Возрождение николо-пешношского монастыря.

Г. Королёв (Болшево).

Ещё ближе к Болшеву расположено Мальцево-Бродово (в советское время пос. Лесные поляны), где в 1843 г. появилась шёлковая и полушёлковая фабрика В.М. Фомичева. В 1853 г. на ней было 100 рабочих и вырабатывалось продукции на 100 тыс. руб.

В усадьбу ведут красивые ворота, сохранились главный дом и парковый павильон. Последним владельцем Мальцево-Бродово был доктор Н.В. Соловьёв.

Калининград (в наше время Королёв) был образован в 1938 г. на основе пос. Калининский.

В 1960 г. в его состав был включен г. Костино, в 1963 г.- рабочие посёлки Первомайский и Текстильщики и дачный посёлок Болшево.

Самая древняя часть города - Болшево (в документах XVI-XVIII вв. Большево или Большово).

В XII в. по Клязьме в этом районе находилось городище славянского племени вятичей. Здесь проходил древний торговый путь из Московского княжества во Владимиро-Суздальское, начинавшийся от устья Яузы. Это место называли Пристанищем. Товары грузили на лодки-однодеревки (выдолбленные из цельного дерева) или набойные (однодеревки с набитыми на борт досками). Плыли по Яузе до Мытищ. Оттуда, где в Яузу впадает небольшая р. Работня, начинался восьмикилометровый волок на Клязьму. Спуск судов на воду происходил у селения Городище. Являясь своего рода контрольным пунктом, оно было практически нежилым. Мимо Болшева, из Киева во Владимир , в 1159 г. проследовал со своей дружиной князь Андрей Боголюбский .

В XVI в. Болшево и Костино - владения думного дьяка, печатника (1596) Василия Щелкалова, с 1577 г. возглавлявшего Разрядный приказ, после отставки брата Андрея в 1594 г. он стал во главе Посольского приказа.

В 1601 г. отставлен отдел, в 1605 г. пожалован Лжедимитрием в окольничие, умер в 1611 г.

В 1620 г. по государевой грамоте с. Болшево с принадлежащими ему д. Городище и д. Комаровка перешло во владение боярина Фёдора Ивановича Шереметева (ум. 1650), оборонявшего в 1591 г. Москву от хана Казы-Гирея. По жене он был родственником бояр Романовых, опала на них при царе Борисе Годунове коснулась и его, он был отправлен воеводой в Тобольск и лишился части вотчин и двора в Москве.

В 1605 г. послан против самозванца, но после смерти царя Бориса перешёл на сторону Лжедимитрия и был им пожалован в бояре. После убийства самозванца и избрания на престол Василия Шуйского Шереметев служил ему честно.

В 1606 г. послан против мятежной Астрахани, в 1607 г. занял её, очистил волжские города от изменников и в 1610 г., соединившись с войсками М.В. Скопина-Шуйского, освобождал Москву.

После низложения Шуйского Шереметев стоял в думе вместе с патриархом Гермогеном за избрание царя из русских, но позднее в числе временного правительства из 7 бояр (Семибоярщина) участвовал в посольстве с предложением престола польскому королевичу Владиславу. Затем держался Владислава, был с поляками в осаде в Москве и вышел из Кремля только после капитуляции польского гарнизона.

Принимал активное участие в избрании на престол царя Михаила Романова , ему приписывают слова: "Выберем де Мишу Романова, он молод и ещё глуп".

В 1615 г. освобождал от шведов Псков .

В 1617 г., когда насущной необходимостью было освобождение страны от огромного количества разбойнических шаек, ему поручен Разбойный приказ. Шереметев принимал участие в посольских съездах, закончившихся Деулинским перемирием с поляками, встречал возвращавшегося из плена отца царя, патриарха Филарета, был одним из деятельных участников в заключении Поляновского вечного мира с Польшей.

В 1649 г. принял иноческий чин с именем Феодосия.

На его дочери Евдокии (ум. 1671) был женат князь Никита Иванович Одоевский (ум. 1689).

В 1651 г. "вотчина Шереметева... Болшево... дана внуку его князю Михаилу Одоевскому...". Стольник, князь Михаил Никитич Одоевский умер в 1652 г.

Болшево перешло к его сыну, князю Юрию Михайловичу (ум. 1685), боярину (1676) и воеводе, рязанскому наместнику (1674), с 1678 по 1680 гг. - первому воеводе в Новгороде. В том же году он начал строить в Болшево деревянную церковь Святых бессребреников Космы и Дамиана (освящена в 1682 г.).

В 1682 г. в числе других бояр подписал Соборное постановление об отмене местничества. В селе тогда находилось 25 дворов крестьянских и восемь прочих (старосты, конюхов, попа). Потом селом владел его сын, князь Михаил Юрьевич Одоевский (в 1682 г. пожалован в комнатные стольники к царю Петру Алексеевичу, в 1689 г. сопровождал его в поездке в Троице-Сергиев монастырь, в 1698 г. поручик Семёновского полка, в 1721 г. в чине гвардии полковника назначен командиром армейской дивизии).

Его сын Иван Михайлович (1702-1775), в 1716 г. поступил на флот гардемарином и был послан учиться в Англию, в 1735 г. уволен из флота по болезни, в 1738 г. назначен советником в Московскую Дворцовую контору, с 1741 г. - действительный статский советник.

В 1776 г. владелец села князь Пётр Иванович Одоевский (1740-1826) "предоставил Большово с деревнями в распоряжение попечительного комитета" на содержание учреждённого им убежища для бедных, сохранив за собой только усадьбу.

В 1786 г. он построил вместо деревянной церкви Космы и Дамиана каменную в стиле раннего классицизма . В этом храме его и похоронили.

В 1878 г. пристроена паперть.

В 1898-1900 гг. по проекту архитектора Бориса Николаевича Шнауберта (1852-?) пристроен южный придел и изменён верх ко-локольни. В храме сохранился иконостас конца XVIII в. Князь П.И. Одоевский, полковник, служил в Конной гвардии, потом в армейских полках, в 1793 г. вышел в отставку. Он основал в Москве приют, который назвал Дарьинским в память о дочери. Она похоронена в церкви Космы и Дамиана в Болшеве, построенной в год её рождения.

Дарья Петровна была женой графа де-Кенсона, впоследствии пэра Франции. После смерти дочери князь остался совершенно один, умерла его супруга (урождённая Полтева), в 1813 г. погиб сын Сергей. Князь отдал Человеколюбивому обществу огромное имение в с. Болшево, на землях которого жило 1130 крестьян. Здесь на средства общества было открыто несколько благотворительных учреждений, в том числе богадельня, училище для крестьянских детей, а в 1835 г. при богадельне построена каменная церковь Преображения Господня (поблизости от храма Святых бессребреников Косьмы и Дамиана).

В 1863 г. в Болшеве была открыта начальная школа для крестьянских детей.

В советское время церковь была закрыта и перестроена

В 1874 г. в с. Болшево в доме, предоставленном попечительным о бедных комитетом Человеколюбивого общества, Общество поощрения трудолюбия учредило исправительный приют для нищенствующих и бродяжничающих девочек в возрасте от 4 до 14 лет. Их помещали сюда по приговору суда или по просьбе родителей. Кроме грамоты, девочки обучались портновскому и белошвейному ремёслам, занимались домашней работой, огородничеством, ухаживали за птицей и домашним скотом. Треть денег из прибыли за произведённую продукцию распределялась между воспитанницами и выдавалась им по выходе из приюта в 16-летнем возрасте. Девочки и дальше пользовались покровительством приюта (трудоустройство и материальная помощь). В 1863 г. в Болшеве открылась начальная школа для крестьянских детей.

В 1890 г. в храме с. Болшево была освящена икона, сооружённая усердием правления, служащих и рабочих фабрики товарищества Франца Рабенека в память чудесного спасения императорской семьи при крушении поезда у станции Борки. Икона поставлена в отдельном, богато вызолоченном киоте, написавший её академик С.И. Грибков изобразил святых, чьи имена носили члены императорской фамилии, и тех, память которых празднуется 17 октября.

С 1932 по 1933 г. в храме служил священномученик Павел (Успенский, 1888-1938). Он родился в семье священника, в 1911 г. окончил Московскую духовную семинарию, два года был учителем церковноприходской школы в Каменке (селение вошло в границы г. Электроугли), в 1913 г. рукоположен во священника к Троицкому храму с. Сафонова (ныне г. Электроугли), где служил до 1930 г. Затем почти каждый год был в разных храмах Подмосковья, последним из них (с 23 июня 1936 г. по день ареста, 19 марта 1938 г) стал храм Рождества Божией Матери в с. Рудня (ныне в Орехово-Зуевском районе).

19 января 1938 г., в церковной сторожке, где жил, был арестован диакон болшевской церкви Сергей Владимирович Никольский (1876-1938). Обвиненный в антисоветской агитации, он был расстрелян 31 января 1938 г.

У стен Космодемьянского храма похоронен протоиерей Михаил Нестеров (1919-1996). Он родился в крестьянской семье, у него было 6 братьев и сестёр. С детства был при храме, несмотря на насмешки и унижения, которым подвергался в школе, и стал псаломщиком.

В мае 1941 г. призван в армию и направлен на Север, всю войну сражался на полуострове Рыбачий. Вернулся с больными ногами. Поступил в Богословский институт в Новодевичьем монастыре в Москве. Заболел язвой желудка.

В 1946 г. рукоположен во диакона. Служил в Мариуполе, Орехово-Зуеве, был рукоположен во иерея и назначен настоятелем собора в Можайске . В храм никто не ходил, он стоял пустой, с выбитыми стёклами, не было хора.

О. Михаил потихоньку всё наладил, прослужил 5 лет и вышел за штат после двух инфарктов. Поехал в Болшево, где псаломщицей служила его тётушка Мария. Вновь начал служить в храме в окрестностях г. Пушкино, снова вышел за штат, но в конце того же года назначен в Антиохийское подворье в Москве, где и служил с 1959 по 1977 г. Его там полюбили и прозвали "пушистым" за пышные волосы. О. Михаил был награждён советскими боевыми орденами и медалями и орденами Антиохийской церкви.

По болезни ушёл на пенсию, служил по праздникам в болшевском храме Святых бессребреников Косьмы и Дамиана. Он много болел, у него отняли ногу, и в храм его привозили в кресле-коляске, а последние полгода уже не вставал с постели. Скончался мирно, во сне, 30 апреля 1996 г.

Неподалеку от храма Святых бессребреников Космы и Дамиана стоит дом, в котором провёл последние годы жизни прозаик и поэт, историк литературы и театра, написавший одну из первых и лучших книг о художнике Н.В. Нестерове (своём друге), Сергей Николаевич Дурылин (1886-1954).

В 1906-1908 гг. он был близок к революционному подполью, подвергался обыскам и кратковременным арестам.

В 1914 г. окончил Археологический институт в Москве, в том же году в Москве, Костроме , Рыбинске и других городах читал лекцию "Лик России. Великая война и русское призвание", с 1912 по 1918 г. был секретарём Московского религиозно-философского общества, в 1917 г. выпустил брошюру "Церковный собор и русская Церковь", в которой писал о перспективе возвращения после падения империи к Церкви вселенской и древнерусской, в 1918-1920 г. - член комиссии по охране памятников искусства и старины при Троице-Сергиевой Лавре , выступал в Вольной академии духовной культуры, возникшей в 1919 г. по инициативе Н.А. Бердяева.

В 1920 г. рукоположен во иерея.

Служил в храме Святителя Николая на Маросейке с о. Алексеем Мечевым , потом был настоятелем Боголюбовской часовни у Варварских ворот.

В 1922 г арестован, сидел в Бутырках, потом во Владимирской тюрьме, отбывал ссылку в Киржаче , потом в Челябинске.

В 1927 г сложил священнический сан.

Ныне настоятель храма - протоиерей Александр Славинский, почётный гражданин г. Королёва.

К Космодамианской церкви приписан храм-часовня при Доме ветеранов пос. Болшево.

Через дорогу от церкви находится Городище, самая древняя часть Болшева. Во 2-й половине XIX в. её называли Жуковкой, по имени владельцев, дворян Жуковых.

Здесь в 1887-1889 гг. в усадьбе, которую незадолго до этого купили Сапожниковы, жил художник Василий Дмитриевич Поленов с семьёй. Его жена (тоже художница) Наталья Васильевна, урождённая Якунчикова, была сестрой хозяйки имения Елизаветы Васильевны Сапожниковой. Для Поленовых это было очень тяжёлое время, они только что потеряли своего первенца, сына Фёдора.

В 1888 г. Поленов написал здесь картины "Река Клязьма. Жуковка" и "Дали. Вид с балкона. Жуковка".

Церковь Косьмы и Дамиана - православный храм Ивантеевского (до декабря 2011 г. - Пушкинского) благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Храм расположен в городе Королёве Московской области (ул. Станционная, д. 43), памятник архитектуры XVIII века. Названа в честь святых-бессребреников и чудотворцев, братьев Косьмы и Дамиана, живших в III-IV веках н. э.

Настоятель храма - протоиерей Александр Славинский.

При храме находится небольшое кладбище с могилами священнослужителей храма, князя П. И. Одоевского, болшевского врача М. М. Борисова и учительницы Л. И. Фалютинской. Часть могил без надписей.

История храма

Дата его постройки храма неизвестна; первое упоминание о Болшевской Космодамианской церкви относится к 1585 году: «…на реке Клязьме церковь Козма и Дамьян древян, Клецки». В 1680 году боярин князь Юрий Михайлович Одоевский начал строительство вместо обветшавшей новой церкви - «на новом месте во имя же Козьмы и Дамиана, от старого кладбища с четверть версты». Новый деревянный храм был освящён спустя два года.

В 1786 году попечительством князя Петра Ивановича Одоевского началось возведение нового кирпичного Космодамианского храма, который и сохранился до настоящего времени. Здание было построено в стиле классицизма рядом с деревянным, позже разобранным. Колокольня храма имеет черты стиля русского барокко.

В 1800 году князь П. И. Одоевский рядом с летним Космодамианским храмом построил зимнюю (тёплую) церковь Преображения Господня.

В 1878 году старостой церкви стал С. Алексеев - отец знаменитого режиссера К. С. Станиславского; к храму с 1849 года была приписана церковь Покрова Богородицы в сельце Любимовке, принадлежавшем Алексеевым.

В начале 1887 года в церковной метрике отмечалось, что на колокольне храма имеется пять колоколов, в ней же говорилось о наличии в храме мраморных досок с надписями о погребении князя Петра Ивановича Одоевского и дочери его Дарьи Петровны, в замужестве графини Кенсона.

В 1898 году на пожертвования прихожан и местных фабрикантов, благодаря настоятелю храма отца Николая Георгиевского и церковного старосты С. П. Киричко , к храму по проекту архитектора Б. Н. Шнауберта был пристроен южный придел во имя иконы Казанской Божией Матери; 9 июля 1900 года состоялось освящение вновь сооруженного придела.

В храме почиталась икона, написанная в память чудесного спасения императора Александра III и его семьи во время железнодорожной катастрофы. На иконе, местонахождение которой ныне неизвестно, были изображены лики святых покровителей августейшей семьи, а также тех святых, которые празднуются 17 октября. Икона была написана С. И. Грибковым и поставлена в отдельном богато вызолоченном иконостасе, с неугасимой серебряной лампадой перед ней.

В 1929 году оба храма, космодамиановский и преображенский, были закрыты. Однако вскоре разграбленная церковь Косьмы и Дамиана была возвращена приходу и богослужения в храме не прекращались, несмотря на многочисленные попытки безбожников добиться его закрытия. Духовенство храма подвергалось репрессиям (ссылкам, заключениям в лагеря, казням).

Современное состояние

В настоящее время храм отреставрирован. В храме находятся частицы мощей святых Римских бессребреников Косьмы и Демиана и икона святых. Космодамианский храм теперь посвящён святым бессребренникам и чудотворцам Косме и Дамиану, в Риме пострадавшим, что видно из мраморной мемориальной доски, устроенной на его фасаде. Когда и как произошло его переименование из храма святых безсребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских, неизвестно.

В храме находится чтимая иконы святых безсребреников и чудотворцев Косьмы и Демиана Асийских, преподобномучениц Варвары, Елисаветы с частицами их мощей.

Древняя обитель располагалась севернее села Рогачёва, на берегу реки Сестры. Главное украшение этого места - Богородице-Рождественская церковь, бывший монастырский собор - одна из древнейших построек Подмосковья. Храм сооружён в 1547 году; всё выдаёт в нём суровую древность. Массивный четверик венчается богатырской главой, узкие щелевидные окна делают здание похожим на крепость. Храм четырёхстолпный, прежде венчался двумя рядами кокошников, но позднее их заменили четырёхскатной кровлей. Закомары включены в венчающий карниз, под ними просматривается резной поясок. Входы в собор украшают характерные для XVI века перспективные порталы с килевидным завершением.

После упразднения монастыря во время пресловутой «секуляризации» в 1764 году обитель была превращена в женскую богадельню, которая существовала здесь до 1814 года. В 1809 году на территорию бывшего монастыря перевезли деревянную Спасскую церковь из соседнего села Дулова. Церковь эта сгорела в 1991 году.

Рождественский собор находился в руинированном состоянии, ограда сохранилась ещё хуже. После восстановления духовной жизни храм оказался приписным к приходу Покровской церкви села Куликово. Это не способствовало быстрому возрождению бесценного памятника средневекового храмового зодчества.

Между тем с возрождением монастырского хозяйства у Николы-на-Пешноше появилась необходимость в угодьях, которые имелись около храма в селе Пустынь. Кроме того, как мы помним, с XIX столетия Медведева пустынь находилось под управлением пешношского начальства. Значит, есть основания для возрождения старинной традиции.

Прошение отца Григория от 17 августа 2009 года было удовлетворено, и с 8 сентября Богородице-Рождественский приход стал подворьем Пешноши.

Между тем 9 октября на заседании Священного Синода иеромонах Григорий (Клименко) был назначен настоятелем Николо-Пешношского монастыря с возведением в сан игумена.

Официальное поставление определили на 15 октября 2009 года. Владыка прибыл в монастырь в сопровождении епископа Серпуховского Романа, благочинного Дмитровского церковного округа Афанасия Чорногуза и настоятелей епархиальных мужских монастырей.

У врат монастыря, под шатровой сенью старинной Спасской башни владыку встречали глава Дмитровского района В.В. Гаврилов с супругой, благотворители, работники интерната, духовенство.

За Литургией было много молящихся из окрестных селений и паломников. На малом входе иеромонах Григорий (Клименко) был возведён Митрополитом Ювеналием в сан игумена. По окончании богослужения Правящий архиерей Московской епархии обратился к новоназначенному настоятелю.

Мы живём в такое время, когда возрождается церковная жизнь и порушенные святыни. Наша подмосковная земля славна подвигами тех подвижников, которые сразу после Крещения Руси прославились святой жизнью, свидетельством чему являются древние храмы и монастыри Московской области. Совсем недавно мы торжественно отмечали 700-летие Иоанно-Предтеченского храма в городе Коломне . Вчера Святейший Патриарх возглавил торжество по случаю 700-летия Покровского женского монастыря в Хотькове, где покоятся мощи святых Кирилла и Марии - родителей преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца.

И вот эта древняя обитель, основанная преподобным Сергием, тоже дожила до своего возрождения. Когда мы говорим о возрождении и реставрации храмов и монастырей, о том, что люди устремляются в эти места, чтобы получить Божию благодать, обратим особое внимание на то, что, посещая эти храмы и монастыри, паломники хотят не только любоваться возрождёнными церковными зданиями, но ищут ту же святость, те же подвиги, которые совершались здесь нашими предшественниками.

Ныне мы порой украшаем храмы и монастыри более благолепно, чем они были украшены при их строительстве. Это достойно похвалы и всякого поощрения. Однако, когда паломники переступают порог этих святынь, они ждут, что их встретят такие же богоносные пастыри, старцы не только по возрасту, но и по мудрости, по духовности, чтобы насладиться этой красотой и духовным богатством.

Мы вспоминаем обличительные слова Христа Спасителя, Который свидетельствовал: горе тому, кто внешним благочестием прикрывает своё духовное убожество. Он уподобил этих людей окрашенным гробам, говоря, что внешне они красивы, а внутри полны мерзости (см.: Мф. 23:27). Вы можете прочитать об этом в Святом Евангелии. Это духовное предупреждение касается всех нас. Об этом хочется напомнить и тебе, принимающему сегодня игуменский жезл для управления этой древней возрождающейся обителью.

Возрождение здесь идёт помимо наших возможностей. Я очень счастлив, что глава Дмитровского района Валерий Васильевич Гаврилов возгорелся желанием возродить эту святую обитель, вернуть её Церкви в том благолепии, в котором мы сейчас видим этот Сергиевский храм. Мы преисполнены благодарности ему и всем тем, чьими руками дивно созидается древняя святыня. Это - дар Божий, который нам даётся для нашего служения и спасения.

Твоя основная забота, отец Григорий, - души людей. Мы вспоминаем сейчас о том, как преподобный Сергий Радонежский , ища уединения и общения с Богом в молитве, достиг такого совершенства, что к нему, как к магниту, притягивались людские души. И потом он направлял своих учеников в разные концы нашей земли, создавая новые монастыри, которые привлекали не количеством монахов, не прекрасными хорами, не замечательной архитектурой и живописью, - богомольцы тянулись к святым людям, обретая научение и облегчение своих нравственных страданий. И с порога возрождённых святынь их должны встречать духовные пастыри, помогающие им в скорбях, научающие их вере и благочестию, указывающие им путь ко спасению в вечной жизни.

И всё это, повторю, относится не только к тебе, отец игумен, но и ко всем нам. Говорю это в присутствии настоятелей монастырей Московской епархии и пастырей, которые имеют те же задачи и ту же ответственность в нашей Святой Церкви сегодня.

С этими мыслями и чувствами «прими сей жезл, имже утверждей паству твою, да правиши, яко и слово имаши отдати за ню нашему Богу в день Суда».

Я также хотел бы поздравить тебя, отец Григорий, с личным юбилеем, поскольку завтра исполняется сорок лет со дня твоего рождения. Я говорил о духовном старчестве. Ты, конечно, ещё молод, полон сил, и всё твоё служение - впереди, но я хочу, чтобы ты серьёзно и ответственно, благоговейно и свято нёс здесь своё послушание. Хочу вручить тебе образ Спасителя нашего и Господа, Которому мы служим. И да поможет тебе во всём Иисус Христос!».

Слова сердечной благодарности владыка адресовал и В.В. Гаврилову.

«Хотел бы воспользоваться очередным посещением Николо-Пешношского монастыря , чтобы искренне поблагодарить Вас, дорогой Валерий Васильевич, за то, что Вы подвижнически взялись возродить эту обитель. Бывает, что, когда проходит праздник освящения святыни, благотворители забывают это место. Но Вы взяли на себя особый подвиг, сказав при освящении этой церкви, что каждый год мы будем освящать здесь восстановленный монастырский храм. Сегодня, когда я шёл по территории обители, Вы показали, с каким размахом идут работы по восстановлению очередного храма. Я благоговею перед Вашими трудами, которые Вы несёте во имя славы Божией, во имя духовного возрождения нашего народа, который в течение многих десятилетий был отлучён от Матери Церкви».

В благословение Валерию Васильевичу и Ларисе Анатольевне Гавриловым Митрополит Ювеналий передал святую просфору. В.В. Гаврилов поблагодарил владыку Митрополита и засвидетельствовал готовность и в дальнейшем помогать восстановлению храмов Николо-Пешношской обители .

В южном братском корпусе монастыря состоялась гостеприимная трапеза, после чего владыка Ювеналий и сопровождающие его лица ознакомились с ходом реставрационных работ. И вот, не прошло и года, как новое торжество соединило верных в Пешношской ограде!

10 июля 2010 года Митрополит Ювеналий в сопровождении владыки Романа и сонма духовенства вновь прибыл в обитель, на сей раз - для освящения Мефодиевской церкви. Своим обликом она напоминает старинные крипты... Невысокие таинственные своды и стены покрыты прекрасными росписями, повествующими о древней истории монастыря.

По окончании богослужения к Митрополиту Ювеналию обратился настоятель Пешноши игумен Григорий:

«Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка! В последние годы для всех нас стало не просто доброй традицией, но и необходимостью разделить радость праздника преподобного Мефодия Пешношского . Мы знаем, что с блаженной кончины преподобного до его прославления в лике святых Русской Православной Церкви прошло всего 150 лет. Затем прошло 300 лет, и был устроен храм в его честь. Вот мы видим новую историю нашей святой обители: прошло три года с момента её возрождения, и сегодня Вашими святительскими руками был освящён придел в честь преподобного отца нашего Мефодия, которому мы усердно молимся и просим его о помощи в возрождении нашей древней святыни. Теперь мы имеем возможность ещё более усердно молиться преподобному, просить его помощи в устроении монашеской жизни, которая входит в то русло, что текло многие столетия. Разрешите мне, дорогой Владыка, поздравить Вас с этим праздничным днём, поблагодарить за отеческое попечение о нашей братии, за отеческую любовь к Николо-Пешношской обители и от нашего усердия, в знак сыновней признательности и благодарности преподнести Вам эту святую панагию! Многая и благая Вам лета!»

Взял слово и В.В. Гаврилов. Он не только поблагодарил архипастыря за посещение дмитровской святыни, но также сказал о планах на будущее.

«В следующем году, когда обители исполняется 650 лет со дня её основания, мы хотим восстановить оставшиеся два храма, две башни и, конечно, корпус для братии монастыря. Дорогой Владыка, мы обязательно это сделаем!..»

Растроганный Митрополит Ювеналий от всего сердца поблагодарил В.В. Гаврилова за это подвижничество. Владыка вручил ему медаль Московской епархии «За жертвенные труды» I степени. Епархиальными медалями были награждены и другие участники возрождения Мефодиевского храма.

Есть удивительная красота в тихом русском пейзаже! И духовный смысл его раскрывается в святынях - церквях и обителях. Словно евангельские жемчужины сияют они... Настанет срок - и не только отдельные здания встретят паломников, распахнут перед молящимися свои врата. Будет время - и весь монастырь Святителя Николая восстанет в совершенстве и полноте, со всеми храмами, башнями, кельями! И снова в прежней красе откроется миру зримое воплощение молитвы - Пешношская жемчужина!

О. Григорий (Клименко)


О. Григорий (Клименко), в миру - Юрий (в крещении - Георгий) Петрович Клименко - родился 16 октября 1968 г. в г. Макеевка (ныне - Донецкая Народная Республика).

Отец - Пётр Гаврилович Клименко, украинец, 1942 г. р., рабочий.

Мать - Тамара Леонидовна Клименко (Мохова), русская, 1944 г. р., служащая.

  • 1976-1984 гг. - с по 8 класс учился в школе № 32, Макеевка
  • 1984-1986 гг. - курсант Киевского суворовского военного училища
  • Августа 1986 - июнь 1990 гг. - курсант Коломенского высшего артиллерийского командного училища, окончил по специализации «Артиллерия Воздушно-десантных войск».
  • С августа 1990 г. по март 1991 г. проходил службу в 1128-м артиллерийском полку Тульской воздушно-десантной дивизии города Ефремов на должностях командира взвода управления и старшего офицера гаубичной батареи.
  • В период с марта 1991 г. по ноябрь 1993 г. - в 51-м парашютно-десантном полку города Тула на должностях старшего офицера самоходной арт. батареи, начальника разведки самоходного арт. дивизиона.
  • С января по ноябрь 1994 г. старший лейтенант Клименко проходил службу в составе 54-го отдельного пехотного батальона войск ООН в Югославии (в республике Сербская Краина) в должности старшего офицера по управлению огнем. С декабря 1994 г. по май 1995 г. находился в составе 51 парашютно-десантного полка Тулы.
  • Май 1995 - по апрель 1997 г. - продолжал службу в Коломенском артиллерийском училище Московской обл. в должности командира взвода курсантов.
  • Апрель 1997 г. - уволен в запас в звании капитана
  • Май 1997 г. - май 1998 гг. - алтарник Крестовоздвиженского храма города Коломны.
  • 21 мая 1998 г. в Иоанно-Богословском храме Коломны архиепископом Можайским Григорием был рукоположен во диакона к храму Воздвижения Креста Господня города Коломны.
  • 2 августа 1998 г. в Ильинском храме села Ново-Егорье Егорьевского района Московской области митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием был рукоположен во пресвитера и назначен клириком Успенского Брусенского женского монастыря города Коломны.
  • 24 апреля, в Великий Понедельник, в Сергиевском храме Старо-Голутвина монастыря города Коломны настоятелем монастыря игуменом Кириллом (Федотовым) иерей Георгий пострижен в монашество с именем Григорий в честь ученика преподобного Сергия Радонежского Григория, первого игумена Голутвина монастыря.
  • В 2002 г. окончил обучение на заочном секторе Коломенской духовной семинарии по I-му разряду.
  • В 2004 г. поступил на заочный сектор Московской духовной академии, которую закончил в 2007 г. и в 2008 г. с отличной оценкой защитил дипломную работу на тему: «Успенский Брусенский женский монастырь Московской епархии (история, архитектура, святыни)».
  • 27 августа 2008 г. указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия № 3187 назначен исполняющим обязанности настоятеля Николо-Пешношского мужского монастыря поселка Луговой Дмитровского района Московской области.
  • Определением Священного Синода от 6 октября 2008 г. назначен настоятелем Николо-Пешношского мужского монастыря
  • 15 октября 2008 г. - в Николо-Пешношском монастыре митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием возведён в сан игумена.
  • 26 июля 2011 г. - игумен Григорий (Клименко) назначен настоятелем Никольского храма села Рогачево Дмитровского района с оставлением в прежней должности.
  • 26 июля 2011 г. - назначен благочинным церквей Рогачевского церковного округа.

История:

Основан в 1361 учеником Сергия Радонежского Мефодием. В XVI веке во время общего расцвета дмитровских земель разбогател, торгуя хлебом с Белозерском; тогда же в монастыре началось каменное строительство, так что к XVII веку деревянных зданий в нём уже не осталось. Способствовали развитию монастыря и значительные пожертвования дмитровских князей Петра Дмитриевича (1389-1428) и Юрия Васильевича (1462-1473), а позже - царя Ивана IV Грозного (1533-1584).

В 1544 митрополит московский Макарий возводит в сан игумена монастыря Варсонофия, будущего епископа тверского. С 1542 в монастыре на покое проживал бывший епископ Коломенский Вассиан (Топорков). В 1553 по пути в Кирилло-Белозерский монастырь Николо-Пешношский монастырь посетил Иван Грозный. По преданию царь спросил Вассиана: «Отче, как лучше править государством?» - на что получил ответ: «Если хочешь быть истинным самодержцем, то не имей советников мудрее себя; держись правила что ты должен учить, а не учиться, повелевать, а не слушаться. Тогда будешь твердым па царстве и грозою для вельмож». Иван Грозный на это сказал: «Сам отец мой не дал бы мне лучшего совета». Вскоре после этого царь пожаловал монастырю дворцовое село Суходол и 25 деревень Суходольской волости. Когда же в Казани в 1555 создавалась новая епархия, Варсонофий был направлен туда в сане архимандрита для основания новой обители: Спасо-Преображенского монастыря.

В Смутное время монастырь занимают польские отряды.

В 1666 году происходит Никоновская реформа системы церковной власти и её унификации с Византийской. Церковная реформа и также другие, проведённые царями Романовыми и, последовавший за ним раскол общества, вызвали гражданскую войну в стране.

Монастырь теряет независимость и переходит под централизованное управление группы лиц, проводившей реформы и захват власти.

В 1700 Николо-Пешношский монастырь приписывают к Троице-Сергиеву монастырю и он приходит в упадок. В 1764 он упраздняется, однако возобновляется уже в 1766 стараниями дмитровских купцов Ивана Сычева и Ивана Толчёнова и по ходатайству помещика действительного статского советника Михаила Верёвкина. При архимандрите Макарии Брюшкове (1788-1811) монастырь интенсивно развивается и становится одной из самых благоустроенных российских обителей, московский митрополит Платон называет его «второй Лаврой».

В 1812 году монастырь избежал разорения: французы, находившиеся всего в 18 верстах, побоялись идти к нему по окружённой болотами дороге.

После Октябрьской революции ряд зданий монастыря передаётся филиалу Дмитровского краеведческого музея. В 1927 (по другим данным в 1928) как монастырь, так и филиал музея были закрыты, в их зданиях размещён Дом инвалидов Мособлсобеса. В 1960-х - начале 1970-х под руководством Н. И. Иванова отреставрированы некоторые храмы, а также частично укрепления монастыря.

С 1966 года на территории монастыря располагается Психоневрологический интернат № 3 Департамента социальной защиты населения города Москвы. Вопрос о выводе интерната из исторического архитектурного комплекса впервые был поднят ещё в 1975 году, однако его решение тянется уже несколько десятилетий.

Возрождение монастыря:

Второе возрождение Николо-Пешношского монастыря началось в 2007 году. В январе 2007 г. состоялся визит Главы Дмитровского района Валерия Гаврилова и благочинного Дмитровского церковного округа иеромонаха Никона (Крючкова) в Николо-Пешношский монастырь. Во время посещения монастыря, занятого Психоневрологическим интернатом № 3, была достигнута договоренность о начале реставрации церкви преп. Сергия Радонежского. Руководством ПНИ № 3 принято решение отдать под жилье братии южный монастырский корпус.

27 мая 2007 г. заработал Интернет-сайт www.peshnosha.ru, посвященный возрождению Николо-Пешношского монастыря и объединивший вокруг идеи возрождения «второй лавры» сотни людей. В Николо-Пешношском монастыре начались регулярные заседания Штаба по возрождению обители, возглавляемые Главой Дмитровского муниципального района Валерием Гавриловым.

В июне 2007 г. для богослужений освобождено помещение монастырской Богоявленской церкви, занимаемой складом ПНИ № 3. В обитель начали возвращаться монастырские святыни и реликвии.

27 июня 2007 г. в Николо-Пешношском монастыре прошли торжества, посвященные памяти основателя обители преподобного Мефодия, а 30 июня Преосвященным епископом Серпуховским Романом был освящен крест для купола Сергиевской церкви - первый крест над монастырем за 80 лет, со дня его разорения.

30 июня 2007 года глава Дмитровского района Валерий Гаврилов заявил, что к 2008 году будет полностью восстановлен монастырский Сергиевский храм, а в 2009 в нём начнутся регулярные богослужения.

В июле 2007 г. группа добровольцев на собственные средства изготовила иконостас для Богоявленской церкви, в храм пожертвована церковная утварь для совершения Божественной литургии. В это же время Администрация ПНИ начала крупномасштабный ремонт своих помещений - монастырских корпусов - нанося их внешнему виду серьёзный ущерб. Обещанный под жилье братии южный корпус монастыря закрыт на ремонт.

В августе 2007 г. Администрация ПНИ пытается ограничить пребывание верующих на территории монастыря. Братии окончательно отказано в помещениях для жилья. Администрацией ПНИ делаются попытки возврата к старому порядку вещей. Капитальный ремонт монастырских зданий набирает обороты, нанося им все более серьёзный ущерб. В решении проблемы активное участие принимает Глава района.

19 августа 2007 г., в праздник Преображения Господня, в Богоявленском храме Николо-Пешношского монастыря начались регулярные богослужения. 21 августа на заседании Священного Синода было решено преобразовать приход Сергиевской церкви поселка Луговой в Николо-Пешношский мужской монастырь. 2 сентября состоялось торжественное открытие монастыря, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий провёл в Сергиевском храме первое за 80 лет богослужение. Настоятелем обители стал игумен Никон (Головко), выпускник МГУ им. Ломоносова и Коломенской духовной семинарии.

В октябре - декабре 2007 г. на сайте Николо-Пешношского монастыря www.peshnosha.ru, а также в светских СМИ (РТР, Рен-ТВ, газета «МК») состоялась серия публикаций о Николо-Пешношском монастыре. Результатом этих публикация стала проверка строительной деятельности Администрации ПНИ представителями «Росохранкультуры», установившая множественные факты нарушений охранного законодательства; ситуацией с капитальным ремонтом заинтересовались компетентные органы.

В середине Великого поста 2008 г. по благословению благочинного монастырей Московской епархии Преосвященнейшего Романа, епископа Серпуховского, единственная действующая в монастыре церковь - Богоявленская - закрывается на реставрацию. Более чем на два с половиной месяца, до Пасхи 2008 г., новооткрытый монастырь остается без храма.

12 июня 2008 г. Глава Дмитровского района Валерий Гаврилов, несмотря на протест регионального архитектора, реставраторов, настоятеля монастыря, настаивает на снятии грунта вокруг Сергиевской церкви. Экскаваторная техника вмешивается в культурный слой памятника, нарушая рекомендации «Росохранкультуры». Это приводит к осквернению части монастырского кладбища и вывозу с территории монастыря вместе с грунтом монашеских останков XVII-XIX вв.

17 июня 2008 г. состоялось великое освящение возрожденного храма преподобного Сергия Радонежского. Глава Дмитровского района Валерий Гаврилов награждён орденом, труженики обители награждены благодарственными и благословенными грамотами. После долгого перерыва в монастыре, наконец, возобновилось регулярное служение Божественной литургии, появились первые кандидаты в послушники.

К этому моменту в Николо-Пешношском монастыре из руин полностью восстановлены и укомплектованы всей необходимой утварью: Сергиевский храм с мощами преп. Мефодия Пешношского, Сретенский храм, монастырская колокольня, братские кельи.

14 августа 2008 г. Преосвященнейший Роман, епископ Серпуховской, благочинный монастырей Московской епархии, настаивает на скорейшем увеличении количества братии монастыря и требует для этой цели записывать в братию некоторых подопечных Психоневрологического интерната № 3, что вызывает несогласие настоятеля монастыря.

27 августа 2008 г. подписан указ о назначении нового настоятеля обители иеромонаха Григория (Клименко), выпускника ВАКУ и Московской духовной академии.

15 октября 2008 г. митрополит Ювеналий совершил в обители Божественную литургию, за которой новый настоятель монастыря иеромонах Григорий (Клименко) возведен в сан игумена.

5 ноября 2008 г. киностудия «Мосфильм» начала в Николо-Пешношском монастыре съемки фильма «Палата № 6» по одноименной повести А. П. Чехова (режиссёр - Карен Шахназаров).

28 июля 2009 года, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира - крестителя Святой Руси - вблизи бывшего монашеского скита подмосковного Николо-Пешношского мужского монастыря воздвигнут Покаянный Крест. На это место год назад был свален «строительный мусор»: кладбищенская земля с останками монастырской братии.

По состоянию на декабрь 2013 года строительство корпусов Психоневрологического интерната № 3 на новом месте рядом с поселком Луговой Московской области завершено. Психоневрологический интернат № 3 освобождает все помещения на территории Николо-Пешношского монастыря, включая административные корпуса рядом с монастырем, и переезжает в новые здания рядом с поселком Луговой.

24 августа 2014 года состоялось открытие всей территории Николо-Пешношского монастыря после ремонтных и реставрационных работ. Праздничное богослужение возглавил Святейший Патриарх Кирилл. На богослужении присутствовали многочисленные гости и паломники.

Архитектура:

На территории монастыря расположены 6 храмов:

Никольский собор, построенный в XVI веке, крестово-купольного типа изначально двуглавый, в 1683-1691 дополненный четырьмя малыми главами, убранными в 1782. Ныне одноглавый.
Сергиевский храм, возведённый в 1732 над могилой Мефодия Пешношского взамен прежнего.
Сретенская церковь.
Богоявленская церковь в здании колокольни (нач. XVI).
Надвратный Преображенский храм (1689) над Святыми воротами (1623), обращенными к Яхроме.
Церковь Дмитрия Ростовского с больницей (1811-1829).
Святыни

До закрытия монастыря в нём хранилось несколько святынь, почитавшихся чудотворными. Прежде всего это мощи основателя монастыря преподобного Мефодия, его посох и деревянный потир, использовавшийся им при богослужениях (последний ныне пребывает в экспозиции дмитровского музея).

Помимо них известен образ Божией Матери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева», первоначально принадлежавший московскому купцу Алексею Макееву, принявшему в монастыре иноческий постриг. В 1792, после смерти Макеева, он перешёл во владение монастыря. В 1848 после молитв перед иконой прекратилась эпидемия холеры, свирепствовавшая в Дмитровском уезде. После этого образ перенесли в Сергиевский храм и учредили крестный ход с иконой, совершавшийся ежегодно 17 (30) октября. В настоящее время местонахождение иконы не известно.

У стен монастыря.

Сретенская церковь в двухэтажном трапезном корпусе Николо-Пешношского монастыря.

Слева направо:
Святой источник, Никольский собор, Церковь Сергея Радонежского, Колокольня.
В древнем монастыре, основанный в 1361 году преподобным Мефодием Пешношским по благословлению преподобного Сергия Радонежского, в 2014 году произошло событие. В стенах обители появился святой источник. Над источником была поставлена красивая часовня-сень в честь Иoaннa Пpeдтeчи.

Вид на храмовый комплекс с угловой башни монастырской стены.
24 августа 2014 года состоялось открытие всей территории Николо-Пешношского монастыря после ремонтных и реставрационных работ.

Угловая башня, трапезная и южный братский корпус (начало XIX в.)

Юго-Западная башня, Настоятельский корпус, Надвратный Преображенский храм (1689) над Святыми воротами (1623), Казначейский корпус.

Внутренняя территория и постройки обители.

Сретенская церковь с солнечными часами.

Церковь Дмитрия Ростовского с больничным корпусом (1811-1829 гг.)

Церковь Дмитрия Ростовского (1811-1829 гг.), северный корпус (музей), Спасская башня, монастырская лавка (трапезная).

Ухоженная территория и сказочные монастырские постройки радуют глаз.

Храмовый комплекс Николо-Пешношского монастыря.

Колокольня Николо-Пешношского монастыря.

В 1788 году митрополит Московский Платон (Лёвшин) назначил настоятелем монастыря игумена Макария (Брюшков), при котором монастырь восстал из руин. Высокопреосвященный митрополит Платон так писал о Николо-Пешношской обители: "Пешноша в моей епархии вторая Лавра". Это, действительно, говорило о расцвете обители.
В 1793 году тщанием дмитровского купца Ивана Толчёнова возведены еще два верхних яруса колокольни. Над колоколами устроены двухсуточные железные часы, с боем. На колокольне размещались 10 колоколов: Праздничный (968 п., 20ф.), Полуёмный (294п.), Будничный (141п.), Маловечерний (75 п.). Во втором ярусе колокольни был Богоявленский храм, упраздненный в 1786 г. Взамен в 1859 г. был устроен храм прп. Мефодия в первом ярусе (в XVI-XVII вв. там находился Предтеченский придел). По своей архитектуре колокольня Пешношского монастыря является копией колокольни Толгского Введенского монастыря г. Ярославля.
Слева от неё cцeнa и тpибyны, вoзвeдeнныe cпeциaльнo для coвepшeния Литypгии нa oткpытoм вoздyxe пaтpиapxoм Kиpиллoм в чecть открытия монастыря.

Паломники в Николо-Пешношском монастыре.

Восточная стена Николо-Пешношского монастыря. Cвятыe вopoтa c нaдвpaтнoй Пpeoбpaжeнcкoй цepкoвью.

Иеромонах Иероним приводит древнее предание об основании монастыря. Предание рассказывает, что прп. Мефодий основал монастырь без разрешения местного князя. Князь (имя не указывается) был крайне рассержен. Мефодию было направлено требование немедленно освободить княжескую землю. На это преподобный ответил отказом. Возмущенный князь решил лично наказать Мефодия и выдворить того из своих владений. Однако княжеские кони пали, не доскакав до келии преподобного. «Князь в недоумении бысть и оставь ихо на пути пеш пойде к преподобному…». Придя в келию, князь увидел «…в полной нищете живущаго старца, яко Ангела Божия». Князь беседовал с Мефодием и постепенно гнев его остывал. Спустя короткое время князь уже удивлялся и умилялся, видя перед собой великого подвижника. В итоге князь попросил преподобного Мефодия жить тут без боязни. Перед уходом князь рассказал преподобному о павших лошадях. «Тогда преподобный пойде с князем ко онем лошадям и начал молиться Богу и тогда вдруг восстали его лошади живыми…».