Кирик и улита мощи в италии. Ки́рик Тарсийский, младенец

Село Васькино известно с конца XVI века. В начале XVII в. здесь была деревня, поместье Петра Игнатьевича Рыбина, а до него – Никиты Собынина. Потом ею владели Венедикт и Галактион Маховы, у которых деревня была отписана на государя. Она стала сельцом, когда помещичий дом на берегу р. Люторицы построил Никита Наумович Беглецов, купивший её в 1640 году. От его вдовы Анны сельцо перешло к её брату Никите Филатьевичу Лихачёву, который завещал его в 1689 году брату близкого к царю Алексею Михайловичу окольничего Алексея Тимофеевича Лихачёва и тоже окольничему Михаилу Тимофеевичу Лихачёву, который и построил здесь в 1700 году каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в формах московского барокко. Храм изначально представлял собою бесстолпный четверик с двумя приделами (правый – в честь Воскрешения Лазаря и левый – в честь преподобномученика Никиты Переяславльского Столпника). После возведения церкви село получило второе название Рождествено.

Потом усадьба часто меняла своих владельцев и в 1795 году перешла к князю Дмитрию Михайловичу Щербатову, сыну знаменитого историка, почетного члена Санкт-Петербургской академии наук, члена Российской академии и выдающегося политического деятеля, президента Камер-коллегии и сенатора Михаила Михайловича Щербатова. В усадьбе часто гостил племянник князя – известный русский мыслитель, друг Пушкина Петр Яковлевич Чаадаев.

Тогда же храм по прошению княгини Натальи Ивановны Щербатовой перестроили в формах ложной готики, в стенах пробили три больших арочных проема, вновь выстроили колокольню. Храм стал основой сформировавшегося в конце XVIII века – первая четверти XIX века усадебного комплекса.

При князе Сергее Ивановиче Шаховском, владевшем усадьбой с 1895 года, Васькино часто посещал великий русский писатель Антон Павлович Чехов, который был крестным дочери князя Наталии. В церкви венчался и брат писателя – Михаил.

От усадебного комплекса до нашего времени сохранились усадебный дом, каретный сарай, хозяйственные постройки (начало XX в.), парк и пруды.

В советское время храм внесли в число памятников культуры государственного значения, однако это не спасло его от разрушения. В 1930 году было принято решение о закрытии церкви и «передаче ее в ведение сельсовета для использования под клуб». Позднее здание храма стали использовать как гараж, в стене был пробит проем для въезда грузовых машин, в центре храма устроили смотровую яму. В 1975 году на церковь как на памятник культуры был составлен паспорт научного учета. К началу 1990-ых годов сохранились лишь первый ярус самого храма и первый ярус колокольни.

Церковь была передана общине в ноябре 1997 года, богослужения возобновлены в апреле 1998 года. 8 апреля 1998 года настоятелем храма Указом Управляющего Московской епархией митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия назначен священник Александр Смолиевский. Долгое время богослужение происходило в аварийных условиях, однако воссоздание храма все-таки началось: был сделан проект реставрации, а в 2002 году наступила активная фаза реконструкции. В 2008 году был сделан иконостас храма, в 2009-2010 годах произведена роспись храма. К осени 2010 года восстановление храма было полностью завершено.

21 сентября 2010 года по благословению митрополита Ювеналия архиепископом Можайским Григорием при большом стечении народа, для которого храм стал поистине родным, был совершен чин Великого освящения.

При храме действуют церковно-приходские школы и для детей, и для взрослых, также существует Братство трезвости для людей с алкогольной, табачной и наркотической зависимостями.

Богослужения совершаются в воскресные и праздничные дни и накануне. Начало вечерних богослужений в 17 часов, утренних - в 8 часов. По вторникам в 19.30 совершается молебен с акафистом перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

В храме есть и своя святыня – икона святого преподобномученика Никиты Столпника Переяславльского с частицей его мощей.

Село Васькино.

В начале XVII в. здесь была деревня, поместье Петра Игнатьевича рыбина, а до него - Никиты Собынина. Потом ею владели Венедикт и Галактион Маховы, у которых деревня была отписана на государя. Она стала сельцом, когда помещичий дом на берегу р. Люторицы построил Никита Наумович Беглецов, купивший её в 1640 г.

От вдовы Беглецова Анны сельцо перешло к её брату Никите Филатьевичу Лихачёву, который завещал его в 1689 г. брату близкого царю Алексею Михайловичу окольничего Алексея Тимофеевича Лихачева и тоже окольничему Михаилу Тимофеевичу Лихачёву, владевшему сельцом до 1708 г. Михаил Тимофеевич начал службу в 1664 г. чарочником (придворный чин, в его обязанности входило подавать напитки на царский стол).

В 1675 г. он - степенный ключник (ведал царскими погребами, наблюдал за доставкой напитков).

В 1676 г. - кравчий (чашник, виночерпий, подававший царю вино и заботившийся о царском питье).

С 1676 по 1682 г. и в 1692 г. возглавлял Серебряную, Золотую (ювелирные мастерские) и Оружейную палаты (производство всех видов личного оружия).

С 1678 по 1681 г. - стряпчий с ключом (дворцовый эконом). Во время стрелецкого восстания (1682 г.) по требованию стрельцов он был сослан вместе с братом. По возвращении из ссылки не имел политического веса.

В 1683 г. - думный дворянин, в 1690 г. - окольничий (вторые после бояр должности в армии, приказах и на воеводстве получали окольничие).

С 1698 г. - в Казенном приказе (ведавшем царской казной). В последний раз упомянут в 1700 г., когда построил каменную Богородице-Рождественскую церковь в Васькино, оно по церкви стало называться Рождествено. М.Т. Лихачёв умер после 1705 г. Его вдова Татьяна Никитична в 1708 г. продала село князю Матвею Петровичу Гагарину.

В 1686 г. Матвей Петрович - стольник (начальный придворный чин для молодых людей из знатных фамилий), в 1691-1693 гг. - помощник своего брата, воеводы в Иркутске, потом воевода в Нерчинске. По своему служебному положению князь мог дёшево приобретать дорого ценившиеся в России товары из Китая. Видимо, он злоупотреблял этим, потому что в 1700 г. возникло судебное дело по жалобе купца, которому князь не уплатил «работные» деньги за скупку для него драгоценный камней в Китае.

В 1706 г. Матвей Петрович назначен начальником Сибирского приказа.

С 1701 по 1707 гг. он вёл наблюдение за строительством шлюзов канала Волга-Дон.

В 1707 г. назначен комендантом Москвы , укреплял город от возможного нападения шведов.

В 1708 г. назначен первым губернатором Сибири.

В 1715 г. Матвей Петрович был вызван в Петербург для дачи показаний о сокрытии поступлений от торговых сделок. Во время следствия он жил в Сибири и исполнял свою должность.

В 1719 г. арестован, даже просьбы императрицы не смогли сломить решимость Петра I , и в 1721 г. князь был повешен в присутствии царя за злоупотребление служебным положением и упорство в укрывательстве пособников, первым из которых был А.Д. Меншиков. Очень долго его тело не снимали с виселицы.

В том же году (1708) Васькино купил Автомон Иванович Иванов, последний думный дьяк.

В 1680-1681 гг. он был ещё подьячим, а в 1682 г. называется уже думным дьяком.

В 1689 г. был дьяком в Пушкарском приказе, в 1694 - ведал Иноземный приказ.

С 1686 по 1709 г. - управляли Поместным приказом.

В 1699 г. участвовал в введении гербовой бумаги Автомон Иванович пользовался большим доверием царя Петра I, что подтверждается большим количеством писем государя. А.И. Иванов заседал в Сенате наравне с сенаторами, был деятельным исполнителем приказаний Петра о сборе денег, рекрут, высылке работников в Воронеж и Петербург.

В 1721 г. село перешло к его сыну Николаю Автомоновичу, по смерти которого в 1731 г. - к его вдове Анне Ивановой (вторым браком она сочеталась с Бредихиным) с детьми Сергеем, Татьяной, Аграфеной, Марфой и Дарьей.

В 1743 г. по разделу досталось Сергею Иванову (ум. 1746), после его смерти - матери и сестрам Аграфене Тютчевой и девице Марфе.

С 1770 по 1785 г. селом владел генерал В.И. Измайлов.

После него Степан Егорович Кроткое, небогатый дворянин, имевший 300 душ крестьян, к которым за 40 лет прибавил ещё 10000. Екатерина II ставила его русским помещикам в пример как образцового хозяина.

В 1795 г. усадьба перешла к князю Дмитрию Михайловичу Щербатову (1760-1839), сыну историка М.М. Щербатова, и тогда же храм с. Васькино-Рождествено был перестроен по прошению матери нового владельца, княгини Натальи Ивановны Щербатовой (ум. 1798).

Ныне существующий усадебный дом был построен в 1822-1825 гг. деревянным, перестроен в камне с сохранением внешних форм в 1969 г. Боковые крылья дома объединены с центральной его частью крытыми переходами. Сын Дмитрия Михайловича, Иван Дмитриевич, вступил в армию в 1812 г. вместе с двоюродным братом П.Я. Чаадаевым.

В 1820 г. произошли волнения в Семёновском полку, солдаты государевой роты в знак протеста против издевательств нового командира полка и некоторых офицеров оказали неповиновение. Во время волнения Иван Дмитриевич не был в полку, находясь в отпуске в с. Родждествено (Васькино) Но, узнав о событиях в Петербурге, он имел неосторожность приятелю по службе, полковнику Ермолаеву, где писал: "Ты не поверишь, как жалко мне было узнать, что офицеры не остались при солдатах... нашему брату не нужно было отставать в благородной решимости сих необыкновенно расположенных людей". Письмо перехватила тайная полиция, Ермолаев и Щербатов были арестованы и отправлены в Витебскую крепость.

Следствие тянулось почти шесть лет.

Щербатова обвиняли в том, "что он в присутствии своём допускал нижних чинов его команды забавляться неприличными шутками на счёт своего полкового командира Шварца". В Васькино был произведён обыск.

В 1826 г. после суда над декабристами И.Д. Щербатов был разжалован и рядовым послан на Кавказ, где умер от чахотки в 1829 г.

После смерти отца усадьбой владела Елизавета Дмитриевна Щербатова (ум. 1885), оставшаяся в девицах, затем потомки её сестры Натальи Дмитриевны (1795-1884), которая вышла замуж за князя Фёдора Петровича Шаховского (1796-1829, владел с. Верзилово в Серпуховском уезде, ныне в Ступинском районе Московской области).

Он, член «Союза спасения» и «Союза благоденствия», в 1826 г. был арестован в Нижнем Новгороде и сослан в Сибирь. В Туруханске помог деньгами жителям, пострадавшим от неурожая, что повлекло за собой следствие о правильности выдач денежных сумм декабристам, находящимся на поселении гражданским губернатором Спепановым (выдавал больше положенного). Шаховскому было запрещено лечить и обучать местных детей, по предписанию из Петербурга он был переведен в другой город (Енисейск). Вскоре лишился рассудка.

Прошение жены в переводе больного в имение было отклонено Николаем I , но повелено перевести его в Суздальский Спасо-Евфимиевский монастырь . Жене было разрешено, живя поблизости, иметь попечение о муже. При пересылке из Енисейска в Суздаль обморозил ноги. В монастыре Фёдор Петрович 6 мая 1829 г. объявил голодовку и продолжал её до смерти 22 мая.

Сын Фёдора Петровича и Натальи Дмитриевны, генерал-адъютант и Генерал-лейтенант, князь Иван Фёдорович Шаховской (1826-1894) отличился в Крымской войне, с 1866 г. командовал лейб-гвардии уланским полком, с 1892 г. он генерал от кавалерии, был начальником Киевского военного округа, командир гвардейского корпуса.

Он был женат на графине Екатерине Святославовне Бержинской.

Его брат, князь Дмитрий Фёдорович Шаховской (1821-1867), военный, рано вышел в отставку, на два срока избирался Серпуховским уездным предводителем дворянства. Жена Дмитрия Фёдоровича, Наталья Борисовна, (1820-1906, урожденная княжна Святополк-Четвертинская).

В молодости она выделялась красотой, у неё был живой ум и порывистый характер, любила театр и сама талантливо исполняла роли в любительских спектаклях. Была смелой, любила верховую езду.

Семейным врачом Четвертинских был Фёдор Петрович Гааз, самоотверженный служитель бедным и несчастным.

Наталья Борисовна после смерти мужа и отъезда дочери за границу, посвятила всю свою жизнь служению ближним.

В 1872 г. княгиня покупает на свои средства обширное владение в Лефортове, на двух десятинах которого стояло пять полуразвалившихся зданий. Привлечены были настоятельницей жертвователи, и в отремонтированные здания переведена была община. Здесь она находилась до своего закрытия после 1917 г., год от года разрастаясь и застраивая обширными, прекрасно оборудованными зданиями свои две десятины земли.

Последние годы своей жизни княгиня был озабочена устройством приюта для сестер-инвалидов, потерявших здоровье и силы на своей тяжелой страде.

Незадолго до кончины княгиня Шаховская обратилась в Московскую Городскую думу с предложением принять после ее смерти основанную ею общину в ведение города, что, конечно, было с благодарностью принято, так как город нуждался не только в таких благоустроенных больницах, какими обладала община, но главным образом в надлежаще подготовленных сиделках для своих многочисленных лечебных учреждений.

До конца жизни Наталья Борисовна Шаховская служила заветам милосердия и деятельной любви, в течение целого полувека звала сострадательные сердца на подвиг самоотвержения, она оставила неизгладимый след в истории благотворительности, начатое ею дело не заглохло, а продолжало развиваться на благо страждущих до общей гибели старой России в пламени революции 1917 г. Мирно скончалась она в 1895 г. и погребена в храме основанной ею общины, искренне оплаканная горячо любившими ее сестрами.

Сын Ивана Фёдоровича, князь Сергей Иванович Шаховской (1865-1908), земский начальник, владел усадьбой Васькино с 1895 г.

Брат Сергея Ивановича, Дмитрий Иванович Шаховской (1861-1939) был государственным и общественным деятелем.

После окончания Петербургского университета он служил в уездном земстве, был одним из основателей журнала «Освобождение», член совета «Союза Освобождения», на учредительном съезде партии кадетов был избран в ЦК. Член 1-й Государственной думы, избран секретарем думы и руководителем фракции Кадетов.

После Февральской революции министр Временного правительства, с августа 1917 г. член комитета «Совет общественных деятелей».

В 1918 г. один из учредителей «Союза возрождения России», имевшейся целью борьбу с большевиками, но вскоре отошел от общественной деятельности.

Сергей Иванович Шаховской разорился и продал усадьбу. После Шаховских усадьбой владел инженер Владимир Николаевич Семенкович, племянник поэта А. Фета. Огромный человек, который ездил на огромных лошадях. В усадьбе он устроил дорогой пансионат для состоятельных жителей Москвы.

Владимир Николаевич Семенкович (1863-?), автор нескольких брошюр и книги «Север России в военно-морском и коммерческом отношениях», М., 1894. О заметке Семенковича «Из Серпуховского уезда», Чехов писал 2 декабря 1896 г. из Мелихово Суворину: «Прилагаемую корреспонденцию, если можно, напечатайте, хотя петитом. Из Серпухова. Это насчет дороги, которую хотят и могут отнять у нас. Автор корреспонденции В.Н. Семенкович, племянник Фета, мой сосед». Семенкович помогал Чехову во время всенародной переписи 1897 г.

Сохранилось 20 писем Чехова к Семенковичу и 4 письма Антона Павловича жене Семенковича, Евгении Михайловне.

У Семенковичей было двое сыновей: Всеволод и Сергей и четверо дочерей.

С 1911 г. усадьбой владела купчиха Е.А. Капканчикова.

С 1927 по 1929 г. в усадьбе Васькино. Рождествено тож, разместилась швейцарская коммуна «Солидарность», организованная Фрицем Платтеном.

С 1929 г. в Васькино - совхоз, в усадьбе - дом отдыха.

До нашего времени сохранились усадебный дом, каретный сарай, хозяйственные постройки (начало XX в.), парк и пруды.

В клировой ведомости за 1869 г. записано: «Село Новорождествено, Васькино тож. Церковь построена неизвестно в котором году, тщанием бывших оного села владельцев. Зданием каменная с такой же колокольней.

Престолов в ней три: в настоящей холодной в честь Рождества Пресвятой Богородицы , в теплой - Святого праведного Лазаря, во имя Святого Преподобного Никиты Столпника. Причта положено издавна: священник, дьячок, пономарь.

Церковь окружена строением и заведениями княжны Щербатовой, а Дома священноцерковнослужителей стоят в отдалении от храма на крестьянской земле, в линии с крестьянскими, дома же господские деревянные, но без принадлежностей, а у священника сарай устроен на его собственное иждивение.

Приписана к сей церкви в 1811 г. церковь в честь Рождества Христова, что в селе Мелихове, с июля же 19 дня 1844 г., по случаю умышленно зарытой, а после будто бы по сновидению вырытой близ алтаря иконы Смоленской Божией Матери , крестьянкою Федосьею, до 22 декабря по резолюции Его Высокопреосвященства была отписана к Крестовоздвиженской, что на Лютерице церкви, ныне же опять состоит приписанною к сей церкви.

Священник Василий Алексеев Холмогоров, 29 лет. Родился в Moсковской губернии, сын диакона. Обучался в Спасо-Вифанской Духовной семинарии наукам: богословским, философским, физико-математическим, словесности, истории церковной, всеобщей и истории раскола, языкам: греческому, латинскому и немецкому. По окончании курса наук с аттестатом 2 разряда произведен Саввою, епископом Можайским, на настоящее место во священника в 1864 г.

С 1869 г. состоял наставником при народной школе.

Жена - Глафира Васильева, 27 лет, дети: Алексей, Константин. Дьячок Егор Григорьев Лавров, 34 лет, пономарь Иван Дмитриев) Соколов, 24 лет.

Заштатные и сиротствующие. Священник Василий Феодоров Озеров, 69 лет, сын дьячка, окончил Московскую Перервинскую семинария в среднем отделении. По окончании двухгодичного курса философски» наук уволен в епархиальное ведомство. С 1826 г. служил на настоящем месте.

С 1864 г. за штатом, в семействе у него жена Анна Иванова 67 лет.

В 1844 г. за открытие молебствия в приписном селе Мелихове пред иконою Богоматери Смоленской, прославленной крестьянкой Федосьею Ивановой, якобы в ночи вырытой близ алтаря Христорождественской церкви по сновидению, а впоследствии, по ее признанию, оказалось, что она ею самою была прежде зарыта и за открытие молебствия Озеров был посылаем в монастырь на неделю со священнослужением. Были у него и еще прегрешения, с женой оба находятся на содержании зятя своего местного священника.

К Богородицерождественской церкви с. Васькино-Новорождествено; была приписана церковь соседнего с. , Мелихово.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделами святого праведного Лазаря Четверодневного и преподобного Никиты Столпника Переяславского была в советское время закрыта, разрушены верхние ярусы колокольни и храма.

В 1997 г. храм возвращён верующим и восстанавливается.

Восстановлены восьмерик храма и главка.

И вот мы снова посетили одну из усадеб нашего Чеховского района, на этот раз - Васькино. До Васькино добираться не сложно и не долго - всего лишь нужно переехать за ж.д. переезд в строну Мелихово и, не доезжая оного, по левой стороне будет населенный пункт Васькино и, собственно, усадьба. Сразу хочется сказать, усадьба в запустении, раньше в усадебном доме гуляли свадьбы, теперь и такового нет, парк весь зарос, былые скверики превратились в бурелом, но дух и атмосфера остались! А это дорогого стоит! И ехать посмотреть и погулять - обязательно надо! Тем более, на территории усадьбы есть замечательный храм Рождества Пресвятой Богородицы, но обо всем по порядку…

Историческая справка усадьбы Васькино

Васькино находится в стороне от дороги в чеховское Мелихово, и к слову, Антон Павлович бывал здесь. Бывшее имение многие десятилетия занимал дом отдыха, теперь же здесь общежитие для строителей… Вот что можно прочитать в одном из источников Интернета - Васькино, известно еще со времен царя Иоанна Грозного. В 1584 году он подарил своему приказному дьяку Ивану Онофриеву землю в Подмосковье за то, что тот «зело борзо» и грамотно писал царские указы. На этих землях в ту пору стояло три крестьянских дома. Владельцем одного из них был крестьянин Васька. От слов «Васькино подворье» и пошло название деревеньки - Васькино.

Старинное имение Шаховских (Щербатовых) стоит увидеть! В кругу лип – обращённая к въезжающим алтарём церковь Рождества Пресвятой Богородицы. И совсем рядом – жилой комплекс, состоящий собственно из главного корпуса, переходов и боковых крыльев. Отыскивая в Интернете какую-то информацию, выяснилось, что дом не подлинный. А местные жители нам сказали, что дому этому 300 лет! И с виду, он еле жив, можно дать все 300 смело! Но… Прежде, чем он был реконструирован в кирпиче (1969 г.), главное усадебное здание дважды подвергалось переделкам, в результате последней, в XIX столетии, по его центру выросли строгие тосканские портики, придавшие ему благородства и строгого обаяния. К интересным особенностям постройки можно отнести полукруглые выступы – башни со стороны двора, сооружённые как и портики, купцом Капканчиковым. Не смотря на свой юный 40-летний возраст (!!!), особняк кажется 100-летним, а нам показался именно 300-летним (интересно, почему аборигены нам не рассказали этого?) - слой толстой и грубой штукатурки старит дом.


Из древних документов известно, что деревня Васькино по обеим сторонам речки Люторицы упоминается и в 1627г. В ней всего насчитывалось 6 дворов и 12 душ. В 1689-1708 годах село Васькино принадлежало окольничему Михаилу Тимофеевичу Лихачеву, который построил здесь в 1700 году каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в формах московского барокко, представлял собой бесстолпный четверик с двумя приделами (в честь Воскрешения праведного Лазаря и преподобномученика Никиты столпника, Переяславльского). Храм стал основой сформировавшегося в конце XVIII - первой четверти XIX века усадебного комплекса. Начало истории усадьбы Васькино можно считать именно со времен возникновения здесь храма, после чего село получило свое второе название Рождествено.

В наше время интересно почитать послужной список Лихачева. Михаил Тимофеевич начал службу в 1664 году чарочником, подававшим напитки на царский стол, затем служил ключником, ведал царскими погребами, наблюдал за доставкой напитков. С 1676 возглавлял Серебряную и Золотую ювелирные мастерские и Оружейную палату. С 1678 по 1681 г. был стряпчим - дворцовым экономом. Во время стрелецкого восстания (1682 г.) по требованию стрельцов был сослан. По возвращении из ссылки не имел политического веса. В 1683 году значится думным дворянином, в 1690 году – окольничим (вторые после бояр должности в армии) и еще через 8 лет - в Казённом приказе. Умер Лихачев после 1705 г. Его вдова Татьяна Никитична в 1708 г. продала село князю Матвею Петровичу Гагарину.

Князь Гагарин имел должность коменданта Москвы и первого губернатора Сибири. Позже был казнен Петром I за злоупотребление служебным положением и упорство в укрывательстве пособников.

Затем усадьба одного за другим меняла владельцев, среди них значатся: Автомон Иванович Головин, в 1721 г. – его сын Николай Автомонович, по смерти которого в 1731 г. - его вдова Анна Иванова с детьми Сергеем, Татьяной, Аграфеной, Марфой и Дарьей. С 1770 по 1785 г. хозяином поместья исповедальные ведомости показывают полковника Василия Ивановича Измайлова, а затем с 1786  г. – коллежского асессора Стефана Егоровича Кроткова. Барин Кротков запомнился современникам как ярый и безжалостный крепостник. А Екатерина II ставила его русским помещикам в пример как образцового хозяина. Кто бы мог предположить, что великий васькинский пруд – несомненное украшение усадьбы, а вернее работы по его устройству и переносу речного русла – стали причиной недовольства крестьян, их ропота и массового побега. Да, про пруд нам местные жители рассказывали - поистине, отличный пруд! Вот привести бы его в порядок! Но, мы вернемся к рассказу добрых людей чуть позже, всему свое время…

После тираничного Кротова наступила эра революционно-настроенных Щербатовых. В имении Васькино у И.Д. Щербатова побывало много друзей и сослуживцев, среди которых был Иван Якушкин, влюбленный в старшую сестру Ивана Щербатова Наталью.


А вот история по данным кн. Дмитрия Шаховского: «В конце XVIII в. имение приобретено кн. Дмитрием Михайловичем Щербатовым, сыном известного историка и братом Анны Михайловны, владелицы Алексейцева (Алексеевское, Дмитровского уезда, ныне утрачено. Кто бы сомневался…). У Дмитрия Михайловича, рано овдовевшего, было в 1825 г. трое взрослых детей: оставшаяся незамужней Елизавета (р. 1792 г.), сын Иван (р. 1794 г.), и дочь Наталья (р. 1795 г.). Частыми гостями в Рождествене (Рождествено – второе название села по имени храма Рождества пресвятой Богородицы) были до 1812 г. и тётушка Анна Михайловна с воспитанниками Чаадаевыми. Война 1812 г. разлучила надолго мужскую и женскую половины молодого поколения… В ноябре 1819 г. Наталья Дмитриевна выходит замуж за Фёдора Петровича Шаховского, одного из основателей Союза Спасения и Благоденствия, и переезжает с мужем в Петербург, где собрался дружный кружок передовой молодёжи: Чаадаевы, брат Иван Щербатов, Сергей и Матвей Муравьёвы – Апостол, другие офицеры Семёновского полка. Суровая расправа с Семёновским полком после солдатского протеста в октябре 1820 г. разметала друзей и нанесла тяжёлый удар всей Щербатовской семье. Полк расскасирован, среди четырёх семёновских офицеров, отданных под суд и запрятанных в казематы Витебской крепости по настоянию царя, был и Щербатов; Чаадаев прерывает свою блестящую карьеру и выходит в отставку; у Шаховского в феврале 1822 г., как и у Чаадаевых, производят обыск и отбирают бумаги, он попадает в число заведомо неблагонадёжных офицеров и выходит в отставку. Но это только пролог к настоящей буре, разразившейся над семьёй после 14 декабря. Шаховской, ставший к этому времени мирным хозяином и нежным семьянином, за участие в Обществе и за умысел цареубийства в 1817 г. ссылается на поселение в Туруханск, Щербатов отправлен из крепости рядовым на Кавказ, лучшие друзья казнены или на каторге, на Наталью Дмитриевну, мать двух малолетних детей, сваливается вся тяжесть материальных забот и приходится спасать состояние семьи; ехать к мужу пока оказывается невозможным, а через два года Ф.П. Шаховской сходит с ума и его обмороженного привозят не домой, а в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь – известную крепость-тюрьму, где он в ужасной обстановке умирает в 1829   г. Через год умирает на Кавказе, так и не повидавшись с родными, и Иван Щербатов. Вот мрачные переживания Рождествена-Васькина за двадцатые годы. Они начинаются Семёновской историей, кончаются смертью Шаховского и Щербатова».

Вот так-то…

Васькино и А.П. Чехов

Во времена А.П. Чехова усадьба принадлежала Сергею Ивановичу Шаховскому - внуку декабриста Федора Петровича Шаховского, об этом упоминалось выше. Земский начальник и добрый друг знаменитого соседа по имению Антона Павловича Чехова, Сергей Иванович обладал высоченным ростом и был довольно громогласен. Васькино входило в медицинский участок, который обслуживал доктор Чехов, и писатель часто гостил здесь и был крестным отцом дочери князя Натальи, крещенной в васькинском храме. В этом храме венчался и брат Антона Павловича Чехова - Михаил. Соседи по имению были всегда вместе в общественных делах: во время переписи населения, при проведении дороги и строительстве школ. Антону Павловичу очень нравилось старое дворянское гнездо, парк с вековыми липами, кленовая аллея (вот откуда по всему парку
растут маленькие кленчики, их просто сотни или даже тысячи!), ведущая к пруду с родниками, истории, связанные с декабристами, в которых глухо упоминалось имя Пушкина. Как же Антон Павлович добирался до усадьбы? Старожилы говорят, что раньше путь был намного короче, чем сейчас. Недалеко от Мелихова сохранился кусочек прежней дороги на Лопасню с рядом березок по правой стороне. После войны 1941-1945 гг. местные жители ездили продавать молоко в Царицыно. Шли по этой дороге с двумя 5-литровыми бидонами. И сразу попадали на станцию. Сейчас этой дороги уже никто не помнит. А Антон Павлович, скорее всего, ездил на лошадях. Хотя это могли быть и пешие прогулки. Вот какая связь Васькино и Чехова, посему и памятник писателю стоит в усадебном парке. А мы-то гадали, не зная истории…

В конце XIX - начале XX века становятся очень модными дачи. И Сергею Ивановичу, который уже не в состоянии был содержать такую огромную усадьбу, предлагают в парке строить дачные домики. Уж больно место было красивое! Но он ничего не стал менять - рука не поднялась тронуть старое дворянское гнездо. До аукциона дело не дошло, но имение было продано. И вот эти небольшие подробности, возможно, вспоминались Чехову при написании «Вишневого сада», хотя очень многие усадьбы «претендуют» на прототип усадьбы Раневской. К слову сказать, Сергей Иванович Шаховской после смерти А.П.Чехова предлагал организовать в усадьбе сельскохозяйственную школу, но ничего из этого не вышло.

Продолжение исторической справки…

После того, как ничего не вышло, усадьбу покупает племянник поэта Афанасия Фета - инженер Владимир Николаевич Семенкович, человек уже иной формации, который, как утверждает один из источников, устраивает здесь дорогой пансионат для состоятельных москвичей. Слушайте, ну прямо с языка снял! Только сегодня обсуждали такой момент, что как бы было хорошо облагородить усадьбу и сделать какую-либо гостиницу, дом отдыха для состоятельных людей с прекрасным рестораном, с отличным парком и прудом, возродив атмосферу былых лет!

Другие же, более достоверные источники сообщают, что новый владелец усадьбы сохраняет дворянское гнездо и лишь строит несколько флигелей для писателей и художников.

Письмо маленькой пациентки

А вот что нашлось в Сети в одной из газет…

Очень многие грехи мы списываем на советские времена, - говорит главный хранитель Государственного литературно-мемориального музея-заповедника А. П. Чехова «Мелихово» Ксения Чайковская. - Да, конечно, мелиховский дом начал рушиться, когда стали ломать перегородки, чтобы сделать для молодежи клуб, избу-читальню... Но дом в Васькино пострадал намного раньше, свидетельства чему мы находим в письме дочери Семченковича - Веры Владимировны Афанасьевой, которая была маленькой пациенткой А.П.Чехова и хорошо его помнила. Эти письма хранятся в фондах музея-заповедника А.П.Чехова «Мелихово». В 1971 году она пишет Ю.К.Авдееву:

«Уважаемый Юрий Константинович!

С этим письмом я посылаю Вам снимок главного фасада дома и флигелей усадьбы Васькино. Думаю, что Вам будет приятно иметь в музее снимок того дома, который так любил и часто посещал Антон Павлович. В первом Вашем письме ко мне Вы писали: «Судьба Мелиховской усадьбы была более печальной, чем судьба Васькинской усадьбы. Дому и усадьбе Васькино... более повезло». Тогда я не могла Вам ничего возразить, так как не могла в подтверждение своих слов послать Вам ту копию снимка, которую посылаю сегодня. Ведь печальная судьба старинной исторической усадьбы Щербатовых началась еще в 1908 году, когда владелица усадьбы Капканщикова разрушила и внешний, и внутренний вид старинного дома, простоявшего нетронутым более 100 лет. Так что никто того дома видеть не мог, а все знали только дом Капканщиковой, в котором никогда не был А П.Чехов».

Сегодня

Сегодня здесь уже нет дома отдыха. Раньше был от какого-то завода. Сегодня – общежитие для строителей, окруженное множеством автобусов, видимо их привезенных.


Территория открыта и выглядит достаточно пустынно, можно сказать, заброшенно! Но, гулять тут приятно, спокойно. На территории храма построена хорошая детская площадка, как сказали местные жители, усилиями батюшки.

Усадебный дом, построенный в 1825 году, в 1969 году был заново воздвигнут в камне с сохранением прежней планировки, об этом мы уже писали. На самом деле, хозяев у усадьбы было столько, что немудрено и запутаться! Хорошо, что историки четко знают свое дело! Спасибо им огромное! Сегодня одноэтажный дом на высоком цоколе состоит из главного корпуса и двух боковых крыльев, соединенных с главным корпусом крытыми переходами. На террасах главного и паркового фасадов тосканские портики с фронтонами, к торцам здания сделаны пристройки с угловыми эркерами.

Двухэтажный флигель XIX в с белокаменными деталями выстроенный в стиле классицизма в 1970-х гг. был уничтожен. На его месте был построен жилой корпус дома отдыха - ныне общежитие.

Немного о храме и грузовиках…

Несмотря на то, что в советское время храм Васькино был внесен в число памятников культуры государственного значения, это не спасло его от разрушения. Сначала верхние ярусы колокольни и храма были разрушены, а само здание храма стало использоваться как гараж: в стене был пробит проем для въезда грузовых машин. Здание ветшало, кирпичная кладка проросла деревьями, крыша обвалилась. В 1997 году было принято решение о передаче храма в ведение общины. За 12 лет храм был полностью восстановлен, украшены искусной росписью, благоустроена окружающая территория, на колокольне установлены колокола.

Парк с вековыми липами

Не знаю, кому как, но я очень люблю усадебные парки с вековыми липами. Мое воображение рисует картины прошлых лет: дамы с веерами в шляпах и пышных юбках ровно прогуливаются и степенно беседуют…

Сейчас парк несколько мрачный и тенистый, благодаря огромным, тесно сходящимся кронам деревьев. Парк высажен в 1780-х гг. Сильно заросший английский массив парка отнесён к западу от французского, большая часть его вырублена. Дорожки заросли. Проложены новые тропки местными жителями, которые идут каждый своей дорогой: кто на источник, кто в деревню, кто на дачу, кто на пруд…

Ленин или кто?

Когда мы только собирали наши чемоданы в дорогу (а вернее рюкзачки с камерой и штативом), мой знакомый мне сказал, что там, в парке где-то есть памятник кому-то, скорее всего - Ленину! Просил сфотографировать его и узнать, что он там делает! Действительно, что мог делать Ленин Владимир Ильич в парке усадьбы Васькино? И вот мы его увидели! Издали - сидит мужчина с бородкой! Неужели!? Мы прямиком к нему! Но, нет, конечно же! Уже приближаясь к памятнику стало ясно - это Антон Павлович Чехов! Почему он - писала выше! Так что, дорогой друг, нет Ленина в усадьбе, а вот Чехов стоит!

Беседа с местными добрыми женщинами

Естественно, как только мы вошли на территорию усадьбы, мы сразу встретили двух замечательных местных женщин, которые шли с бутылочками на источник набрать святой воды. Мы с ними заговорили и решили пройтись до источника вместе! Они нам рассказали, что проживают в Васькино очень давно - всю свою жизнь! А это лет 50-60! Что помнят усадебный дом еще в хорошем состоянии, помнят как тут был пансионат от завода, помнят как в усадебном доме гуляли свадьбы, помнят прекрасный парк и пруд… На пруду был отличный пляж, пристань с лодочками, люди отдыхали и наслаждались природой! Сейчас - ничего этого нет, только лишь природа. Еще женщины вспомнили, как будучи маленькими, катались на санках и картонках с горы (горой служила парковая дорожка, находящаяся под уклоном прямо к пруду). Вот так… вся жизнь, как один миг! Недавно только катались, визжа с горы маленькие девчонки, а сегодня уже идут по этой горе взрослые женщины на источник… Рассказали также, что и местные «богатеи», отстроившие по ту сторону пруда свои усадьбы, оборудовали и забетонировали дорожку к источнику, за что все им очень благодарны. Пока беседовали, вспомнили немного свою молодость и студенческую юность, оказалось, нашли общих знакомых и даже узнали об их личной жизни, о том как она сложилась и чем живут… Тесен мир, это неоспоримый факт! Дошли мы до источника, наши спутницы набрали водицы, встретили своих знакомых, завязался новый разговор и они пошли по своим делам… мы мило и добро распрощались.



Вопрошаем…

Вот что подумалось и осталось только три вопроса: Почему? Кому? Когда? Почему исторические усадьбы приходят в такое запустение и их стены становятся жертвами «графоманов»? Кому-нибудь вообще есть дело до усадеб, кому-нибудь они нужны и интересны? И когда, наконец, этот кто-то возьмется и сделает хоть что-то для возрождения, восстановления былого облика истории?

P\S Уезжали мы с полной уверенностью, что обязательно еще сюда вернемся. Проведем фотосессию, погуляем по парку, посетим храм, спустимся к пруду, впитаем дух былой…


(Россия, Московская область, Чеховский район, Васькино)

Васькино, получившее по храму второе название Рождествено, находится в стороне от дороги в чеховское Мелихово, и к слову, Антон Павлович бывал здесь. Бывшее имение уже многие десятилетия занимает дом отдыха, и кажется, не строгие порядки постсоветского периода остаются здесь неизменными.
Сразу после ворот, с пилонами старинной кладки – большое футбольное поле, усеянное одуванчиками. За ним – в кругу лип – обращённая к въезжающим алтарём церковь Рождества Пресвятой Богородицы. И совсем уже рядом – жилой комплекс, состоящий собственно из главного корпуса, переходов и боковых крыльев. Дом не подлинный. Прежде, чем он был реконструирован в кирпиче (1969), главное усадебное здание дважды подвергалось переделкам, в результате последней, в XIX столетии по его центру выросли строгие тосканские портики, придавшие ему благородства и строгого обаяния. К интересным особенностям постройки можно отнести полукруглые выступы – башни со стороны двора, сооружённые как и портики, купцом Капканчиковым.

Не смотря на свой юный 40-летний возраст, особняк кажется 100 – летним — слой толстой и грубой штукатурки так старит его.
Из древних документов известно, что деревня Васькино по обеим сторонам речки Люторицы упоминается с 1627 г. В ней всего насчитывалось 6 дворов и 12 душ. Спустя 80 лет — это владения вотчинника, колоритной фигуры конца XVII – начала XVIII вв. – Автонома Ивановича Иванова, поставившего каменную Рождественскую церковь (1700), перестроенную через столетие в модном в то время готическом вкусе.
Следующим хозяином поместья исповедальные ведомости показывают полковника Василия Ивановича Измайлова, а затем с. 1786 г. – коллежского асессора Стефана Егоровича Кроткова.
Барин Кротков запомнился современникам как ярый и безжалостный крепостник. Кто бы мог предположить, что великий васькинский пруд – несомненное украшение усадьбы, а вернее работы по его устройству и переносу речного русла – стали причиной недовольства крестьян, их ропота и массового побега. После тираничного Кротова наступила эра революционно-настроенных Щербатовых.
По данным кн. Дмитрия Шаховского: «В конце XVIII в. имение приобретено кн. Дмитрием Михайловичем Щербатовым, сыном известного историка и братом Анны Михайловны, владелицы Алексейцева (Алексеевское, Дмитровского уезда, ныне утрачено). У Дмитрия Михайловича, рано овдовевшего, было в 1825 г. трое взрослых детей: оставшаяся незамужней Елизавета (р. 1792), сын Иван (р. 1794), и дочь Наталья (р. 1795). Частыми гостями в Рождествене были до 1812 г. и тётушка Анна Михайловна с воспитанниками Чаадаевыми. Война 1812 г. разлучила надолго мужскую и женскую половины молодого поколения…





В ноябре 1819 г. Наталья Дмитриевна выходит замуж за Фёдора Петровича Шаховского, одного из основателей Союза Спасения и Благоденствия, и переезжает с мужем в Петербург, где собрался дружный кружок передовой молодёжи: Чаадаевы, брат Иван Щербатов, Сергей и Матвей Муравьёвы – Апостол, другие офицеры Семёновского полка.
Суровая расправа с Семёновским полком после солдатского протеста в октябре 1820 г. разметала друзей и нанесла тяжёлый удар всей Щербатовской семье. Полк расскасирован, среди четырёх семёновских офицеров, отданных под суд и запрятанных в казематы Витебской крепости по настоянию царя, был и Щербатов; Чаадаев прерывает свою блестящую карьеру и выходит в отставку; у Шаховского в феврале 1822 г., как и у Чаадаевых, производят обыск и отбирают бумаги, он попадает в число заведомо неблагонадёжных офицеров и выходит в отставку. Но это только пролог к настоящей буре, разразившейся над семьёй после 14 декабря. Шаховской, ставший к этому времени мирным хозяином и нежным семьянином, за участие в Обществе и за умысел цареубийства в 1817 г. ссылается на поселение в Туруханск, Щербатов отправлен из крепости рядовым на Кавказ, лучшие друзья казнены или на каторге, на Наталью Дмитриевну, мать двух малолетних детей, сваливается вся тяжесть материальных забот и приходится спасать состояние семьи; ехать к мужу пока оказывается невозможным, а через два года Ф.П. Шаховской сходит с ума и его обмороженного привозят не домой, а в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь – известную крепость – тюрьму, где он в ужасной обстановке умирает в 1829 г. Через год умирает на Кавказе, так и не повидавшись с родными, и Иван Щербатов. Вот мрачные переживания Рождествена-Васькина за двадцатые годы. Они начинаются Семёновской историей, кончаются смертью Шаховского и Щербатова».
Регулярный липовый парк (теперь несколько мрачный и тенистый, благодаря огромным, тесно сходящимся кронам деревьев) высажен в 1780-х гг., но следует полагать, что от первоначального замысла мало что осталось, но основные её компоненты несомненно читаются. Планировочная ось, совпадая с главной аллеей, проходит через центр дома и по двум террасам спускается к водоёму. Впереди паркового фасада от неё в стороны отходят лучи, соединённые полукольцевой дорожкой. Сильно заросший английский массив парка отнесён к западу от французского, большая часть его вырублена.

С. Веселовский Усадьба Васькино (Рождествено)

С Подмосковьем связаны детство и юность Петра Яковлевича Чаадаева…, бывшего старшим современником А. С. Пушкина. Чаадаев сыграл значительную роль в жизни А. С. Пушкина. «Ты сердце знал мое во цвете юных дней», - писал ему поэт в горькие годы ссылки. Чаадаев был образованнейшим человеком и одной из популярнейших фигур в Москве. <...>
Чаадаев рано осиротел и был взят на воспитание теткой А. М. Щербатовой (дочерью известного историка М. М. Щербатова), владевшей в дальних окрестностях Дмитрова небольшим сельцом Алексеевским. Его население состояло из 120 душ. Большую часть года Алексеевское было отрезано от внешнего мира. Зимой редкие проселки заносило снегом, весной и осенью они становились непроезжими от распутиц. В этих тихих местах, в стороне от больших дорог, Чаадаев рос резвым и самостоятельным ребенком. У него рано проявилась страстная любовь к чтению. «Только что вышедши из детского возраста, он уже начал собирать книги и сделался известен всем московским букинистам», - рассказывает племянник Чаадаева М. И. Жихарев.

Он же свидетельствует, что Чаадаев с братом «лето, т. е. четыре и много пять летних месяцев, всегда проводили в деревне либо у себя, либо у родственников и даже у близких знакомых». Можно не сомневаться, что юный Чаадаев часто гостил у своего дяди Д. М. Щербатова, бывшего его опекуном. Ему принадлежала усадьба Васькино (Рождественское), весьма красивая по своему местоположению. Она находится на высоком берегу реки Люторки в окружении великолепного старого парка. Декоративное убранство усадебного дома в Васькине решено сдержанно, но с большим вкусом и изяществом.

О жизни Щербатовых в Васькине мы знаем мало. Их скупая переписка упоминает о дальних прогулках в окрестностях усадьбы и чтениях вечерами «Илиады». В этом семейном кружке участвовал частый гость Васькина декабрист И. Д. Якушкин, близкий друг сына владельца усадьбы И. Д. Щербатова. Нередко вместе с И. Д. Якушкиным в Вась кино приезжал декабрист М. А. Фонвизин (племянник драматурга).
Тяжелый удар обрушился на обитателей Васькина в конце 1821 г. И. Д. Щербатов за сочувствие солдатам во время известного бунта в 1820 г. гвардейского Семеновского полка, где он командовал ротой, был отдан под суд. «На Щербатова падало более подозрений, нежели на других,-пишет И. Д. Якушкин,- по связи его со мной и короткому знакомству с лицами, подозреваемыми правительством». И. Д. Щербатов был лишен дворянства, разжалован и отправлен рядовым на Кавказ, где вскоре умер.

Трагично сложилась жизнь и младшей дочери Д. М. Щербатова. Она была замужем за декабристом, одним из учредителей Союза спасения и Союза благоденствия Ф. П. Шаховским. Одиночество и жестокие условия сибирской ссылки сломили Ф. П. Шаховского. Он заболел тяжелой душевной болезнью и, переведенный в Суздальский монастырь, скончался там в заточении.
Из последующей истории Васькина следует отметить, что в 1890-х годах оно принадлежало племяннику поэта А. А. Фета инженеру В. Н. Семенковичу. С ним был в близких отношениях А. П. Чехов и часто приезжал к нему из находящегося в соседстве Мелихова.

Чаадаев после окончания университета надолго расстался с Алексеевским и Васькиным. В мае 1812 г., за месяц до начала войны с Наполеоном, он поступает на военную службу. «Великий день Бородина, - пишет современник, - простоял он семеновским подпрапорщиком у полкового знамени и за это сражение произведен был в офицеры.

Литература:
С. Веселовский, В. Снегирев, Б. Земенков Подмосковье. Памятные места в истории русской культуры XIV-XIX вв. М., 1962 с. 390-391

Жития мучеников Кирика и Иулитты Тарсийских

Свя-тые му-че-ни-ки Ки-рик и Иулит-та жи-ли в Ма-лой Азии в го-ро-де Ико-нии Ли-ка-он-ской об-ла-сти. Свя-тая Иулит-та про-ис-хо-ди-ла из знат-но-го ро-да и бы-ла хри-сти-ан-кой. Ра-но ов-до-вев, она вос-пи-ты-ва-ла сво-е-го трех-лет-не-го сы-на Ки-ри-ка. Во вре-мя го-не-ния, воз-двиг-ну-то-го на хри-сти-ан им-пе-ра-то-ром Дио-кли-ти-а-ном (284-305), свя-тая Иулит-та с сы-ном и дву-мя вер-ны-ми ра-бы-ня-ми ушла из го-ро-да, оста-вив свой дом, иму-ще-ство и ра-бов.

Под ви-дом ни-щей она сна-ча-ла скры-ва-лась в Селев-кии, а за-тем в Тор-се. Там око-ло 305 го-да она бы-ла узна-на, за-дер-жа-на и пред-став-ле-на на суд пра-ви-те-ля Алек-сандра. Укреп-лен-ная Гос-по-дом, свя-тая бес-страш-но от-ве-ча-ла на во-про-сы судьи и твер-до ис-по-ве-да-ла свою ве-ру во Хри-ста. Пра-ви-тель при-ка-зал бить свя-тую пал-ка-ми. Во вре-мя пы-ток свя-тая Иулит-та по-вто-ря-ла: "Я хри-сти-ан-ка и не при-не-су жерт-вы бе-сам".

Мла-де-нец Ки-рик пла-кал, гля-дя на му-че-ния сво-ей ма-те-ри, и рвал-ся к ней. Пра-ви-тель Алек-сандр про-бо-вал лас-кать его, но маль-чик вы-ры-вал-ся и кри-чал: "Пу-сти-те ме-ня к ма-те-ри, я хри-сти-а-нин". Пра-ви-тель швыр-нул ре-бен-ка с вы-со-ты по-мо-ста на ка-мен-ные сту-пе-ни, маль-чик по-ка-тил-ся вниз, уда-ря-ясь об ост-рые уг-лы, и умер. Мать, уви-дев сво-е-го ис-тер-зан-но-го сы-на, воз-бла-го-да-ри-ла Бо-га за то, что Он удо-сто-ил мла-ден-ца му-че-ни-че-ско-го вен-ца. По-сле мно-гих же-сто-ких пы-ток свя-тую Иулит-ту усек-ли ме-чом.

Мо-щи свя-тых Ки-ри-ка и Иулит-ты бы-ли об-ре-те-ны в цар-ство-ва-ние свя-то-го рав-ноап-о-столь-но-го ца-ря Кон-стан-ти-на († 337, па-мять 21 мая). В честь свя-тых му-че-ни-ков близ Кон-стан-ти-но-по-ля был устро-ен мо-на-стырь, а неда-ле-ко от Иеру-са-ли-ма воз-двиг-нут храм. По на-род-но-му ве-ро-ва-нию, свя-тым Ки-ри-ку и Иулит-те мо-лят-ся о се-мей-ном счастъе и вы-здо-ров-ле-нии боль-ных де-тей.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь мученикам Кирику и Иулитте

Я́ко лоза́ благопло́дная, Иули́тто честна́я,/ грозд зрел принесла́ еси́ Царе́ви, всех Бо́гу,/ сы́на твоего́ Ки́рика сла́внаго,/ му́чением того́ бога́тно украси́вши/ и твое́ю кро́вию наверши́вши,/ тем и дарова́ тебе́ Вы́шний возме́здие в Вы́шних,// иде́же лику́юще, помяни́те нас, му́ченицы терпеливоду́шнии.

Перевод: Как плодовитая лоза, почитаемая Иулитта, ты принесла зрелую гроздь Царю, Богу всех, - сына твоего, прославляемого Кирика, изобильно украсив его мученичеством и твоей кровью (подвиг его) довершив, потому и даровал тебе Всевышний вознаграждение в Небесном Царствии, где радуясь, вспоминайте нас, твердые духом.

Ин тропарь мученикам Кирику и Иулитте

Му́ченицы Твои́, Го́споди,/ во страда́ниих свои́х венцы́ прия́ша нетле́нныя от Тебе́, Бо́га на́шего:/ иму́ще бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́ша,/ сокруши́ша и де́монов немощны́я де́рзости./ Тех моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.

Перевод: Мученики Твои, Господи, подвигом своим венцы нетленные получили от Тебя, Бога нашего; ибо они, имея силу Твою, мучителей низложили, сокрушили и демонов немощные дерзости. По молитвам их, Христе Боже, спаси души наши.

Кондак мученикам Кирику и Иулитте

Во объя́тиих нося́щи христому́ченица Иули́тта Ки́рика,/ на по́двизе му́жески веселя́щися, взыва́ше:// Христо́с есть му́чеников похвала́.

Перевод: Иулитта, мученица за Христа, в объятиях держащая Кирика, в подвиге мужественно радовалась, взывая: «Христос это мучеников похвала».

Ин кондак мученикам Кирику и Иулитте

Же́ртва прия́тна, Бо́гови приноси́ма,/ и свиде́тель ве́рен Христо́в явля́емь,/ с ма́терию пострада́л еси́ Иули́ттою, Ки́риче сла́вне,// с не́юже Христа́ Бо́га моли́ти не преста́й о всех нас.

Перевод: Ты стал приятной жертвой, приносимой Богу, и истинным свидетелем (греч. μάρτυς - мученик, свидетель) Христовым, пострадав с матерью Иулиттой, прославляемый Кирик, с ней же Христа Бога не переставай молить обо всех нас.

Молитва мученикам Кирику и Иулитте

О, дво́ице свята́я, страстоте́рпцы Христо́вы, преблаже́нне Ки́риче, в триле́тнем во́зрасте пострада́вый, с богому́дрою ма́терию Иули́ттою! Кровьми́ ва́шими, я́ко багряни́цею, укра́сившиися и Небе́сных черто́гов и ве́чнующия сла́вы сподо́бившиися, не забу́дите и нас, на земле́ су́щих, но те́плым хода́тайством ва́шим пред Бо́гом изба́вите всех нас от вся́кия ско́рби и боле́зни. Се бо, к честне́й ико́не ва́шей благогове́йно припа́дающе и лобыза́юще ю́, мы, недосто́йнии и многогре́шнии, к вам, я́ко к ско́рым помо́щником и те́плым моли́твенником на́шим, прибега́ем и с сокруше́нным и смире́нным ду́хом вопие́м: не пре́зрите моле́ния нас, гре́шных, не́мощных, во мно́гия беззако́ния впа́дших, но, я́ко благода́тию Бо́жиею венча́ннии, очи́стите нас от неду́г на́ших и испроси́те нам у Христа́ Бо́га на́шего здра́вие душе́вное и теле́сное. Вы бо неоску́дную благода́ть исцеле́ний от Спа́са на́шего Иису́са Христа́ за ве́ру ва́шу, муче́ниими запечатле́нную, прия́ли есте́. Те́мже у́бо помози́те всем, в лю́тых не́мощех лежа́щим и в челове́честей по́мощи отча́явшимся, к вам же те́пле с ве́рою прибега́ющим, и исцеле́ние тем подава́йте неоску́дно, всем же ве́рным грехо́в оставле́ние испроси́те, да сла́вят ди́внаго во святы́х Свои́х Го́спода Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, и Пречи́стую Ма́терь Его́, и ва́ше те́плое заступле́ние всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.