Урок по русскому языку. Тема: Запятая в сложном предложении

Максимова Татьяна Ивановна, учитель начальных классов
Чувашская Республика, Урмарский район

Цели урока: Формировать умение распознавать простые предложения с однородными членами и сложные предложения; пунктуационно оформлять предложения данных типов. Развивать речь учащихся, память, внимание и мышление. Воспитывать самостоятельность, прививать интерес к предмету.



Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту

Урок русского языка,4 класс, программа «Школа России»

Учитель МБОУ «Челксинская ООШ» Урмарского района Чувашской Республики

Максимова Татьяна Ивановна

Учебник В.И.Бычков, З.М.Беляева, А.В.Рыбакова

Русский язык

Тема: Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но.

Цели урока: Формировать умение распознавать простые предложения с однородными членами и сложные предложения; пунктуационно оформлять предложения данных типов.

Развивать речь учащихся, память, внимание и мышление.

Воспитывать самостоятельность, прививать интерес к предмету.

Организационный момент.

Орфографическая минутка.

Эпиграф: Русский знают все ребята

В нашей солнечной стране.

Как прекрасен и велик

Русский близкий нам язык!

Назовите слова с непроверяемыми орфограммами. (Русский, ребята, прекрасен, велик, язык)

Почему правописание этих слов надо запомнить? (Правописание этих слов нельзя проверить)

Назовите слова с проверяемыми орфограммами. (Страна, близкий)

Найдите слово с приставкой. (Прекрасен)

3. Языковая разминка.

а) Правда в огне не горит, в воде не тонет.

Что вы записали? (Пословицу)

Как вы ее понимаете? (Нельзя обманывать, правда всегда выйдет наружу)

Найдите грамматическую основу.

б)Терпение и труд все перетрут.

Обьясните значение пословицы. (Терпением и трудом можно преодолеть все трудности)

Найти грамматическую основу. (Самооценка)

Что вы можете сказать об это предложении?

Вывод: Оба предложения простые с однородными членами. В первом предложении ставится запятая, потому что нет союза и. Во втором предложении однородные подлежащие соединяются с союзом и, потому что запятая не ставится.

4.Игра «Найди пару»

1). Даны простые предложения. Необходимо найти грамматическую основу каждого предложения.

2), Попробуйте найти пары предложений.

(1 столбик) Черная туча закрыла небо

Труд человека кормит

В классе наступила тишина

(2 столбик) Лень человека портит

Проливной дождик

Застучал в окно

Сделайте схему этих предложений.

Какие предложения получились? (Сложные)

Почему? (Две грамматические основы)

Чем соединяются части сложного предложения? (При помощи интонации)

Чтобы правильно записать сложное предложение с союзами что нам нужно знать?

Проблема: Всегда ли нужна запятая в сложном предложении с союзом?

На этом уроке мы должны выяснить всегда ли ставится запятая в сложных предложениях с союзами и, а, но?

5. Физкультминутка. (Пальчиковая гимнастика)

6. Поиск решения.

Упр.1, стр.229. Давайте понаблюдаем, как поставили запятые в сложных предложениях.

(Ученики читают по два предложения: Одно из левого столбика, другое из правого столбика, сравнивают)

(Оба предложения сложные, состоят из двух частей, в левом столбике части соединены союзами а, но, и, в правом с помощью интонации, т.е. бессоюзная связь)

Какой мы можем сделать вывод? (Запятая ставится в любом случае)

Зависит ли постановка запятой от того, какой именно союз соединяет части сложного проедложения?

7. Самостоятельная работа по вариантам. Упр.4, стр232.

1- сложные предложения.

2- простые предложения с однородными членами.

8. Работа над правилом.

Сколько частей в правиле? (Две)

Чтение по частям.

Словарная работа

алмазный

Что такое алмаз? (Очень твердый драгоценный камень)

Почему нужно запомнить эти слова? (Проверочное слово не подберёшь)

9. Самостоятельное составление инструкции (алгоритма)

Как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении?

1. Найти и подчеркнуть главные члены предложения.

3.Если основ две и больше – предложение сложное.

Найти границы частей сложного предложения и пронумеровать части.

Выделить союзы, если они есть.

6. Поставить запятую между частями сложного предложения перед союзом.

Итог урока. Тест.

Сложными называются предложения, в которых:

а) одна грамматическая основа;

б) две грамматические основы;

в) две и более грамматических основ.

Отметить схему сложного предложения.

3. Выбери схему для данного предложения:

Роняет лес багряный свой убор, серебрит мороз увянувшее поле.

4. Перед союзом и ставится запятая:

а) в предложениях с однородными членами;

б) в сложных предложениях в) никогда

5. Перед союзами а, но, запятая ставится:

а) никогда

б) в простых предложениях с однородными членами

СВЕДЕНИЯ ПО СИНТАКСИСУ И ПУНКТУАЦИИ

Урок № 39

Тема: Сложные предложения с сполучниковим и бессоюзным связи связью. Запятая между простыми предложениями, входящими в сложное.

Запятая перед и, и, и, а, но, чтобы, потому что, когда, как

Цель: углубить понятие о сложное предложение; формировать у учащихся умение определять грамматические основы в сложных предложениях, правильно интонировать сложные предложения, употреблять знаки препинания между простыми предложениями в сложном, оr рунтовувати употребления разделительных знаков; воспитывать любовь к родному слову; формировать умение анализировать воспринятое; развивать мышление, речь, память.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник.

Ход урока

И. Актуализация опорных знаний учащихся.

Работа у доски. Записать предложения, в каждом из них определить и подчеркнуть грамматическую основу. С’ выяснить, из скольких простых предложений состоит каждое сложное предложение. Объяснить употребление разделительных знакi в. Прочитать предложения, правильно их інтонуючи.

Ревет и стонет Днепр широкий, сердитый ветер завива... (Т. Шевченко) Туча небо кроет, солнце не блеснет, ветер волком воет, дождь потоком виснет. (П. Грабовский.) Проклювали жаворонки тучи дождевые, а сами спрятались в густой траве. (В. Заяц.) И море переливается в огнях, волнуется трава. Поет в небе дальний птица душа моя поет. (В. Сосюра.) Дремлет сад, и остро пахнет г’ ята. (В. Сосюра.) В калины о кукушке я спрашиваю, но калина не отвечает. (Есть. Гуцало.)

II. Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности.

И II. Изучение нового материала.

Работа с учебником. Проработка теоретического материала (с. 87-88).

ИV . Выполнение упражнений на закрепление.

Работа у доски. Записать предложения. Определить и подчеркнуть в каждом грамматические основы, объяснить, как эт’ связаны простые предложения в сложное: без союзов или при помощи союзов (соединительных слов)?

Большие тучи холодом нагусли, красная листва падает в роще. Летят в теплые края очень дикие гуси, а я слонам привет передаю. (Л. Костенко.) Журавлята сожалели, что растут они медленно. (М. Сингаевский.) Как спит малая травка, лебеды дождик снится. (А. Мястковский.) Отцвели голубые маттиолы, погасло лето на желтых полях. (В. Гринчак.) Лещиновые кусты позадирали копья, по пикам дождь стика, а ветер обтіка. (Есть. Гуцало.) Пробег автомобиль, и синее облачко дыма за ним развеялась. (М. Рыльский.)

Творческая работа. Из каждой пары простых предложений образовать сложные с помощью союзов (или связующих слов). Образованы сложные предложения записать, объяснить знаки препинания.

1). 1. Ночь прошла быстро. Наступил серый утро туманное. 2. Буря утихла. Волны продолжали бушевать. 3. Понесся первый порыв ветра. Лодка вздрогнул.

2). 1. Была прекрасная, но грустная пора. Ее называют поздней осенью. 2. Над городом стояла ночь. Высоко среди неба светил ясный месяц. 3. Прошел проливной дождь. Небо теперь ясное.

Завершить сложные предложения и записать их, ставя, где нужно, запятые. Прочитать получившиеся предложения, правильно их інтонуючи. Начертить схему каждого предложения.

1. Солнце уже взошло, но...

2. Золотые лучи солнца коснулись деревьев, а...

3. Осень торжественно прощалась с землей, и...

4. Вокруг стояла торжественная тишина, ...

Работа с учебником. Выполнение упражнения 224 (устно).

Объяснительный диктант. Указать сложные предложения, подчеркнуть в них грамматические основы. Начертить схемы сложных предложений (по образцу, данному в упражнении 224), объяснить употребление разделительных знаков.

Днепр ревет, дрожит подмытая круча... (Б. Гринченко.) Гром креснув, и дождь полился. (Л. Боровиковский.) Гром гогочет, а молния облако раздирает. (Т. Шевченко.) Сияет солнце, волна играет, опилки с ветром шелестит. (С. Черкасенко.)

Опилки трав’ яниста степное растение с узкими листьями и цветками, собранными в пушистую метелку; ковыль-волосатик.

Переписать, подчеркнуть в каждом из предложений грамматические основы.

1. Эт’ ялы пышные цветы, затих осенний сад, туманом лег на ветви холодный ноябрь. Медленно на рассвете бредет он в степях, где листиком последним легкий мороз пропах. Зима вот-вот прилине, в снегах уснет земля, и песня хуртовинна над ней загуля. (Д. Мегелик.)

2. Иду путем; солнце сияет, ветер с травами говорит; перед мной и за мной степь колышется, как море. Он нагнулась опилки белая, зверобой скрутил стебельки, краснеет душица, как звезды, горят козельце. Крикнул перепел в овражке, стрепет брызнул над терниями; по кустам между дерезой ходят дрофы табунами. (Я. Щоголев.) Наймисливіша ткачиха не зітче такой обильной плахты, как природа заткала на чудо людям ту широкую долину! (Панас Мирный.) Вы представьте, посмотрите, как восходят звезды украдкой, потому что они хотят приготовить сюрприз луне; а он поднимается спокойно, величественно над темным и молчаливым степью. Лес становится мрачным; высокая скала таинственно склоняется над второй, а та стоит, как гора, и луна обливает их своим бледным сиянием. (Марко Вовчок.)

Переписать предложения, на месте точек вставляя пропущенные буквы. Расставить пропущенные запятые (подаем предложение без их изъятия). Объяснить употребление запятых. Доказать, что представленные предложения являются сложными. Прочитать их, правильно інтонуючи.

П...ся калинка, явор молодеет, а кругом их в..рболози и лозы с..леніють. (Т. Шевченко.) По горизонту неба серыми барашками побежали мохнатые тучки, над оз..ром заш...лестів оч...рет, а с д...рев тихо снимались и задумчиво падали на землю сухие л...сточку (С. Васильченко) Желтые пал..колючки цвета тихо качались на волосинках вдоль колосьев, и незаметный п..лок золотився на солнце. (М. Коцюбинский) С..лена трава горит с..леним огнем, а на ее длинных л..сточках играет и сверкает чистая роса. (Панас Мирный.)

Работа с учебником. Выполнение упражнения 226 (устно).

Переписать, расставляя запятые (подаем предложение без их изъятия). Объяснить наличие или отсутствие запятой перед союзом и. В каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу. Указать предложения простые и сложные.

Спрятал декабрь подо льдом реки и повдягав леса в белые кружева. (Ю. Старостенко.) Улетел последний аист, и не остался на нашей земле ни один перелетная птица. (Из журн.) Толстая снежная одеяло и прочный ковер опавших листьев надежно укроют землю от мороза. (Из журн.) Мчались кони напрямик, перебросили санки, и уже наша вьюга дальше не поехала. (В. Заяц.)

В представленных пословицах дописать вторую часть сложного предложения, поставить нужные знаки препинания.

Кто людей спрашивает... . Чем умный стыдится... . Кто рано встает... . Страшно бывает поэтому... .

Для справок.

Тот и разум имеет. Тем дурак превозносится. За тем дело водится. У кого совесть нечиста.

V. Подведение итогов урока.

Беседа.

· Какие предложения называются сложными?

· Сколько грамматических основ, то есть сколько простых предложений может быть в сложном предложении?

· Как связаны между собой простые предложения в сложном?

· Как інтонуються сложные предложения?

· Какими союзами могут соединяться простые предложения в сложном?

· Какие знаки препинания ставятся между частями сложного предложения?

Учебный диктант. В каждом из предложений подчеркнуть грамматическую основу. Указать сложные предложения.

Мы идем через сенокос, и темнеет над нами небо. Звенит земля, а я слушаю. Слушаю небо, слушаю землю и слушаю дедову язык. И в мое сердце вливается какая-то незримая сила, что на веки вечные она привяжет меня к этой земле, к певучей тихой речи.

Чем гуще изморозь падала на дедову голову, тем больше он любил меня и щедро раскрывал свою душевную сокровищницу. (По В. Симоненко; 63 сл.)

V И. Домашнее задание.

§ 12, упражнение 228 или творческая работа: составить текст (объем - 6-8 предложений) на тему “Прощание с осенью”, использовав в нем 3-5 сложных предложений. Работу записать, в каждом из предложений подчеркнуть грамматическую основу.

Технологическая карта урока по русскому языку

Тема урока: «Запятая в сложном предложении»

Тип урока : Урок – закрепление

Цель урока: Закрепление знаний об отличительных особенностях простого предложения с однородными членами от сложного с одинаковыми союзами, о правильном пунктуационном оформлении простых предложений с однородными членами и соединенные союзами и, но (да), а.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

Метапредметные (развивающие):

  • Коммуникативные: умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме и письменной речи.
  • Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план.); осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
  • Познавательные: умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов; выявлять сущность, особенности объектов на основе анализа объектов делать выводы; находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Предметные (образовательные): умение отличать простое предложение с однородными членами от сложного, если в них есть одинаковые союзы, правильно пунктуационно оформлять их, находить и исправлять ошибки в письменной речи; осознание вербальных и невербальных средств общения как ментальности, «духа» народа, проявления его культуры.

Личностные (воспитательные): умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: мультимедийный проектор, учебник, рабочая тетрадь.
Оформление доски:

Презентация

План урока:

Этапы урока

Регламент (мин)

Орг. момент

Актуализация знаний

Постановка проблемы

Постановка проекта выхода из затруднений

Реализация проекта

Включение в систему знаний

Итог

Рефлексия

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

Формирование УУД

Орг. Момент

Ребята, я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Сегодня урок будет требовать от вас внимательности и ответственности. Для того, чтобы у вас получилось – пожелайте друг другу удачи. Проверьте свою готовность к уроку. У всех ли есть тетради по русскому языку, учебник на столе, ручки, карандаши?

Регулятивные УУД:

Формирование положительного

отношения

к учению

Коммуникативные УУД:

Умение слушать и вступать в диалог

Мотивация к учебной деятельности

― Что такое счастье, что значит для школьника быть счастливым? (Хорошая отметка, похвала учителя, родителей, хорошие взаимоотношения с одноклассниками.)

А зачем в речи надо употреблять простые и сложные предложения? (Чтобы речь была более понятнее)

― А что для этого нужно? Хорошо работать на уроке.

― Вчера на уроке мы выяснили отличие сложного предложения от простого.

― Можем ли мы закончить изучение сложного предложения? Почему?

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

Познавательные УУД:

Осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД:

Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;

Актуализация знаний

Каждый ученик получает карточку. (Травка зеленеет. Солнышко блестит)

Прочитайте. Что написано на листочке? (Предложение)

Почему? (Потому что несет в себе смысл. Это простое предложение, в нем есть одна грамматическая основа)

Запишите свое предложение. У доски.

Соедините два предложения вместе. Что получилось? Докажите. (Получилось предложение, состоящее из двух частей)

Чем отличается новое предложение? (В нем две грамматические основы)

Запишите его, у доски. Подчеркните грамматическую основу (Травка зеленеет, солнышко блестит)

Как связаны между собой части этого предложения? (Части связаны по смыслу и интонационно)

Это предложения простые или сложные? (Сложные)

Почему? (Предложение, состоящее из двух и более грамматических основ, части которого связаны по смыслу и интонационно называется сложным)

Итак, что такое сложное предложение? (Предложение, состоящее из двух и более грамматических основ, части которого связаны по смыслу и интонационно называется сложным)

Каждая ученик разбирает два предложения. (1. Лес еще не оделся листвой, деревья только пробуждаются 2. Побежали ручьи, потому что солнце пригревает)

Какие они? В чем сходство? Докажите. (Это сложные предложения, так как состоят из двух грамматических основ)

В чем различие этих предложений? (В 1-м предложении от одной части к другой нельзя задать вопрос, а во втором можно)

Каким образом эти два простых предложения связали в сложное? (В первом предложении с помощью интонации, а во втором с помощью интонации и союзов)

Постановка проблемы

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа

– Напишите «Классная работа».

Прочитайте предложения и найдите грамматическую основу.

Прозвенел звонок с урока.

Ребята выбежали на перемену.

Началась весёлая игра.

Прозвенел звонок с урока, ребята выбежали на перемену.

Прозвенел звонок с урока, ребята выбежали на перемену, началась весёлая игра.

Чем похожи предложении и в чём их отличие?

Какие из этих предложений простые, а какие сложные?

Почему запятая? (Запятые разделяют части сложного предложения.)

По какому признаку предложения делятся на простые и сложные? (По количеству грамматических основ.)

Регулятивные УУД:

Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

Учиться работать по предложенному учителем плану .

Коммуникативные УУД:

Р азвиваем умение слушать и понимать речь других.

Постановка проекта выхода из проблемы

–Вспомните, какие проблемы мы решали на предыдущих уроках по теме «Сложное предложение», и дополните этот ряд ключевых слов. (Простое предложение, однородные члены, отсутствие запятой.)

– Сегодня на уроке мы повторим и обобщим всё изученное о простом и сложном предложении.

– Давайте составим план урока, чтобы различить просто предложение от сложного, что нам необходимо предпринять:

  1. Подчеркнем грамматические основы
  2. Определяем просто или сложное предложение
  3. Определяем союзы
  4. Ставим запятую
  5. Проверяем себя

Коммуникативные УУД:

Познавательные УУД:

Реализация проекта

Работа на доске.

На доске записанные вертикально слова: соединяются и разделяются. Дополните эти слова нужной информацией, чтобы получилась схема или обобщающая таблица о простом и сложном предложении.

Диктант с самостоятельной подготовкой.

Упр. 79.

Проверка составленных схем по образцу, выполненному на доске заранее.

Самостоятельная работа.

Выполнение заданий № 6, 7 в рабочей тетради. Коллективное обсуждение результатов.

а) – Схема какого предложения представлена в задании № 6? (Сложного, состоящего из трёх частей.)

– Как соединены части этого предложения?

– Как вы подбирали нужный вариант? (Подчеркнули основы, нашли однородные члены.)

б) – Каким является предложение в задании № 7? (Сложным.)

– Сколько в нём частей? (2)

– Почему часть иссушит степь не является простым предложением в составе сложного? (Потому что действующим лицом является ветер: он налетит и иссушит (сделает сухой) степь.)

– Какие члены предложения будут однородными? (Сказуемые налетит, иссушит.)

– Прочитайте 1-ю часть сложного предложения, затем 2-ю часть.

– Как они соединены? (С помощью союза и.)

– Какой же вариант схемы подходит к этому предложению? (1)

Письмо по памяти.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы,

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы…

(С. Есенин)

– Объясните постановку знаков препинания. Нарисуйте схему предложения.

К слову березка придумайте прилагательные.

– Разберите по составу все имена прилагательные.

Составьте текст «Березка – символ России

Первичное закрепление с произношением во внешней речи

А сейчас поиграем.

Я называю предложение, если оно простое, то вы хлопаете сидя, если сложное - вы встаете.

Проходит долгая зима. В воздухе повеяло весной потому, что закончился ненастный февраль. Лед на реках чернеет. Вода разливается по окрестным лугам, она не может поместиться в берегах. Начинается ледоход. Луч солнца отражается в лужах. Все теплее становятся дни, с юга летят перелетные птицы. Грачи прилетели первыми, и поэтому они заняли лучшие квартиры. Все рады весне!

Познавательные УУД:

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Сам. Работа с проверкой по эталону

Повторим ранее изученный материал и проведём мини-тест, отвечая на вопросы которого вы все получите отметки.

Возьмите маркеры и альбомные листы.

1. Сложное предложение состоит из…

2. Однородные члены предложения и части сложного предложения соединяются с помощью союзов…

3. Между частями сложного предложения на письме…

4. В предложении, где однородные соединены при помощи союзов А, НО…

5. В предложении, где однородные соединены союзом И запятая между ними ставится, если…

6. В схемах каких предложений недостаёт запятых (перечислить буквы) …

7. Схемы простых предложений под буквами…

8. Схемы сложных предложений под буквами…

А) [ _ ͇ ] и [ _ ̳ ].

Б) [ _ ] но ].

В) [ _ ͇ ], но [ _ ̳ ].

Г) [ _ , а ].

Д) [ _ ̳̳ ] а [ _ ͇ ].

Е) [ _ и ии ].

Включение в систему знаний

Создайте и запишите на листах нашего цветка сложное предложение. Определите его вид и докажите. Для создания сложных предложений вам помогут союзы.

(желтый листок) Наступила весна. Стало тепло.

(зеленый листок) Днем светит солнце. Стоит чудесная погода.

(малиновый листок) Возвращаются перелетные птицы. Апрель на дворе.

(фиолетовый листок) Быстро тает снег. Вода несется бурными потоками.

(розовый листок) Белка прыгает с ветки на ветку. Медведь вылез из своей берлоги.

(оранжевый листок) Земля прогрелась. На полях начался сев.

(синий лист) Деревья только пробуждаются. Скоро лес оденется листвой.

И, потому, что, а, но, поэтому, когда, также, тоже, ни-ни, так как, если, поэтому

(Каждая пара создает свое сложное предложение, записывает на лепесток и у доски доказывает его вид. Затем закрепляет лепесток на доске. В итоге получается цветок)

Итог

Какова была тема урока?

Какую цель мы ставили на уроке?

Смогли ли мы ее достичь?

Какими знаниями мы пользовались?

Что мызакрепляли, что отрабатывали?

Какое предложение называется сложным? Как его отличить от простого?

С помощью чего соединяются части сложного предложения?

Зависит ли постановка запятой от того, какой именно союз соединяет части сложного предложения?

Личностные УУД: смолообразование

Рефлексия

Какое задание показалось сложным?

На какую оценку вы выполнили работу?

Над чем вам нужно еще работать

(Выставление оценок)

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Лес еще не оделся листвой, деревья только пробуждаются Побежали ручьи, потому что солнце пригревает

Прозвенел звонок с урока. Ребята выбежали на перемену. Началась весёлая игра. Прозвенел звонок с урока, ребята выбежали на перемену. Прозвенел звонок с урока, ребята выбежали на перемену, началась весёлая игра.

Чтобы различить простое предложение от сложного, необходимо: 1. Подчеркнуть грамматическую основу 2. Определить простое или сложное предложение 3. Определить союзы 4. Поставить запяту ю 5. Проверить себя

1. Бумага совсем размокла, и оловянный солдатик пошел было ко дну, но в туже минуту его проглотила рыба. 2. Летом налетит с юга горячий ветер, иссушит степь, и погибнут растения от засухи.

Письмо по памяти. Улыбнулись сонные берёзки, Растрепали шёлковые косы, Шелестят зелёные серёжки, И горят серебряные росы… (С. Есенин)

Предварительный просмотр:

  1. Сложное предложение состоит из…
  2. Однородные члены предложения и части сложного предложения соединяются с помощью союзов…
  3. Между частями сложного предложения на письме…
  4. В предложении, где однородные соединены при помощи союзов А, НО…
  5. В предложении, где однородные соединены союзом И запятая между ними ставится, если…
  6. В схемах каких предложений недостаёт запятых (перечислить буквы) …
  7. Схемы простых предложений под буквами…
  8. Схемы сложных предложений под буквами…
  1. [ _ ͇ ] и [ _ ̳ ].
  2. [ _ ] но ].
  3. [ _ ͇ ], но [ _ ̳ ].
  4. [ _ , а ].
  5. [ _ ̳̳ ] а [ _ ͇ ].
  6. [ _ и ии ].

Тема: «Запятая в сложном предложении» Тип урока: Цель: - Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер. Для парной работы: карточки с алгоритмом; Для индивидуальной работы: - учебник «Русский язык»; - тесты разноуровневые.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка: «Запятая в сложном предложении»»

Р У С С К И Й Я З Ы К

Тема: «Запятая в сложном предложении»

Тип урока: повторение и закрепление изученного.

Цель:

- развивать умения ставить запятые в сложном предложении с союзами;

Развивать умение отличать простые предложения от сложных; развивать умения конструировать предложения;

Развивать умения составлять схемы простых предложений и сложных;

Обучать навыкам самооценки и самоконтроля;

Совершенствовать коммуникативные навыки;

Развивать творческое мышление;

Совершенствовать навыки сотрудничества.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.

Для парной работы : карточки с алгоритмом;

Для индивидуальной работы:

Учебник «Русский язык»;

Тесты разноуровневые.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний. (Организационный момент).

Этап 1. Определение основного вопроса урока.

Сегодня такой хороший день. Я рада быть сегодня с вами. Давайте поприветствуем всех присутствующих. И подарим им свои улыбки.

Каким бы вы хотели видеть сегодня урок русского языка?

(после ответов детей открывается запись на экране)

Интересный

Познавательный

Развивающий

Результативный

Чтобы получился урок таким, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь.

Какими должны быть на уроке ученики?

(после ответов – запись на экране)

Активные

Думающие

Работоспособные

Внимательные

Дисциплинированные

Настройте себя положительно на урок.

1. Определяем основной вопрос урока.

Посмотрите на доску. Запишите отгадку в столбик.

Он любитель грызть морковку,
Ест капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там,
По полям и по лесам
Серый, белый и косой,
Кто, скажите, он такой?
(Заяц)

С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нём полезный витамин -
Это спелый...

(Апельсин)

На коробку я похож,
Ручки ты в меня кладешь.
Школьник, ты меня узнал?
Ну, конечно, я - ... .

(Пенал)

В саду на дереве растёт
Красивый, вкусный, сочный плод.
Я подскажу: на букву Я
Он начинается друзья.
(Яблоко)

Посмотрите на меня -
Сбоку у меня поля,
Для задачек будут, детки,
На моих страницах клетки,
А для разных упражнений,
Я - в линейку, без сомнений.
Это - лёгкая загадка:
Каждый знает, я - ...
( Тетрадь )

Жарким солнышком согрет,

В шкурку, как в броню, одет.

Удивит собою нас

Толстокожий...

(Ананас)

Если он на дне лежит,
Судно вдаль не побежит.

(Якорь)

Посмотрите на первые буквы каждого слова, какое ключевое слово нашего урока получилось по вертикали?

(Запятая)

Скажите, в каких случаях ставится запятая в сложном предложении?

Сформулируйте основной вопрос урока.

«Какова роль запятой в сложных предложениях?»

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3 . Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II . Формулирование проблемы.

Этап 2. Вспоминаем изученное.

Посмотрите на доску

Солдаты поздравляли друг друга с великой Победой.

Их лица светились счастьем и гордостью.

О каком важном событии здесь идёт речь?

До 79 -ой годовщины Победы в ВОВ осталось совсем немного. Кто знает, когда началась ВОВ? Молодцы, ребята! Очень важно знать и всегда помнить историю своей страны!

Какие это предложения по структуре: простые или сложные?

Докажите, что это простые предложения.

Составьте и запишите из двух простых предложений одно сложное.

Солдаты поздравляли друг друга с великой Победой, и их лица светились счастьем и гордостью.

Докажите, что получилось сложное предложение.

Подчеркните грамматические основы, выделите союз.

А как на письме можно разделять части сложного предложения?

Части сложного предложения разделяются запятой.

Как вы думаете, какие знания мы будем закреплять на этом уроке? (Роль запятой в сложном предложении)

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

III . Открытие новых знаний.

Этап 3. Определение темы и цели урока.

Сформулируйте тему нашего урока. (Запятая в сложном предложении)

Чему должны научиться? (Мы должны закрепить знания о написании запятой в сложном предложении; закрепить умения составлять схемы простых и сложных предложений).

IV . Развитие умений.

Этап 4. Применение знаний.

ФИЗМИНУТКА

Итак, сегодня на уроке мы будем закреплять знания о постановке знаков препинания в сложных предложениях.

Прочитайте предложение, поставьте знаки препинания и составьте алгоритм ваших действий при постановке знаков препинания в сложном предложении. А того, чтобы вы правильно выполнили это задание, дополните алгоритм недостающими словами.

Советские войны мужественно защищали свою Родину и мы помним их героические подвиги.

«Алгоритм постановки знаков препинания в сложном предложении»

    Найди и подчеркни……….

    Определи количество……….

    Найди………, который связывает части сложного предложения.

    На границе частей сложного предложения перед союзом поставь……

Проверьте правильность постановки знака препинания в предложении.

Советские войны мужественно защищали свою Родину, и мы помним

их героические подвиги.

- Объясните пошагово свои действия при постановке знака препинания.

Для чего нужна запятая в этом предложении?

Проверьте алгоритм.

Алгоритм постановки знаков препинания в сложном предложении»

1.Найди и подчеркни грамматическую основу предложения.

2.Определи количество частей в данном предложении.

3.Найди союз, который связывает части сложного предложения.

4.На границе частей сложного предложения перед союзом поставь запятую.

Работа по учебнику.

Откройте учебники, на стр. 178 упр. 452. – выполняется по заданию.

Солнце село за горизонт, спустились сумерки.

Мы скользим на лодке по глади озера, и только плеск весел нарушает тишину.

Мы осторожно проплыли мимо белых лилий, а они даже не шевельнулись.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Р азвиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3 . Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

V . Рефлексия.

Вот и подошёл к концу и наш урок. Он вам понравился? Закройте глазки на минутку и вспомните всё, что было на этом уроке, какие задания мы выполняли, с чем работали.

– Какой был основной вопрос урока? (роль запятой в сложном предложении)

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

Выберите мордашки, а выбор будет зависеть от того, насколько вы остались довольны своей работой на уроке.

Я работал хорошо, все понял, очень старался.

- В следующий раз я постараюсь быть активнее.

- Мне было трудно, я многое не понял.

Покажите ваши выбранные мордашки. Спасибо вам всем за работу.

VI . Домашнее задание.

Творческое домашнее задание - составьте текст поздравления для ветеранов, используя сложные предложения.

Информационно-технологическая карта урока.

Тема урока: « Запятая в сложном предложении ».

Тип урока: повторение и закрепление изученного.

Цель урока:

- развивать умения ставить запятые в сложном предложении с союзами;

Развивать умение отличать простые предложения от сложных; развивать умения конструировать предложения;

Развивать умения составлять схемы простых предложений и сложных;

Обучать навыкам самооценки и самоконтроля;

Совершенствовать коммуникативные навыки;

Развивать творческое мышление;

Совершенствовать навыки сотрудничества.

Формы организации деятельности на уроке:

Фронтальная,

Индивидуальная.

Структура урока:

    Актуализация знаний. Организационный момент. (Этап 1. Определение основного вопроса урока)

II . Формулирование проблемы. (Этап 2. Вспоминаем изученное)

    Открытие новых знаний. (Этап 3. Определение темы и цели урока)

    Физминутка

V . Развитие умений. (Этап 4. Применение знаний)

VI . Рефлексия.

VII . Домашнее задание.

Методы:

Словесные;

Наглядные;

Практические;

Самостоятельная работа учащихся;

Работа под руководством учителя.

Оборудование:

· мел (маркер), классная доска;

· экран, проектор, компьютер;

· мультимедийная презентация урока;

· раздаточный материал: карточки для индивидуальной работы, карты самооценки.

Предполагаемый результат:

Усвоить алгоритм постановки знаков препинания в сложном предложении;

Приобретение умений и навыков различия простого предложения от сложного;

Усвоить алгоритм постороения схемы сложного предложения;

Мотивация к изучению русского языка.

Этап урока

Дидактическая цель

Методы

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

    Организационный момент

Цели:

– актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

– создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

– уточнить тип урока, наметить шаги учебной деятельности.

Создание рабочей обстановки, необходимой для активной работы на уроке

Педагогика сотрудничества.

Психологические приемы:

Установочная беседа

Слушают учителя, психологический

    Актуализация знаний учащихся.

Цель:

– организовать актуализацию умений ставить запятую в сложном предложении.

Заинтересовать ребят предстоящей работой, пробудить активность.

Словесный метод, наглядный метод.

Фронтальная беседа, познавательная игра.

Фронтальная работа, решение заданий.

    Формулирование проблемы.

Цель: организовать постановку учебной проблемы с использованием побуждающего от проблемной ситуации диалога.

Создание проблемной ситуации.

Поисково – исследовательский метод

Фронтальная беседа

Поиск путей решения проблемной ситуации.

3.Открытие новых знаний.

Цель:

– организовать поиск решения учебной проблемы с использованием подводящего от проблемы диалога.

Сформировать познавательные мотивы.

Организовать деятельность по отработке умений и навыков изученного материала.

Практический метод,

словесный метод,

метод стимулирования интереса к учению,

наглядный метод.

Познавательный рассказ.

Выполнение

упражнений,

фронтальная проверка.

Самостоятельная

работа, взаимопроверка.

Фронтальная работа.

4. Физкультминутка

Предупредить утомление детей

Выполнение упражнений.

Выполнение упражнений.

    Развитие умений.

Цели:

– организовать применение нового знания;

– организоватьвыполнениесамостоятельной работы;

– организовать фронтальную проверку, самопроверку;

– организовать самооценку по критериям

Организовать деятельность по применению новых знаний.

Практический метод,

словесный метод,

метод стимулирования интереса к учению,

наглядный метод.

Задание на развитие логики

Самостоятельная работа, взаимопроверка.

Индивидуальная дифференцированная работа, фронтальная проверка.

Выполняют упражнения, с фронтальной проверкой.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Фронтальная работа.

    Рефлексия.

Цели:

– зафиксировать новое содержание урока;

– организовать рефлексию собственной учебной деятельности.

Формирование самооценки учебной деятельности

Словесный метод,

наглядный метод.

Консультация по использованию карточек рефлексии.

Самооценка своей деятельности на уроке

    Домашнее задание

Цель: – организовать выполнение д/з.

Слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД ).

Организует инструктаж по заданиям упражнения.

Читают задание, слушают инструктаж

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении»

Цели: 1) показать условия постановки запятой между простыми предложениями в союзном сложном предложении; развивать орфографические и пунктуационные навыки; 2) развитие устной и письменной речи; расширение словаря; коррекция памяти, логического мышления учащихся на основе упражнений в группировке языкового материала; 3) воспитание интереса и положительного отношения к предмету.

Планируемые результаты: умения различать простые и сложные предложения, применять правило постановки запятой между простыми предложениями в союзном сложном предложении, объяснять языковые явления и процессы.

Тип урока: объяснение нового материала

Оборудование: компьютер, карточки, учебник

Ход урока:

I . Организационный момент

1. Положительная установка

- Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу и пожелайте успешной работы на уроке.

2. Развитие слухового восприятия (за экраном)

- Какое сегодня число?

- Кто сегодня дежурный?

- Какой сейчас урок?

- Сейчас будем проверять домашнее задание. Откройте тетради.

II . Проверка домашнего задания

- Какие трудности были при выполнении домашнего задания?

III . Орфографическая разминка

1. Словарная работа

- Посмотрите на слова и запишите их в точной последовательности:

гимнастика

осанка

снаряд

чемпион

тренер

тренироваться

- Какое слово лишнее? (нужно убрать карточку со словом тренироваться )

- На какие две группы можно разделить слова? (первая группа – слова, относящиеся к 1 склонению, вторая – слова 2 склонения)

2. Работа по карточкам (в карточках даны слова и словосочетания, в которых ранее были допущены ошибки)

- Откройте тетради и выполните задание из карточки

Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки:

(Не)отремонтирова(нн, н), (не)годующий взгляд, (не)вида(нн, н)ая кр..с..та, кваше(нн, н)ая капуста, (дальне)восточный, (не)мог, кого(либо), (сельско)хозяйственный, выр..стали, пятими(лл, л)ионный, (не)напоминало, о син.. шарф.., в тёмн.. пруду

Взаимопроверка

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте работы по образцу

IV . Повторение пройденного

- Закончите фразы:

Части речи в русском языке делятся на самостоятельные и …

К служебным частям речи относятся …

Служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов в предложении, а также простых предложений в составе сложного – это …

Союзы бывают …

Ответы: (служебные) (предлоги, союзы, частицы) (союз) (простые и составные; сочинительные и подчинительные)

V . Подготовка к изучению новой темы

1. Лингвистическая разминка

- Поразмышляйте над загадкой старинной легенды

- Вот какую роль может сыграть такая крошечная запятая!

Вывод: Знаки препинания выполняют важнейшую функцию в тексте. Они помогают более полно и точно выразить смысл письменной речи.

2. Знакомство с темой урока

- Вы легко узнаете тему урока, если хорошо помните алфавит.

А

За

О

пред

Д

тая

У

ями

Й

ду

Ч

союз

Щ

ном

Э

пред

Х

в

Ы

слож

Ю

ложе

Ь

ном

М

ми

В

пя

С

ложени

Ж

меж

Л

просты

Я

нии

(Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении)

(Запись темы в тетради)

3. Целеполагание

- Так как в самой формулировке темы заключено правило, то вам легко будет определить цели сегодняшнего урока.

(Определение целей: узнать условия постановки запятой между простыми предложениями в союзном сложном предложении; развивать орфографические и пунктуационные навыки)

VI . Работа по теме урока

1. Анализ предложений (предложения записаны на доске)

- Объясните постановку знаков препинания. Выделите грамматические основы, постройте схемы предложений. Отработайте орфограммы в словах с пропущенными буквами и скобками.

1. Месяц ещё не вст..вал, и только две звёздочки сверкали на (тёмно)син..м своде.

2. Когда туман ра..сеивался порывами ветра, на востоке можно было разл..чить чуть с..невший ровный берег.

3. Погода была тихая, и пруд словно заснул.

4. Со(?)нце на пустынной наб..режной пр..гревало сквозь туман, и всё сияло перед глазами.

5. Если дед ух..дил из дома, бабушка устраивала на кухн.. интереснейшие собрания.

(№ 1 [– = ], и [– =] месяц вставал, и две звезды сверкали

2 (Когда – =), [ = ] когда туман рассеивался, можно было различить

3 [– = ], и [– =] погода была тихая, и пруд заснул

4 [– = ], и [– =] солнце пригревало, и всё сияло

5 (если – =), [– = ] если дед уходил, бабушка устраивала)

Общий вывод:

- Как узнать, простое предложение или сложное? (Выделить основы)

- Что мы наблюдаем во всех этих сложных предложениях с точки зрения пунктуации?

Физминутка

Комплекс упражнений В.Ф.Базарного (сидя или стоя)

VII . Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

1. Чтение правила

- Чтобы убедиться в правильности сделанного вывода, обратимся к учебнику на стр. 151. Какое правило предлагают нам авторы учебника? (Чтение теоретических сведений)

2. Упр. 364 (1, 2, 5) – комментированное письмо, составление схем на доске.

(№ 1 [= –], и [= и – ] светился снег, и чернели тропы

- Какой союз соединяет предложения?

- Что соединяет союз и ?

2 [– = ], и [= –] месяц светил, и видна была травинка

5 [– = и =] дверь хлопала и открывалась [= –], и [= –] входили люди, и врывался пар)

Вывод: Сочинительный союз и связывает однородные члены и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложносочинённого предложения.

3. Упр. 365 (1-3) – самостоятельное выполнение с последующей самопроверкой по образцу

- Какие союзы связывают предложения?

- Что связывают союзы?

Вывод: Подчинительные союзы связывают простые предложения в сложном предложении, которое называется сложноподчинённым.

VIII . Подведение итогов урока

- Чему мы учились в течение урока?

(- видеть структуру сложных предложений;

Определять границы простых предложений в составе сложного;

Правильно расставлять знаки препинания;

Видеть орфограммы в словах.)

- С помощью чего присоединяются простые предложения, входящие в состав ССП и СПП? (С помощью сочинительных и подчинительных союзов)

- Как разделяются простые предложения, входящие в состав сложного? (Разделяются запятой)

- Сформулируйте правило постановки запятой в сложном союзном предложении.

(Между простыми предложениями, входящими в состав сложного, ставится запятая)

Рефлексия

Оценивание

- Какую отметку вы себе поставили бы?

- Как себя оценивает …

Домашнее задание

§ 61

Упр. 366 или 367 (по выбору)