы" и пр. Жестоко были подавлены все ранее созданные организации рабочих, распущены профсоюзы, вместо которых было сформировано "Общество служения отечеству" во главе с правительственными чиновниками. Законами 1938, 1939 гг. "О всеобщей регистрации и всеобщей мобилизации" был запрещен самовольный переход рабочих с одного предприятия на другое.

В условиях существования "новой политической структуры" был пересмотрен в сторону дальнейшего ужесточения, вплоть до применения смертной казни, Закон "Об охране порядка". В 1941 г. был принят также Закон "Об обеспечении национальной обороны", согласно которому преследовалось всякое "распространение сведений, наносящих вред общественному спокойствию и порядку". Под такие действия могли быть подведены любые проявления общественного недовольства. Вводилась система повальной полицейской слежки, возрождалась с этой целью сеть таких средневековых учреждений, как сельские соседские общины, которые через местные ячейки "Ассоциации помощи трону" получили ряд административных и полицейских функций.

"Моральному воспитанию" в духе тэнноизма подвергалось все население, особенно армия. Под контроль "Ассоциации помощи трону" были поставлены все средства массовой информации. Для пропаганды великодержавных идей в 1941 г. была создана массовая националистическая организация "Восточноазиатская лига великой Японии". Своеобразной "библией" тэнноизма стала в это время брошюра изданная в 1937 г. Министерством просвещения, "Основные принципы императорского пути". Состоящая из канонизированных идеологических требований, предъявляемых к "подданным великой Японской империи", основанная на признании "божественного" происхождения императорской династии, "вечной, как Небо и Земля", она использовалась в качестве основы "морального воспитания", обучения в школах, университетах и пр. Не случайно из всех официальных издании по тэнноизму директивой штаба оккупационных властей от 15 декабря 1945 г. эта брошюра была запрещена для дальнейшего распространения.

"Новой политической структуре" соответствовала "новая экономическая структура", которая служила полному подчинению японской экономики задачам усиления военной мощи, готовности к войне. В соответствии с "новой экономической структурой" в основных отраслях промышленности, в торговле, финансах создавались "контрольные ассоциации", принудительно объединявшие все предприятия той или иной отрасли или района. Их возглавляли назначаемые правительством из представителей крупного корпоративного капитала президенты, которым вверялся контроль над производством, сырьем, ценами, право регулировать распределение рабочей силы и пр., что на практике привело к установлению военно-каторжного режима труда для рабочих, лишению их каких бы то ни было легальных возможностей отстаивать свои права.

В их ведение передавалось решение важнейших вопросов производства и сбыта: распределение сырья, энергоносителей, рабочей силы, определение цен, основных условий труда, зарплаты и др. Забастовки объявлялись государственным преступлением. Общества служения отечеству включались в «новую экономическую структуру». Продолжительность и интенсивность труда рабочих резко возросли. Таким путем и экономика страны была милитаризована. В декабре 1941 г. Япония, которая уже вела агрессивную войну с Китаем, внезапно напала на американскую военно-морскую базу Пирл-Харбор и начала войну с США, а вскоре и с другими государствами -- членами антигитлеровской коалиции.

В годы войны четко проявилась тенденция к сращиванию функций административного, полицейского и военного аппаратов. Усиление централизации местного управления сопровождалось созданием надпрефектурных органов, возглавляемых сначала губернаторами крупных префектур, а затем генеральными комиссарами, командующими войсками округов. Деятельность полиции поддерживалась военной жандармерией, военизированными отрядами, создаваемыми по образцу штурмовых отрядов нацистской Германии История государства и права зарубежных стран. Часть 2 .Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А.- М.- Издательство НОРМА, 1996..